61RS0023-01-2024-005058-60
Дело №2-3939/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2024 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Коншиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волотовской Т. И. к Администрации г.Шахты, третьи лица Волотовскийй В. А., Волотовский К. В., Министерство энергетики РФ, об обязании заключении договора на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Волотовская Т.И. обратились в Шахтинский городской суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее. Волотовская Т.И. проживает с сыном Волотовским В.А. и внуком Волотовским К.В. в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма №137 от 11.02.2000 года. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 года №840 семья Волотовских, состоящая из трех человек протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ДАО шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь». Истец обращалась в Администрацию г. Шахты для заключения договора о предоставлении социальной выплаты, в чем ей было отказано.
Просит суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с Волотовской Т.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения на семью из трех человек за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Уточнив исковые требования, истец просит суд установить факт постоянного проживания Волотовского В.А. по адресу: <адрес> 1978 года по настоящее время; установить факт постоянного проживания Волотовского К.В. по адресу: <адрес> 11.06.2003 года по настоящее время; обязать Администрацию г.Шахты заключить с Волотовской Т.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения на семью из трех человек за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
В судебное заседание явился представитель истца Яценко Н.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Волотовская Т.И в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Третьи лица Волотовский В.А., Волотовский К.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Министерство энергетики РФ в судебное не явился, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором пояснило, что семья Волотовских входят в списки граждан, на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ДАО шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь», заключение договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья является исключительным правом Администрации г. Шахты.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).
Согласно ст. 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение данного Закона постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден «Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", включающий реализацию программ местного развития шахтерских городов и поселков, в частности, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (подп. б, п.8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспчения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Правительством Правительства РФ от 13.07.2005 года №428, межбюджетные трансферты на реализацию прогарам местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9,12).
В силу пункта 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат осуществляется в связи с переселением из ветхого жилья граждан, при условии отсутствия обеспеченности другим жилым помещением, что определяет социальный характер указанных выплат, и является однократным.
Согласно статье 5 Федерального закона №81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона №81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
Кроме того, пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена именно на орган местного самоуправления и отсутствие на момент рассмотрения дела финансирования не может являться препятствием к реализации вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в редакции от 29.12.2021г.), основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Судом установлено, что Волотовская Т.И. является собственником квартиры по адресу: <адрес> на основании договора социального найма №137 от 11.02.2000 года.
На основании заключения специализированной организации СКФ АО «ВНИМИ» № 2276 от 09.09.2016 дом признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом шахта «им. Артема» ОАО «Ростовуголь».
Постановлением Администрации г.Шахты Ростовской области от 11.1.2017 №6586 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
Решение о ликвидации ДАО шахты «им. Артема» ОАО «Ростовуголь» было принято протоколом собрания акционеров от 24.05.1996.
В списке граждан. входящем в состав проекта ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» значатся граждане Волотовская Т.И., Волотовский В.А., Волотовский К.В., проживающие в квартиер № по <адрес>, что не оспаривается стороной ответчика.
Истец обратился в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении ее семьи в списки на переселение из ветхого жилья.
Согласно ответу Администрации г.Шахты № 61.03.2/1629 от 20.05.2024, правовые основания для предоставления социальной выплаты семье Волотовских, отсутствуют, поскольку Волотовский В.А. зарегистрирован в квартире с 15.11.1996, Волотовский К.В. с 30.09.2016, то есть после принятия решения о ликвидации угольной промышленности. Решение о ликвидации ДАО шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь» принято 24.05.1996.
Волотовская Т.И. зарегистрирована в квартире с 13.07.1978, Волотовский В.А. – с 15.11.1996, что подтверждается отметкой о регистрации в паспортах.
Волотовский К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Волотовского В.А. и зарегистрирован в квартире с 30.09.2016, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте.
Согласно медицинской справке Городской больницы № адрес Волотовского К.В.– <адрес>.
Согласно справке №15, выданной МБОУ г. Шахты «Средняя общеобразовательная школа №21», Волотовский К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Кухарский А.М. и Кухарская Н.И. пояснили, что знакомы с семьей Волотовских давно, Волотовская Т.И. проживают в квартире с 1978 года, с рождения в этой же квартире проживает ее сын – Волотвский В.А. и внук – Волотовский К.В.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, судом установлен факт проживания Волотовского В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Волотовского К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>.
На основании изложенного дом, в котором проживает истец со своей семьей является ветхим по критериям безопасности в результате ведения горных работ и непригодным для проживания, Волотовская Т.И. и ее семья включены в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших непригодными для проживания с 2017г., что не оспаривалось сторонами, другого жилья у них нет. На момент включения истца в списки нормативных оснований для отказа во включении в списки нуждающихся в переселении из ветхого жилья не имелось. Доказательств тому, что семья исключена из такого списка либо Администрацией г.Шахты Ростовской области предпринимаются меры к исключению семьи истцов из такого списка, материалы дела не содержат. Согласно сведениям Администрации г.Шахты Ростовской области от 20.05.2024г., Администрация г.Шахты планировала рассмотреть вопрос переселения семьи Волотовской Т.И. в 2025г.
На момент включения истца и его семьи в списки п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков изложен в следующей редакции: «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в редакции от 29.12.2021г.), основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Не заключение с Волотовской Т.И. договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, нарушает права истца на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не могут служить основаниями для отказа в реализации имеющегося у граждан права на переселение и получение социальной выплаты за счет межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волотовской Т. И., удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Волотовского В. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №) с 1978 года по настоящее время по адресу: <адрес>.
Установить факт постоянного проживания Волотовского К. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области (ИНН 6155027630) заключить с семьей Волотовской Т. И., состоящей из трех человек: Волотовской Т. И. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №), Волотовского В. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ 6018 №), Волотовского К. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направленных на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, из расчета площади жилья 18 кв.м на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Филонова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2024.