Решение по делу № 3а-229/2015 от 06.11.2015

Дело № 3а-229/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,

с участием:

- представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - К.Д.И., действующей по доверенности от 5 августа 2015 года,

- представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.А.А., действующей на основании доверенности от 8 декабря 2014 года сроком по 8 декабря 2015 года,

- представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике М.М.Н. действующего по доверенности от 8 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>», Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Общество является собственником названного земельного участка. В государственном кадастре недвижимости существует несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, поэтому нарушаются права Общества как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований Общество указало на определение рыночной стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-правовое агентство «Восточное» (далее – ООО «ЭПА «Восточное») (Отчет об определении рыночной стоимости -В-15 от 27 марта 2015 года, подтвержденный экспертным заключением Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» -st от 13 июля 2015 года) по состоянию на 31 августа 2010 года.

Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.

В качестве правового основания для удовлетворения заявленных требований указана часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» К.Д.И. поддержала заявленные требования. Заявила ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.А.А. в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. Возражений по представленному Отчету об оценке не заявила.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР) М.М.Н. в судебном заседании полагал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, поддержал письменные возражения, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. является ранее учтенным, сведения о нем внесены в ГКН 31 августа 2007 года. Кадастровая стоимость определена на основании постановления Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 по приложению №2, в соответствии с пятой группой видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Удельный показатель кадастрового квартала <данные изъяты> пятой группы видов разрешенного использования <данные изъяты> копеек, кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР, Управление) в судебное заседание не явилось, представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Управлением Росреестра по УР представлены пояснения на заявление, из которых следует, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В силу статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие Управления Росреестра по УР.

Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ООО «<данные изъяты>», подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

ООО «<данные изъяты>» обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, регулируемые нормами статей 65 и 66 ЗК РФ, главой 111.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).

Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В судебном заседании установлено, что в общей долевой собственности (доля в праве 470/500) административного истца находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 23 декабря 2013 года.

Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда.

Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абзацы 1, 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Данное требование закона административным истцом соблюдено. Уведомлением от 28 сентября 2015 года Комиссия сообщила Обществу, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путем установления рыночной стоимости от 24 сентября 2015 года, не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права заявителя как собственника земельного участка, ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд с названным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество представило в суд Отчет <данные изъяты> от 27 марта 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений оптовой и розничной торговли, составленный независимым оценщиком – ООО «ЭПА «Восточное», согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 31 августа 2010 года составляет <данные изъяты> рублей.

Кроме того, из представленного административным истцом положительного экспертного заключения Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческого партнерства «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» -st от 13 июля 2015 года, членом которой является оценщик, следует, что Отчет -В-15 от 27 марта 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала <данные изъяты>, равного <данные изъяты> руб./кв.м., определенного применительно к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (пункт <данные изъяты> приложения №2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года»).

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 31 августа 2010 года , кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 сентября 2015 года, сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в государственный кадастр недвижимости 31 августа 2010 года.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Отчет <данные изъяты> от 27 марта 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка выполненный ООО «ЭПА «Восточное», правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением-st от 13 июля 2015 года, является надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 31 августа 2010 года.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный 4 005 000 руб., установленный в Отчете <данные изъяты> от 27 марта 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости 31 августа 2010 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд ООО «<данные изъяты>» обратилась 6 ноября 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.

Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ – 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.

При таких обстоятельствах требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.

ООО «Строительная компания» кроме того заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию, которой в данном случае является 24 сентября 2015 года, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В данной части, права административного истца не нарушены и не оспариваются. Следовательно, в удовлетворении данных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений оптовой и розничной торговли, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, определенной в соответствии с Отчетом об определении рыночной стоимости от 27 марта 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-правовое агентство «Восточное» по состоянию на 31 августа 2010 года.

Датой подачи заявления считать 24 сентября 2015 года.

В удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 1 декабря 2015 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

3а-229/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Строительная компания"
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестрапо УР
Другие
Администрация МО "г.Ижевск"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
06.11.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.11.2015[Адм.] Передача материалов судье
10.11.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2015[Адм.] Судебное заседание
01.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2016[Адм.] Дело оформлено
27.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее