Дело N 2а-459/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреевой Ю.А.,
административного ответчика судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Ивановой Е.А.,
при помощнике судьи Пушняковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» к судебному приставу- исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» (должник) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера от 24 декабря 2020 года № 38594/20/69042-ИП в сумме 50 000 00 руб.
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Тверской области, заинтересованных лиц – прокурор Калининского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Правительство Тверской области, ГКУ ЦСПН Калининского района Тверской области, Генералова Е.А.
В ходе рассмотрения дела администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» уточнила требования и просила об освобождении от взыскания исполнительского сбора, не оспаривая постановление о его взыскании.
Свои требования мотивировала тем, что в рамках исполнительного производства № 38594/20/69042-ИП администрацией Калининского района, начиная с 03 сентября 2021 года, предприняты все возможные действия по исполнению решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года и в настоящее время не может исполнить свое обязательство перед взыскателем по причине от должника не зависящей. Ранее судом предоставлена отсрочка исполнения решения Министерству социальной защиты населения Тверской области до 01 июня 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреева Ю.А., поддерживая заявленные требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не оспаривая постановление его взыскании, указала на совершение действий по исполнению решения суда до его вступления в законную силу и принятие должником исчерпывающих мер по исполнению решения суда.
В судебном заседании судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Иванова Е.А., возражая против удовлетворения требований, пояснила, что фактически действия по исполнению решения суда начались после истечения установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Администрация не уведомила судебного пристава – исполнителя об исполнении (частичном исполнении) с момента вступления решения в законную силу и до момента возбуждения исполнительного производства, для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судебный пристав - исполнитель проинформирован должником о начале исполнения решения суда после истечения установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 05 ноября 2020 года о том, что 03 ноября 2020 года размещена заявка на сайте закупок. До настоящего времени от должника иных сведений об исполнении решения суда не поступало. 24 декабря 2020 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения - 27 января 2021 года. При поступлении в установленный срок сведений о наличии действий по исполнению, исполнительский сбор не был бы взыскан, вины судебного пристава – исполнителя не имеется. С заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда администрация не обращалась. Определение суда об отсрочке исполнения решения суда в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области не может служить основанием для отсрочки для администрации как должника, на которую возложены иные обязанности судом. В постановлении Правительства от 05 апреля 2012 года №142-ПП «Об утверждении порядка расходования субвенций», указано, что субвенции перечисляются органом местного самоуправления в соответствии со списком утверждённым комиссией по формированию списков детей сирот и после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контакта. Генералова Е.А. включена в списки детей сирот на 2021 год, предоставлена субвенция, что указано в письме от 14 октября 2020 года, препятствий к проведению торгов не имелось. Указала на возможность уменьшения размера исполнительского сбора.
Административный ответчик УФССП России по Тверской области, заинтересованные лица - прокурор Калининского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Правительство Тверской области, ГКУ ЦСПН Калининского района Тверской области, Генералова Е.А., Минфин Тверской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, предстателей не направили. УФССП России по Тверской области в письменном ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие, в письменных возражениях полагала законным постановление о взыскании исполнительского сбора, которое вынесено судебным приставом-исполнителем спустя срок, установленный для добровольного исполнения. Правительство Тверской области в письменном ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее, участвуя в рассмотрении дела, помощник прокурора Калининского района Тверской области Толманов А.Н. указал на законность постановления о взыскании исполнительского сбора, вопрос, поставленный административным истцом, оставил на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы исполнительного производства и административного дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом,
Части 9,11 упомянутой статьи закона гласят, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, решением Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-1180/2020 удовлетворены исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту прав и законных интересов Генераловой Е. А. к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Министерству социальной защиты населения Тверской области. Постановлено: «Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование расходов администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», связанных с предоставлением Генераловой Е.А жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров. Обязать Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» предоставить Генераловой Е.А., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров.»
Судебное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 08 сентября 2020 года. На принудительное исполнение решения суда выданы исполнительные листы ФС № 018541739, ФС № 018541738.
На основании исполнительного листа ФС № 018541738 от 29 сентября 2020 года постановлением судебного пристава - исполнителя от 13 октября 2020 года возбуждено исполнительное производство № 38594/20/69042-ИП в отношении должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» предмет исполнения - предоставить Генераловой Е.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров, в пользу взыскателя Генераловой Е.А.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам исполнительного производства № 38594/20/69042-ИП, 30 ноября 2020 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. в отношении должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» вынесено постановление об отложении исполнительных действий до 14 декабря 2020 года, поскольку подготовлена заявка для проведения аукциона на право заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма жилых помещений, о чем администрация проинформировала судебного пристава-исполнителя письмом (исх. от 05 ноября 2020 №02-09/3936).
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается административным истцом, что в установленный для добровольного исполнения срок, постановление судебного пристава не исполнено.
Мотивировав, что исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен в отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в указанный срок, судебным приставом - исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. 24 декабря 2020 года вынесено постановление о взыскании с должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» исполнительского сбора в размере 50 000 00 руб. и установлении должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа.
Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично - правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично - правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Постановление о взыскании с должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» исполнительского сбора вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленной законом компетенции.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Как разъяснено в п.74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания, об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Администрация, исходя из измененных административных исковых требований, не оспаривая постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24 декабря 2020 года, обратилась с требованием об освобождении от уплаты исполнительного сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Установлено, что до вступления решения суда в законную силу, 03 сентября 2020 года администрация обратилась к Министру социальной защиты населения Тверской области Новиковой В.И. с просьбой обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений лицам, указанным в письме (Генераловой Е.А.), относящимся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году.
Министерство социальной защиты населения Тверской области письмом от 09 сентября 2020 года проинформировало администрацию о направлении материалов о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для детей - сирот в 2020 году на рассмотрение рабочей группы Бюджетной комиссии Тверской области.
Согласно сообщению Министерства социальной защиты населения Тверской области, решения о предоставлении жилья для детей-сирот на очередной календарный год принимается протокольно Комиссией по формировании списков детей - сирот для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Как следует из протокола Комиссии №57 от 16 октября 2020 года Генералова Е.А. включена в список граждан на приобретение жилья в 2021 года за счет средств областного и федерального бюджета.
21 октября 2020 года в администрацию Калининского района почтовой связью поступило заявление Министерства социальной защиты населения Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Калининского районного суда сроком до 01 июня 2021 года, к которому приложением следовало письмо Министерства социальной защиты населения Тверской области от 14 октября года № 2914-ВН Главам муниципальных образований Тверской области и Министерству региональной политики, которым сообщается, что «в целях исполнения решений суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот в 2020 году администрациям муниципальных образований Тверской области, на территории которых проживают дети-сироты, в отношении которых есть решения суда, необходимо приступить к проведению конкурсных процедур по приобретению жилых помещений за счет денежных средств областного бюджета, утвержденных на 2021 год Законом Тверской области от 30 декабря 2019 года № 102-30, в рамках утвержденных субвенций для муниципального образования».
Вступившим в законную силу определением Калининского районного суда Тверской области от 02 ноября 2020 года удовлетворено заявление Министерства социальной защиты населения Тверской области - предоставлена отсрочка исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-1180/2020 до 01 июня 2021 года.
Вышеназванным судебным актом установлено, что Министерство социальной защиты населения Тверской области приступило к исполнению решения суда, что следует из содержания письменного сообщения от 14 октября 2020 года № 2914-ВН в адрес Главы муниципального образования, министерства региональной политики Тверской области о необходимости приступить к проведению конкурсных процедур по приобретению жилых помещений за счет средств областного бюджета, утвержденных на 2021 год Законом Тверской области от 30 декабря 2019 года № 102-ЗО, в рамках утвержденных субвенций для муниципального образования.
Из письменных разъяснений Министерства, данных в ходе рассмотрения дела по существу следует, что после определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, в дальнейшем данный контракт направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием. После получения необходимых документов и ключей от помещения, представители органа местного самоуправления связываются с детьми-сиротами для осмотра квартиры, после чего им необходимо написать два заявления на предоставление жилья. По окончании указанных процедур документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела было установлено, субвенции на обеспечение жильем лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 год были выделены без учета приобретения жилого помещения для Генераловой Е.А., что в свою очередь с учетом приведенных в решении суда положений действующего законодательства исключает возможность исполнения решения суда в текущем году, суд сделал выводы, что предложенный заявителем вариант отсрочки исполнения судебного постановления до 01 июня 2020 года отвечает критериям установления баланса интересов взыскателя и должника и позволит Министерству социальной защиты в соответствии с законодательством Тверской области в 2020 году включить истца в «бюджетный» список на предоставление жилья в 2021 году, а администрации района осуществить действия по подысканию и приобретению соответствующего жилого помещения для Генераловой Е.А.
Вместе с тем, администрация приступила к выполнению действий по закупке и предоставлению жилого помещения Генераловой Е.А.
03 ноября 2020 года на портале закупок единой информационной системы в сфере закупок размещен план - график закупок квартир.
05 ноября 2020 года администрация направила в службу судебных приставов письмо № 02-09/3936 о процедуре исполнения решения суда, внесении изменения в план график закупок в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот на территории Калининского района.
14 декабря 2020 года между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» и гражданами Белик О.В., действующей в своих интересах и интересах Кузьмина А.М., Кузьмина Д.А., заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях исполнения Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп. Согласно п. 5.1 указанного контракта «... оплата по Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца в течение 30 календарных дней с даты получения Покупателем выписки из ЕГРН...».
15 декабря 2020 года судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП по Тверской области Ивановой Е.А. направлено письмо №02-09/4426, которым сообщается о заключении муниципального контракта с единственным участником, подавшим заявку, по результатам размещенных электронных аукционов, а также сообщается о предоставлено определением суда отсрочке исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года, в связи с чем, администрация просит отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.
25 декабря 2020 года Комиссией Министерства социальной защиты Тверской области подписано Заключение о соответствии приобретаемого жилого помещения техническому заданию, о надлежащем санитарном и техническом состоянии жилого помещения.
15 января 2021 года на приобретенную квартиру оформлено право собственности муниципального образования.
Согласно платежному поручению № 148, денежные средства в размере перечислены Министерством социальной защиты населения Тверской области на счет администрации муниципального образования Тверской облает «Калининский район» 20 января 2021 года.
28 января 2021 года администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» денежные средства в размере 978759 руб. 60 коп. перечислены на счет Белик О.В. (Продавца). платежным поручением № 103 от 28 января 2021 года.
Постановлением администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 16 февраля 2021 года №175 в казну муниципального образования Тверской области «Калининский район» принята и включена в состав специализированного жилищного фонда квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв. м., кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По результатам проведенных процедур по приобретению жилого помещен для последующего предоставления детям-сиротам в администрацию приглашена Генералова Е.А., совместно представителями администрации проведен выезд и осмотр приобретенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
24 февраля 2021 года Генераловой Е.А. в администрацию Калининского района предоставлен письменный отказ от указанной квартиры, а 17 марта 2021 года - письменные отказы от просмотра квартир по адресу: <адрес>.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, лицо может быть освобождена от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из представленных доказательств усматривается, что действия Администрации не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в совокупности условий для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, однако поскольку администрацией, начиная с 03 сентября 2021 года, предприняты действия по исполнению решения суда Тверской области от 06 августа 2020 года, должником представлены доказательства принятия мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требований, наличия объективных причин задержки исполнения, вина административного истца в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа отсутствует. Изложенное позволяет принять решение об освобождении Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 24 декабря 2020 года по исполнительному производству №38594/20/69042-ИП.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2021 года.
Судья Л.В. Тиранова
Дело N 2а-459/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреевой Ю.А.,
административного ответчика судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП Ивановой Е.А.,
при помощнике судьи Пушняковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» к судебному приставу- исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» (должник) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера от 24 декабря 2020 года № 38594/20/69042-ИП в сумме 50 000 00 руб.
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Тверской области, заинтересованных лиц – прокурор Калининского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Правительство Тверской области, ГКУ ЦСПН Калининского района Тверской области, Генералова Е.А.
В ходе рассмотрения дела администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» уточнила требования и просила об освобождении от взыскания исполнительского сбора, не оспаривая постановление о его взыскании.
Свои требования мотивировала тем, что в рамках исполнительного производства № 38594/20/69042-ИП администрацией Калининского района, начиная с 03 сентября 2021 года, предприняты все возможные действия по исполнению решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года и в настоящее время не может исполнить свое обязательство перед взыскателем по причине от должника не зависящей. Ранее судом предоставлена отсрочка исполнения решения Министерству социальной защиты населения Тверской области до 01 июня 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреева Ю.А., поддерживая заявленные требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не оспаривая постановление его взыскании, указала на совершение действий по исполнению решения суда до его вступления в законную силу и принятие должником исчерпывающих мер по исполнению решения суда.
В судебном заседании судебный пристав - исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Иванова Е.А., возражая против удовлетворения требований, пояснила, что фактически действия по исполнению решения суда начались после истечения установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Администрация не уведомила судебного пристава – исполнителя об исполнении (частичном исполнении) с момента вступления решения в законную силу и до момента возбуждения исполнительного производства, для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судебный пристав - исполнитель проинформирован должником о начале исполнения решения суда после истечения установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 05 ноября 2020 года о том, что 03 ноября 2020 года размещена заявка на сайте закупок. До настоящего времени от должника иных сведений об исполнении решения суда не поступало. 24 декабря 2020 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения - 27 января 2021 года. При поступлении в установленный срок сведений о наличии действий по исполнению, исполнительский сбор не был бы взыскан, вины судебного пристава – исполнителя не имеется. С заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда администрация не обращалась. Определение суда об отсрочке исполнения решения суда в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области не может служить основанием для отсрочки для администрации как должника, на которую возложены иные обязанности судом. В постановлении Правительства от 05 апреля 2012 года №142-ПП «Об утверждении порядка расходования субвенций», указано, что субвенции перечисляются органом местного самоуправления в соответствии со списком утверждённым комиссией по формированию списков детей сирот и после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контакта. Генералова Е.А. включена в списки детей сирот на 2021 год, предоставлена субвенция, что указано в письме от 14 октября 2020 года, препятствий к проведению торгов не имелось. Указала на возможность уменьшения размера исполнительского сбора.
Административный ответчик УФССП России по Тверской области, заинтересованные лица - прокурор Калининского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Правительство Тверской области, ГКУ ЦСПН Калининского района Тверской области, Генералова Е.А., Минфин Тверской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, предстателей не направили. УФССП России по Тверской области в письменном ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие, в письменных возражениях полагала законным постановление о взыскании исполнительского сбора, которое вынесено судебным приставом-исполнителем спустя срок, установленный для добровольного исполнения. Правительство Тверской области в письменном ходатайстве просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее, участвуя в рассмотрении дела, помощник прокурора Калининского района Тверской области Толманов А.Н. указал на законность постановления о взыскании исполнительского сбора, вопрос, поставленный административным истцом, оставил на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы исполнительного производства и административного дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом,
Части 9,11 упомянутой статьи закона гласят, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, решением Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-1180/2020 удовлетворены исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту прав и законных интересов Генераловой Е. А. к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Министерству социальной защиты населения Тверской области. Постановлено: «Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование расходов администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», связанных с предоставлением Генераловой Е.А жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров. Обязать Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» предоставить Генераловой Е.А., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров.»
Судебное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 08 сентября 2020 года. На принудительное исполнение решения суда выданы исполнительные листы ФС № 018541739, ФС № 018541738.
На основании исполнительного листа ФС № 018541738 от 29 сентября 2020 года постановлением судебного пристава - исполнителя от 13 октября 2020 года возбуждено исполнительное производство № 38594/20/69042-ИП в отношении должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» предмет исполнения - предоставить Генераловой Е.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров, в пользу взыскателя Генераловой Е.А.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам исполнительного производства № 38594/20/69042-ИП, 30 ноября 2020 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. в отношении должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» вынесено постановление об отложении исполнительных действий до 14 декабря 2020 года, поскольку подготовлена заявка для проведения аукциона на право заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма жилых помещений, о чем администрация проинформировала судебного пристава-исполнителя письмом (исх. от 05 ноября 2020 №02-09/3936).
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается административным истцом, что в установленный для добровольного исполнения срок, постановление судебного пристава не исполнено.
Мотивировав, что исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен в отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в указанный срок, судебным приставом - исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. 24 декабря 2020 года вынесено постановление о взыскании с должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» исполнительского сбора в размере 50 000 00 руб. и установлении должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа.
Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично - правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично - правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Постановление о взыскании с должника Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» исполнительского сбора вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленной законом компетенции.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Как разъяснено в п.74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания, об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Администрация, исходя из измененных административных исковых требований, не оспаривая постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24 декабря 2020 года, обратилась с требованием об освобождении от уплаты исполнительного сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Установлено, что до вступления решения суда в законную силу, 03 сентября 2020 года администрация обратилась к Министру социальной защиты населения Тверской области Новиковой В.И. с просьбой обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений лицам, указанным в письме (Генераловой Е.А.), относящимся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году.
Министерство социальной защиты населения Тверской области письмом от 09 сентября 2020 года проинформировало администрацию о направлении материалов о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для детей - сирот в 2020 году на рассмотрение рабочей группы Бюджетной комиссии Тверской области.
Согласно сообщению Министерства социальной защиты населения Тверской области, решения о предоставлении жилья для детей-сирот на очередной календарный год принимается протокольно Комиссией по формировании списков детей - сирот для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Как следует из протокола Комиссии №57 от 16 октября 2020 года Генералова Е.А. включена в список граждан на приобретение жилья в 2021 года за счет средств областного и федерального бюджета.
21 октября 2020 года в администрацию Калининского района почтовой связью поступило заявление Министерства социальной защиты населения Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Калининского районного суда сроком до 01 июня 2021 года, к которому приложением следовало письмо Министерства социальной защиты населения Тверской области от 14 октября года № 2914-ВН Главам муниципальных образований Тверской области и Министерству региональной политики, которым сообщается, что «в целях исполнения решений суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот в 2020 году администрациям муниципальных образований Тверской области, на территории которых проживают дети-сироты, в отношении которых есть решения суда, необходимо приступить к проведению конкурсных процедур по приобретению жилых помещений за счет денежных средств областного бюджета, утвержденных на 2021 год Законом Тверской области от 30 декабря 2019 года № 102-30, в рамках утвержденных субвенций для муниципального образования».
Вступившим в законную силу определением Калининского районного суда Тверской области от 02 ноября 2020 года удовлетворено заявление Министерства социальной защиты населения Тверской области - предоставлена отсрочка исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-1180/2020 до 01 июня 2021 года.
Вышеназванным судебным актом установлено, что Министерство социальной защиты населения Тверской области приступило к исполнению решения суда, что следует из содержания письменного сообщения от 14 октября 2020 года № 2914-ВН в адрес Главы муниципального образования, министерства региональной политики Тверской области о необходимости приступить к проведению конкурсных процедур по приобретению жилых помещений за счет средств областного бюджета, утвержденных на 2021 год Законом Тверской области от 30 декабря 2019 года № 102-ЗО, в рамках утвержденных субвенций для муниципального образования.
Из письменных разъяснений Министерства, данных в ходе рассмотрения дела по существу следует, что после определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, в дальнейшем данный контракт направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием. После получения необходимых документов и ключей от помещения, представители органа местного самоуправления связываются с детьми-сиротами для осмотра квартиры, после чего им необходимо написать два заявления на предоставление жилья. По окончании указанных процедур документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела было установлено, субвенции на обеспечение жильем лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 год были выделены без учета приобретения жилого помещения для Генераловой Е.А., что в свою очередь с учетом приведенных в решении суда положений действующего законодательства исключает возможность исполнения решения суда в текущем году, суд сделал выводы, что предложенный заявителем вариант отсрочки исполнения судебного постановления до 01 июня 2020 года отвечает критериям установления баланса интересов взыскателя и должника и позволит Министерству социальной защиты в соответствии с законодательством Тверской области в 2020 году включить истца в «бюджетный» список на предоставление жилья в 2021 году, а администрации района осуществить действия по подысканию и приобретению соответствующего жилого помещения для Генераловой Е.А.
Вместе с тем, администрация приступила к выполнению действий по закупке и предоставлению жилого помещения Генераловой Е.А.
03 ноября 2020 года на портале закупок единой информационной системы в сфере закупок размещен план - график закупок квартир.
05 ноября 2020 года администрация направила в службу судебных приставов письмо № 02-09/3936 о процедуре исполнения решения суда, внесении изменения в план график закупок в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот на территории Калининского района.
14 декабря 2020 года между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» и гражданами Белик О.В., действующей в своих интересах и интересах Кузьмина А.М., Кузьмина Д.А., заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях исполнения Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп. Согласно п. 5.1 указанного контракта «... оплата по Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца в течение 30 календарных дней с даты получения Покупателем выписки из ЕГРН...».
15 декабря 2020 года судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП по Тверской области Ивановой Е.А. направлено письмо №02-09/4426, которым сообщается о заключении муниципального контракта с единственным участником, подавшим заявку, по результатам размещенных электронных аукционов, а также сообщается о предоставлено определением суда отсрочке исполнения решения Калининского районного суда Тверской области от 06 августа 2020 года, в связи с чем, администрация просит отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.
25 декабря 2020 года Комиссией Министерства социальной защиты Тверской области подписано Заключение о соответствии приобретаемого жилого помещения техническому заданию, о надлежащем санитарном и техническом состоянии жилого помещения.
15 января 2021 года на приобретенную квартиру оформлено право собственности муниципального образования.
Согласно платежному поручению № 148, денежные средства в размере перечислены Министерством социальной защиты населения Тверской области на счет администрации муниципального образования Тверской облает «Калининский район» 20 января 2021 года.
28 января 2021 года администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» денежные средства в размере 978759 руб. 60 коп. перечислены на счет Белик О.В. (Продавца). платежным поручением № 103 от 28 января 2021 года.
Постановлением администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 16 февраля 2021 года №175 в казну муниципального образования Тверской области «Калининский район» принята и включена в состав специализированного жилищного фонда квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв. м., кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По результатам проведенных процедур по приобретению жилого помещен для последующего предоставления детям-сиротам в администрацию приглашена Генералова Е.А., совместно представителями администрации проведен выезд и осмотр приобретенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
24 февраля 2021 года Генераловой Е.А. в администрацию Калининского района предоставлен письменный отказ от указанной квартиры, а 17 марта 2021 года - письменные отказы от просмотра квартир по адресу: <адрес>.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, лицо может быть освобождена от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из представленных доказательств усматривается, что действия Администрации не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в совокупности условий для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, однако поскольку администрацией, начиная с 03 сентября 2021 года, предприняты действия по исполнению решения суда Тверской области от 06 августа 2020 года, должником представлены доказательства принятия мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требований, наличия объективных причин задержки исполнения, вина административного истца в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа отсутствует. Изложенное позволяет принять решение об освобождении Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 24 декабря 2020 года по исполнительному производству №38594/20/69042-ИП.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2021 года.
Судья Л.В. Тиранова