Решение по делу № 33а-17341/2018 от 01.10.2018

Судья Старшая Ю.А. Дело № 33а-17341/2018

Учет № 120а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2018 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 августа 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» ДУ Закрытый паевой инвестиционный рентный фонд «Казанский земельный инвестиционный фонд» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость:

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 190 400 кв.м с кадастровым номером ....:225 (единое землепользование), расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, в размере 29 702 400 руб. по состоянию на 1 января 2013 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под сельскохозяйственное производство) площадью 302 545 кв.м с кадастровым номером ....:62, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, п. Салмачи, участок на землях Салмачинского Совета местного самоуправления, в размере 45 684 295 руб. по состоянию на 1 января 2013 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 138 798 кв.м с кадастровым номером ....:2225, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, в размере 22 207 680 руб. по состоянию на 1 января 2013 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 60 806 кв.м с кадастровым номером ....:299, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, севернее д. Белянкино, в размере 10 215 408 руб. по состоянию на 1 января 2013 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 185 927 кв.м с кадастровым номером ....:2180, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, в размере 29 190 539 руб. по состоянию на 1 января 2013 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 48 083 кв.м с кадастровым номером ....:300, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, севернее д. Белянкино, в размере 8 222 193 руб. по состоянию на 1 января 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 декабря 2017 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда «Казанский земельный инвестиционный фонд», доверительное управление которого осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест», являются собственниками

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 190 400 кв.м с кадастровым номером ....:225 (единое землепользование), расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, поставленного на государственный кадастровый учет 13 мая 2006 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под сельскохозяйственное производство) площадью 302 545 кв.м с кадастровым номером ....:62, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, п. Салмачи, участок на землях Салмачинского Совета местного самоуправления, поставленного на государственный кадастровый учет 20 ноября 2003 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 138 798 кв. м с кадастровым номером ....:2225, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, поставленного на государственный кадастровый учет 29 ноября 2012 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 60 806 кв. м с кадастровым номером ....:299, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, севернее д. Белянкино, поставленного на государственный кадастровый учет 10 октября 2005 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 185 927 кв. м с кадастровым номером ....:2180, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, поставленного на государственный кадастровый учет 20 сентября 2012 года;

- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) площадью 48 083 кв. м с кадастровым номером ....:300, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, севернее д.Белянкино, поставленного на государственный кадастровый учет 10 октября 2005 года.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2013 года, введена в действие с 1 января 2014 года на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года №927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)» и составляет 97 491 502,62 руб., 145 167 141,90 руб., 68 989 545,90 руб., 71 827 087,50 руб., 92 403 859,73 руб. и 57 537 560,29 руб. соответственно.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:225 в размере 28 536 758 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года; земельного участка с кадастровым номером ....:62 - в размере 41 874 866 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года; земельного участка с кадастровым номером ....:2225 - в размере 21 258 174 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года; земельного участка с кадастровым номером ....:299 - в размере 9 686 386 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года; земельного участка с кадастровым номером ....:2180 - в размере 27 912 604 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года; земельного участка с кадастровым номером ....:300 - в размере 7 659 614 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.

Суд административное исковое заявление удовлетворил. Решение принято в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 5 июля 2018 года №3-029/18, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест», Кабинет Министров Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании абзаца 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет от 18 декабря 2017 года №310-13/17 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Элэндэй Консалтинг» по заказу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест», согласно которому по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:225 составила 28 536 758 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:62 составила 41 874 866 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:2225 составила 21 258 174 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:299 составила 9 686 386 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:2180 составила 27 912 604 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:300 составила 7 659 614 руб.

На основании ходатайства представителя административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Проведение судебной экспертизы поручено специалисту общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный Центр «Оценщик» Удод Т.М.

Заключению судебного эксперта Удод Т.М. от 5 июля 2018 года №3-029/18 сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет № 310-13/17 от 18 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков в указанном отчете от 18 декабря 2017 года определена правильно.

Отвечая на поставленный судом вопрос, по состоянию на 1 января 2013 года судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:225 в размере 29 702 400 руб.; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:62 – в размере 45 684 295 руб.; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:2225 – в размере 22 207 680 руб.; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:299 – в размере 10 215 408 руб.; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:2180 – в размере 29 190 539 руб.; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:300 – в размере 8 222 193 руб.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости земельных участков и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 21 мая 2018 года.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как следует из материалов дела, судебный эксперт Удод Т.М. в установленном законом порядке предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Судебный эксперт является членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» и членом Некоммерческого партнерства финансово-экономических судебных экспертов, имеет диплом Московского международного института экономики, информатики, финансов и права от 10 июля 2004 года о профессиональной переподготовке; диплом о профессиональной переподготовке от 30 декабря 2014 года, выданный Московским государственным юридическим университетом имени О.Е.Кутафина (МГЮА); сертификат компетенций «Судебно-экспертная деятельность: особенности нормативно-правового обеспечения в Российской Федерации, участие специалиста по оценке имущества в судопроизводстве» от 7 июня 2016 года, подтверждающий участие в обучающем семинаре Ассоциации судебных экспертов Премьер, посвященном базовым компетенциям в сфере стоимостных судебных экспертиз; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 29 декабря 2017 года по направлению :недвижимость, действительный до 29 декабря 2020 года, а также стаж работы в оценочной деятельности 16 лет, в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывают.

Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.

Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.

Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 августа 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-17341/2018

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "УК "Капитал - Траст- Инвест"
Ответчики
ИК МО г.Казани
Управление Росреестра по РТ
Кабинет Министров РТ
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сибгатуллина Л. И.
13.11.2018[Адм.] Судебное заседание
20.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее