Дело № 3а-259/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 ноября 2016 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителя административного истца Якуповой А.С. – Пономарева С.А., представителя заинтересованного лица Заворохина Е.А. – Полозкова Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Якуповой А.С. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 от 28 октября 2016 г. № 15/2/2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Заворохина Е.А.»,
у с т а н о в и л:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. № 2395 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва» выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва были назначены на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 65 (32526) от 17 июня 2016 г.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. № 193/03-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 возложены на территориальную избирательную комиссию Дзержинского района г. Перми.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (далее также – окружная избирательная комиссия, ОИК № 2) от 9 сентября 2016 г. № 12/2/3 «Об отложении дня голосования для дополнительного выдвижения кандидатов и определении даты отложенного голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2» (опубликовано в газете «BUSINESS CLASS» № 34 (591) 12 сентября 2016 г.) день голосования на выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 отложен для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Для проведения отложенного голосования на выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 определена дата 4 декабря 2016 г.
Решением ОИК № 2 от 28 октября 2016 г. № 15/2/1 Якупова А.С., выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Решением ОИК № 2 от 28 октября 2016 г. № 15/2/2 Заворохин Е.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
7 ноября 2016 г. кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Якупова А.С. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене решения ОИК № 2 от 28 октября 2016 г. № 15/2/2 как незаконного, указав, что решение о регистрации кандидата Заворохина Е.А. принято окружной избирательной комиссией в нарушение требований подпунктов «в.1», «в.2», «г.1» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В обоснование заявленного требования (с учётом заявлений от 18 ноября 2016 г. (том 2, л.д. 31 – 34) и от 22 ноября 2016 г. (том 2, л.д. 70 – 72) указала, что в ходе проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку кандидата Заворохина Е.А., окружной избирательной комиссией признано недействительными 28 подписей (7,2 % от числа проверенных), однако ОИК № 2 не было учтено, что ряд подписей избирателей подлежали признанию недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в», «е», «ж», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, и количество таких подписей составило более 10 процентов, что являлось основанием для отказа Заворохину Е.А. в регистрации кандидатом по подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона.
Зарегистрировав Заворохина Е.А. кандидатом в депутаты, ОИК № 2 допустила нарушение закреплённого в статье 39 Федерального закона № 67-ФЗ принципа равенства кандидатов, что существенно нарушает её, Якуповой А.С., избирательные права как зарегистрированного кандидата по тому же избирательному округу.
В судебном заседании представитель административного истца Якуповой А.С. – Пономарев С.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что настаивает на удовлетворении административного иска в связи с несоответствием оспариваемого решения окружной избирательной комиссии требованиям подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Якупова А.С. участие в судебном заседании не принимала, представила ходатайство, в котором просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Заворохина Е.А. – Полозков Д.В., действующий на основании доверенности, просил отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заворохин Е.А. участие в судебном заседании не принимал, в телефонограмме просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ОИК № 2 – председатель избирательной комиссии Рудаков А.Е. участие в судебном заседании не принимал, представил письменные возражения, в которых просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя ОИК № 2 и отказать административному истцу в удовлетворении административного иска.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены решения о регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 6 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее – Закон № 766-ПК).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Такое же основание отказа в регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлено пунктом «е.1» части 5 статьи 33 Закона № 766-ПК.
Судом установлено, что 11 октября 2016 г. Заворохин Е.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2, представил в окружную избирательную комиссию все необходимые документы для уведомления о выдвижении (включая заявление о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, справки о расходах данных лиц по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки), что подтверждается копиями этих документов, имеющихся в материалах административного дела (том 1, л.д. 33 – 73).
19 октября 2016 г. Заворохин Е.А. представил в ОИК № 2 следующие документы для регистрации кандидатом: первый финансовый отчёт; письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда кандидата. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями вышеназванных документов, имеющихся в материалах административного дела (том 1, л.д. 74 – 261).
В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей, подтверждением о приёме документов, представленных для регистрации кандидата, 19 октября 2016 г. кандидатом Заворохиным Е.А. в ОИК № 2 представлено 520 подписных листов, сброшюрованных в двух папках, с 2076 подписями избирателей (количество необходимых для регистрации кандидата подписей избирателей составляет 1952 подписи, а максимальное количество подписей – 2147 согласно постановлению Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. № 193/12-2 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения единых списков кандидатов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва»).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предписано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частью 6 статьи 32 Закона № 766-ПК предусмотрено, что проверке подлежат 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 7 статьи 32 Закона № 766-ПК).
В соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Заворохиным Е.А., от 19 октября 2016 г. (том 2, л.д. 1), проверке подлежало 390 подписей избирателей, находящихся в папке № 1.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку кандидата Заворохина Е.А. от 25 октября 2016 г. (том 2, л.д. 6) и ведомостей проверки подписных листов № 1, 2 (том 2, л.д. 4, 5) следует, что рабочей группой окружной избирательной комиссии недействительными признано 28 подписей избирателей, что составило 7,2 % от общего числа проверенных подписей.
Недействительными признаны следующие подписи избирателей: лист 4 – подпись 1; лист 13 – подпись 4; лист 20 – подпись 4; лист 33 – подписи 3, 4; лист 39 – подпись 1; лист 40 – подпись 3; лист 48 – подписи 1, 2; лист 50 – подпись 2; лист 56 – подписи 2, 3; лист 62 – подпись 3; лист 63 – подписи 1, 3; лист 65 – подписи 3, 4; лист 67 – подпись 1; лист 76 – подписи 1, 2, 3, 4; лист 80 – подпись 4; лист 83 – подпись 4; лист 85 – подпись 1; лист 94 – подпись 2; лист 97 – подписи 1, 4.
Причинами признания подписей избирателей недействительными послужили следующие факты: подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе (3 подписи); нет или неполные, неверные данные документа, удостоверяющего личность избирателя, неоговорённые исправления (5 подписей); нет или неполные имя, отчество избирателя, неоговорённые исправления (6 подписей); нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговорённые исправления (5 подписей); нет или неполная, неверная дата рождения избирателя, неоговорённые исправления (4 подписи); нет, неверная дата подписи избирателя, неоговорённые исправления (1 подпись); нет, неполный, неверный адрес места жительства сборщика, неоговорённые исправления (4 подписи).
Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания определены частью 11 статьи 32 Закона № 766-ПК при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края.
Административный истец и его представитель утверждают, что часть подписей избирателей в поддержку кандидата Заворохина Е.А. подлежит признанию недействительными по подпункту «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов.
По названному основанию, как следует из уточнённых административных исковых заявлений, подлежат признанию недействительными: подпись 4 на листе 29 и подпись 2 на листе 87.
Суд не может согласиться с приведёнными доводами, поскольку при тщательном исследовании указанных подписей избирателей, представленных кандидатом Заворохиным Е.А., которые были отобраны для проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии, у суда не возникло каких-либо сомнений в том, что эти подписи были собраны 14 октября 2016 г., то есть в период сбора подписей после дня оплаты изготовления подписных листов (оплата изготовления подписных листов произведена 12 октября 2016 г.).
Разрешая доводы административного истца о том, что часть подписей избирателей в поддержку кандидата Заворохина Е.А. подлежит признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к следующему.
Согласно приведённой норме недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признаётся недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 названной статьи.
По указанному основанию Якупова А.С. и её представитель Пономарев С.А. просят признать недействительными: подпись 3 на листе 3, подпись 3 на листе 5, подпись 3 на листе 19, подпись 3 на листе 29, подписи 2, 3 и 4 на листе 36, подпись 1 на листе 67.
Суд соглашается с тем, что подпись 3 на листе 19 подлежит признанию недействительной, так как отчество избирателя указано как «Аксексеевич», что не соответствует действительности и данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для признания иных, перечисленных выше подписей избирателей недействительными по подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, так как сведения об избирателях в подписных листах соответствуют действительности.
По мнению административного истца и его представителя часть представленных в поддержку кандидата Заворохина Е.А. подписей избирателей подлежит признанию недействительными по подпункту «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 названной статьи.
По этому основанию Якупова А.С. и её представитель Пономарев С.А. просят признать недействительными: подпись 4 на листе 9, подпись 2 на листе 18, подпись 1 на листе 19, подпись 3 на листе 20, подпись 2 на листе 22, подпись 1 на листе 28, подпись 1 на листе 53, подпись 4 на листе 59, подпись 1 на листе 62 и подпись 2 на листе 75.
Исследовав приведённые выше подписи избирателей, суд приходит к выводу, что недействительной по подпункту «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подлежит признанию только подпись 2 на листе 22 (избиратель Б.), поскольку не представляется возможным установить фактическую дату внесения подписи этим избирателем, в которую внесены многочисленные исправления, не оговорённые избирателем.
Однако в остальных перечисленных подписях избирателей, которые подвергались проверке рабочей группой ОИК № 2, судом не установлены какие-либо нарушения, которые могли бы повлечь признание этих подписей недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Имеющиеся в подписях помарки и особенности почерка избирателей не препятствуют однозначному толкованию сведений о дате внесения подписей в подписные листы.
Разрешая требование административного истца и его представителя о признании части представленных кандидатом Заворохиным Е.А. подписей избирателей недействительными по подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к следующему.
В соответствии с названной нормой недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
По данному основанию Якупова А.С. и её представитель Пономарев С.А. просят признать недействительными: подпись 3 на листе 11, подпись 1 на листе 16, подписи 1, 2, 3 на листе 20, подпись 4 на листе 21, подпись 4 на листе 24, подпись 4 на листе 25, подпись 3 на листе 28, подпись 2 на листе 33, подпись 4 на листе 34, подпись 4 на листе 88.
Суд считает обоснованными требования в данной части относительно признания недействительными подписи 3 на листе 11 (третья цифра в годе рождения избирателя замазана «штрихом» и поверх неё нанесена цифра 6, исправление не оговорено), а также подписи 2 на листе 33 (номер квартиры в адресе избирателя исправлен с цифры «2» на цифру «3», исправление не оговорено). Вместе с тем, основания для признания недействительными по подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ остальных перечисленных выше подписей избирателей недействительными отсутствуют, так как имеющиеся в подписных листах помарки не препятствуют однозначному толкованию изложенных в них сведений об избирателях.
Также административный истец и его представитель просят признать недействительными часть подписей избирателей, представленных кандидатом Заворохиным Е.А., по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговорённые соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.
Как следует из подписного листа 51, в нём указаны все сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, но в данных о номере паспорта этого лица имеются недостоверные сведения – семь цифр вместо шести (**), что свидетельствует о том, что все четыре подписи избирателей в данном подписном листе являются недействительными, так как внесённые сборщиком подписей сведения о номере его паспорта не соответствуют действительности.
Однако у суда отсутствуют основания для признания недействительными по подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ представленных в поддержку кандидата Заворохина Е.А. подписей избирателей в подписных листах 7, 9, 11, 12, 18, 19, 25, 40, 55, 68 и 70, так как указанные в этих подписных листах сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, соответствуют действительности, и в данных подписных листах отсутствуют такие недочёты и недостатки, которые в силу требований действующего избирательного законодательства могут послужить основанием для признания имеющихся в них подписей избирателей недействительными.
Поскольку суд признал 8 подписей избирателей недействительными (лист 11 – подпись 3, лист 19 – подпись 3, лист 22 – подпись 2, лист 33 – подпись 2, лист 51 – подписи 1, 2, 3, 4), общее количество недействительных подписей, представленных в поддержку кандидата Заворохина Е.А., составляет: 28 + 8 = 36 подписей избирателей.
Таким образом, общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Заворохина Е.А., составляет 36 подписей (9,23 % от общего числа проверенных подписей), в связи с чем доводы Якуповой А.С. и её представителя Пономарева С.А. о том, что число недействительных и (или) недостоверных подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Заворохиным Е.А., превышает 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, являются несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что при рассмотрении представленных кандидатом Заворохиным Е.А. избирательных документов у ОИК № 2 отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в регистрации данного кандидата по подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, решение окружной избирательной комиссии от 28 октября 2016 г. № 15/2/2 о регистрации Заворохина Е.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 является законным, в связи с чем Якуповой А.С. в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Якуповой А.С. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 от 28 октября 2016 г. № 15/2/2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Заворохина Е.А.» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -