ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №2-2367/2022 (№ 33-10498/2022)
г. Уфа 16 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Фахрисламовой Г.З.,
при секретаре Власове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника №... адрес об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника №... адрес об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием.
В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка по обращению законного представителя ребенка-инвалида ФИО1 - ФИО2 о необеспечении ее ребенка-инвалида медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre. В ходе проверки установлено, что ФИО1. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес с диагнозом «...)» и является ребенком-инвалидом. дата детским врачом эндокринологом ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес ФИО1 было рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы ввиду высокой вариабельности гликемии, нестабильной гликемии. ФИО1 вышеуказанным медицинским изделием не обеспечена.
Просили обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать ребенка-инвалида ФИО1, дата года рождения медицинскими изделиями – датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес выписывать рецепты на бесплатное получение ребенку-инвалиду ФИО1 медицинских изделий – датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности; решение обратить к немедленному исполнению.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО1 удовлетворены, постановлено обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО1, дата года рождения, изделиями медицинского назначения - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника №... адрес выписывать ребенку-инвалиду ФИО1 рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Выражают несогласие с решением суда в части его обращения к немедленному исполнению. Указывают, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организует приобретение медицинских препаратов и изделий исключительно в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 №44-ФЗ. Процедура приобретения медицинского изделия занимает порядка 35 дней при условии, что на контракт сразу находится поставщик. Немедленно исполнить решение суда невозможно в виду наличия требования закона, императивных норм, предусматривающих обязательную процедуру закупки, что требует значительных временных затрат для приобретения медицинских изделий. Полагают, что судом первой инстанции проигнорирована информация Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о том, что пациент обеспечен такими медицинскими изделиями, как тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови, что означает наличие у истца возможности на льготной основе проводить мониторинг глюкозы в крови для предотвращения гипогликемии. Данное обстоятельство показывает, что необходимости в немедленности исполнения решения суда нет, так как фактически отсутствует угроза жизни истца. Также полагают, что решение суда об удовлетворении основных исковых требований противоречит действующему законодательству в виду отсутствия сенсоров НМГ в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждаемом распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р. Действующим законодательством сенсоры НМГ не включены в перечень медицинских изделий, выдаваемых пациенту бесплатно. Врачебной комиссией медицинской организации, на диспансерном учете которой состоит истец, назначения по использованию системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови, в том числе сенсоров к системе непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям, не были сделаны. В решении врачебной комиссии указано, что истцу показано (рекомендовано) использование НМГ, не определяя финансирование установки и поставки НМГ. Данный акт врачебной комиссии является рекомендацией и указывает исключительно на отсутствие противопоказаний для применения НМГ истцом. Кроме того, конкретный товарный знак может ограничить число участников в закупках, поэтому его нельзя указывать в описании закупки без формулировки «или эквивалент». Это дает участникам возможность поставить товар с теми же характеристиками, которые требует заказчик, но от другого производителя. В материалах дела отсутствует информация о применении по жизненным показаниям системы НМГ в виде «Abbott FreeStylae Libre», на рынке существуют аналогичные системы под иными торговыми наименованиями.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаум К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы за исключением третьего довода в части торгового наименования, представителя ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 – Маханова Р.А., согласившегося с доводами апелляционной жалобы, Нурмухаметову Л.З., прокурора Сафина А.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (№...) №...).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от дата N 178-ФЗ).
Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденный приказом Министерства здравоохранения России от 22 января 2021 года № 22н.
Из статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года №474-3 «О Правительстве Республики Башкортостан» следует, что Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.
Согласно статье 15 вышеуказанного Закона Правительство Республики Башкортостан организует работу по оказанию населению Республики Башкортостан всех видов лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за реализацией республиканских программ медицинской помощи и хранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, проанализировав положения указанных выше правовых норм в их взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение гражданина, являющегося инвалидом, бесплатными медицинскими изделиями, необходимым по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации – Республику Башкортостан в лице его компетентного исполнительного органа – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденный приказом Министерства здравоохранения России от 22 января 2021 года № 22н.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом. ФИО1 поставлен диагноз «...», в связи с чем состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес.
дата врачом эндокринологом ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес, ввиду высокой вариабельности гликемии, нестабильной гликемии, ФИО1 рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы флеш-мониторинга.
Также, ввиду высокой вариабельности гликемии, тенденции к гипоглекемии дата детским эндокринологом ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес при осмотре ФИО1 рекомендовано продолжить использование флеш-мониторинга.
Согласно заключению Врачебной комиссии ГБУЗ Детская поликлиника №... г. №... от дата, учитывая отсутствие у пациента чувствительности к гипогликемии, у ФИО1 есть показания для непрерывного мониторинга гликемии (НМГ). В связи с чем врачебная комиссия считает назначение непрерывного мониторинга гликемии ФИО1 обоснованным. С учетом НМГ, количество измерений глюкометром составляет 4-5 раз в сутки.
Оценив представленные доказательства в совокупности, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ФИО1 в непрерывном мониторинге глюкозы по медицинским показаниям.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а постоянный непрерывный ежесуточный контроль гликемии при помощи сенсоров ФИО1, дата года рождения, жизненно необходим, необходимо возложить на ГБУЗ РБ «Детская поликлиника №...» адрес обязанность выписывать ФИО1 рецепты на бесплатное получение изделия медицинского назначения - датчики системы непрерывного мониторинга глюкозы крови Abbott FreeStyle Libre, а на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязать бесперебойно обеспечивать ФИО1, медицинским изделием - датчиками системы непрерывного мониторинга глюкозы крови Abbott FreeStyle Libre.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан выражая несогласие с решением суда, ссылается на необоснованность выводов суда в части обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь требованиями части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заявление истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, а также учитывая характер и тяжесть заболевания ФИО1, дата года рождения, медицинские изделия необходимы ему по жизненным показаниям и являются дорогостоящими, промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья несовершеннолетнего, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости незамедлительного исполнения решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно умалять установленное законодательством Российской Федерации право лица, страдающего тяжелым заболеванием, на получение лечения необходимыми медицинскими изделиями (лекарственными препаратами) в рамках установленных мер государственных гарантий.
Несогласие с выводами суда о наличии оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению само по себе основанием для отмены обжалуемого решения суда не является. Обращая решение суда к немедленному исполнению, суд руководствовался положениями части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости истца в указанном медицинском изделии по жизненным показаниям.
Как следует из разъяснений, данных судам в абз. 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
С учетом требований статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание характер и динамику имеющегося у ФИО1, дата, заболевания, наличие реальной угрозы ее жизни вследствие утраты возможности своевременного лечения, доводы апелляционной жалобы о возможных затруднениях немедленного исполнения решения суда с учетом требований о соблюдении ответчиком процедур закупки лекарственного препарата, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не влекут отмену решения суда в обжалуемой части.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством сенсоры НМГ не включены в перечень медицинских изделий, выдаваемых пациентам бесплатно, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку ФИО1 как ребенок-инвалид в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы в апелляционной жалобе не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Э.Я.Абдрахманова
Г.З.Фахрисламова
...
...
...