7р-162
Р Е Ш Е Н И Е
11 июня 2024 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Россети Северо-Запада» Рудаковой О.Д. на постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Котласского обособленного подразделения, государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах от 24 октября 2023 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 апреля 2024 года,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Котласского обособленного подразделения, государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах от 24 октября 2023 года Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запада» (далее ПАО «Россети Северо-Запада», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 апреля 2024 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено, из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение ПАО «Россетти Северо-Запад» пунктов 20, 22, 29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 №2047; подпункта «з» пункта 12, подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного Кодекса РФ. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Защитник ПАО «Россети Северо-Запада» Рудакова О.Д. в жалобе выражает несогласие с принятыми в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» актами. При этом просит административный штраф заменить предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения жалобы ПАО «Россети Северо-Запада» извещено по адресу регистрации юридического лица: г. Санкт-Петербург, пл.Конституции, д.3 лит.А, пом.16-Н заказным письмом с уведомлением (ШПИ 16300094705135) 22 мая 2024 года, по адресу местонахождения юридического лица: г. Котлас, ул. Конституции, д.20 (ШПИ 16300094705142) 22 мая 2024 года.
В Архангельском областном суде защитник ПАО «Россети Северо-Запада» Кононов А.Н. доводы жалобы поддержал.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (далее Правила пожарной безопасности № 1614).
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 26 вышеуказанных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 29 Правил пожарной безопасности № 1614 установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 45 вышеуказанных правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 настоящих Правил.
При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
Как следует из материалов дела, 15 июня 2023 года сотрудниками ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» в ходе осмотра лесного участка, расположенного в Котласском участковом лесничестве квартале 283 выделе 3,5; квартале 284 выделе 17, квартале 285 выделе 21, квартале 286 выделе 22, было установлено, что ПАО «Россети Северо-Запада» в нарушение пунктов 10, 26, 29, 45 Правил пожарной безопасности № 1614 допустило ненадлежащее состояние полосы отвода ЛЭП, а именно: оставлена не вывезенная древесина, не выполнены работы по очистке лесосеки по всей трассе линии электропередачи.
По результатам осмотра составлен акт заключительного осмотра лесосеки от 15 июня 2023 года № 02/10 с фототаблицей и схемами чертежами.
Фактические обстоятельства дела подтверждается совокупностью исследованных доказательств: актом заключительного осмотра лесосеки от 15 июня 2023 года № 02/10 с фотофиксацией правонарушения, соглашением от 1 августа 2022 года № 7 на производство работ на землях лесного фонда, заключенного между ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» и ПАО «Россети Северо-Запада», письменными объяснениями Н. от 22 июня 2023 года, письменными объяснениями П. от 29 июня 2023 года, соглашение от 28 июля 2022 года № 5 на производство работ в охранной зоне воздушной линии электропередач, заключенного между ИП П. и ПАО «Россети Северо-Запада», Положением о производственном отделении «Котласские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада», протоколом об административном правонарушении от 15 августа 2024 года 29 АК № 765855, копиями писем в адрес ИП П.. об исполнении соглашения о выполнении противопожарных мероприятий на ВЛ-110 кВ Савватия-Сусоловка по соглашению № 5 от 7 августа 2022 года, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Между ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» (лесничество) и ПАО «Россети Северо-Запада» (эксплуатирующая организация) заключено соглашения о производстве работ на землях лесного фонда от 1 августа 2022 года № 7, срок действия соглашения с 11 декабря 2022 года по 30 декабря 2022 года.
Предметом данного соглашения на основании уведомления исх.38-24/48 от 27 июля 2022 года о вырубке деревьев, кустарников на линейных объектах и в их охранных зонах, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, без предоставления лесных участков, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, эксплуатирующая организация производит разрубку охранной зоны линии электропередачи ВЛ – 110 кВ Савватия-Сусоловка (оп. №132-150) до нормативных размеров, находящейся в собственности ПАО «Россети Северо-Запада». Ширина охранной зоны вдоль воздушных линий 20 м от крайнего провода (слева-справа ВЛ), согласно Постановления Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 года.
Пунктом 2.3.1 вышеуказанного соглашения в обязанности эксплуатирующей компании входит: содержать просеки линейного объекта и охранные зоны в пожаробезопасном состоянии, выполнять требования правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.
Из акта заключительного осмотра лесосеки от 15 июня 2023 года № 02/10, составленного лесничим ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» С.., мастером участка ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» Х.., следует, при осмотре места осуществления лесосечных работ в кварталах 283, 284, 285, 286, лесотаксационных выделах № 3, 6, 17, 21, 22 выполняемых на основании соглашения № 7 на производство работ на землях лесного фонда производственного отделения «Котласские электрические сети Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада», оставлена не вывезенная древесина в объеме 11,068 м? и не произведена очистка по всей линии ЛЭП.
Данные нарушения зафиксированы в фототаблице.
ПАО «Россети Северо-Запада» было надлежащим образом извещено о заключительном осмотре лесосеки 31 мая 2023 года, на осмотр своего представителя не направило, замечаний не сделало.
Из письменных объяснений инженера ПАО «Россети Северо-Запада» от 22 июня 2023 года следует, что между ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» и ПАО «Россети Северо-Запада» заключено соглашение на производство работ на землях лесного фонда, для произведения работ по зачистке линии ЛЭП было заключено соглашение с ИП П.
Из объяснений П.., действующего на основании доверенности от ИП П.., от 29 июня 2023 года следует, что 28 июля 2022 года было заключено соглашение между ПАО «Россети Северо-Запада» и ИП П, на производство работ в охранной зоне воздушной линии электропередач. На основании данного соглашения индивидуальным предпринимателем осуществлялись работы по очистке (вырубка деревьев и кустарников) в охранной зоне ВЛ – 110 кВ «Савватия - Сусоловка» (пролеты опор линии электропередач от № 132-150) находящейся в собственности ПАО «Россети Северо-Запада». Вырубленные деревья и кустарники в охранной зоне линии ЛЭП складировались на территории проходящей линии ЛЭП. В период и по окончанию вышеуказанных работ представителем Общества осуществлялся контроль за выполнением работ, но акт о приемке проделанной работы не составлялся. После проведения осмотра участка сотрудниками «Котласское лесничество» на котором проводились вышеуказанные работы от представителя ПАО «Россети Северо-Запада» поступило сообщение о необходимости убрать порубочные остатки на данном лесном участке. Проводятся работы по устранению указанных недостатков, при этом указал, что складирование порубочных остатков были уложены в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.
Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запада», являясь лицом ответственным за соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, допустило оставление не вывезенной древесины в объеме 11,068 м?, не очистку по всей линии ЛЭП, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
ПАО «Россети Северо-Запада» при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах.
Заключение соглашения между ПАО «Россети Северо-Запада» и ИП П. на производство работ в охранной зоне воздушной линии электропередач не освобождало Общество от обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах на предоставленных лесных участках при производстве работ на землях лесного фонда на основании указанного соглашения № 7 от 1 августа 2022 года.
ПАО «Россети Северо-Запада» надлежало контролировать ход проведения работ, в том числе в части соблюдения требований пожарной безопасности в лесах.
Это следует и из соглашения № 5 от 28 июля 2022 года, заключенного с ИП П.., в соответствии с которым эксплуатирующая организация вправе проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем (пункт 2.2.1).
Довод жалобы о нарушении должностными лицами положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», подлежит отклонению как необоснованный, поскольку в силу пункта 18 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
Кроме того, проверка юридического лица в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не проводилась.
Данное правонарушение выявлено непосредственно сотрудниками ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» при осмотре места лесосечных работ в рамках соглашения № 7 от 1 августа 2022 года, т.к. являлось мероприятием по проверке исполнения ПАО «Россети Северо-Запад» обязанностей, установленных указанным соглашением.
При этом вопреки доводам жалобы в акте заключительного осмотра лесосеки № 02/10 от 15 июня 2023 года указано, что осмотр произведен места осуществления лесосечных работ выполненных на основании соглашения № 7 на производство работ на землях лесного фонда производственного отделения «Котласские электрические сети Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дел об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Акт заключительного осмотра с фотографиями и схемой – чертежом, копией соглашения №7 были направлены для установления виновных лиц и привлечения их к административной ответственности начальнику МО МВД России «Котласский», что соответствует пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В поступившем акте не заявлялось о нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), поэтому положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае неприменимы.
Следовательно, располагая информацией, полученной в результате проведения осмотра лесосеки в рамках соглашения, участковый уполномоченный полиции МО МВД России «Котласский» реализовал свое право на привлечение к административной ответственности в рамках административного производства, получив доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения правил пожарной безопасности в лесах.
То обстоятельство, что соглашением не предусмотрено привлечение к административной ответственности не исключает вину Общества в совершении вмененного административного правонарушения с учетом публично правового характера административной ответственности.
Таким образом, административное правонарушение было выявлено не в ходе государственного (муниципального) контроля, а на основании поступившей информации в МО МВД России «Котласский» из ГКУ АО «Котласское лесничество» о нарушении ПАО «Россети Северо-Запада» правил пожарной безопасности в лесах, которая послужила основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и составления протокола об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы оригинал акта заключительного осмотра лесосеки от 15 июня 2023 года № 02/10, составленного лесничим ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» С.., мастером участка ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» Х.. и его копии, представленные в материалы дела, идентичны. Какой либо иной акт, отличный от акта № 02/10 к жалобе не приложен. В чем конкретно акты не идентичны, в жалобе не указано.
Факт привлечения должностного лица – главного инженера Производственного отделения «Котласские электрические сети» Б. к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по данной норме и не свидетельствует о неправомерном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Вместе с тем ПАО «Россети Северо-Запада» имело возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, но им не были предприняты все установленные законодательством Российской Федерации и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Доказательства, свидетельствующие об этом, в материалах дела отсутствуют и с жалобой не представлены.
Оснований для освобождения ПАО «Россети Северо-Запада» от ответственности с учетом положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ не установлено, поскольку не имеется обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта и постановления должностного лица.
Административное наказание назначено ПАО «Россети Северо-Запада» в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Согласно частей 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности, за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
В данном случае положения частей 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ не применимы, поскольку правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных часть 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Поскольку назначение административного наказания в виде предупреждения предусмотрено санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, на которую защитник ссылается в жалобе, не применимы.
При этом оснований для изменения постановления должностного лица и назначения наказания в виде предупреждения не имеется.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Основания для назначения административного наказания в виде предупреждения отсутствуют, так как совершенное административное правонарушение по нарушению правил пожарной безопасности в лесах, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Котласского обособленного подразделения, государственного лесного инспектора Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах от 24 октября 2023 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Россети Северо-Запада» Рудаковой О.Д. – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов