Решение по делу № 2-435/2023 (2-7227/2022;) от 17.10.2022

УИД: 39RS0002-01-2022-007161-38

гражданскоедело№2-435/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 11 января 2023года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,

при секретаре Сичкаревой О.В.,

с участием истца Кравченко С.С., его представителя Сазонова А.А.,

представителя ответчика Бычковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравченко С.С. к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным отказа во включении периода прохождения службы в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС, возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко С.С. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным отказа во включении периода прохождения службы в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС от < Дата >, возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы с < Дата > по < Дата >.

В обоснование заявленных требований указано, что в спорный период с < Дата > по < Дата > истец проходил службу в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан, в настоящий момент проходит службу в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, < Дата > истец обратился в интернет приемную ФСИН России по вопросу зачета в срок службы (выслугу лет) для назначения ему пенсии срока прохождения службы в Республике Казахстан в вышеуказанных структурах, < Дата > на данное обращение им был получен отказ от ответчика, не согласившись с которым истец < Дата > обратился в Управление кадров ФСИН России, которое рассмотрев заявление истца сообщило о его праве на зачет спорного периода прохождения службы в Республике Казахстан в срок службы для назначения пенсии при увольнении из УИС, одновременно в адрес ответчика были направлены указания в интересах истца, однако < Дата > УФСИН по Калининградской области, изучив названное указание ФСИН России, а также доводы заявления истца пришло к выводу об отсутствии законных оснований для зачета в срок службы истца спорного периода, ввиду чего последним был получен отказ, с которым он не согласен и считает его незаконным, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Кравченко С.С. и его представитель по ордеру Сазонов А.А. в судебном заседании сообщили о том, что спорный период службы истца в учреждениях на территории Республики Казахстан был зачтен истцу в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС, и в настоящее время истец уволен со службы из УИС по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, однако сторона истца продолжала настаивать на удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения ответчика, указывая, что данным решением были нарушены права истца на своевременное пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика УФСИН России по Калининградской области БычковаЕ.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что спорный период службы на территории Казахстана был зачтен истцу в стаж службы на основании протокола заседания комиссии ФСИН России от 20.10.2022 № 24, после чего по его заявлению с ним был расторгнут контракт и он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, тем самым оспариваемое решение в настоящее время не нарушает права истца и не имеет для него никакого значения, ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика указывала, что оснований для зачета в стаж службы истца спорного периода для назначения пенсии по выслуге лет не имеется.

Третье лицо ФСИН России в судебное заседание представителя не направило, возражений и ходатайств не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы в совокупности с представленными в нем доказательствами, суд приходит к следующему.

Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон РФ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона N 4468-1).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление N 941).

Согласно п. 1 названного выше постановления Правительства установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», положения которого регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел.

Частью 1 статьи 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.

В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Республика Казахстан является участником СНГ в соответствии с Соглашением о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанным Россией, Белоруссией и Украиной, и Протоколом к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Со времени подписания Соглашения от 24 декабря 1993 года система органов, входящих в министерства внутренних дел государств - участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов внутренних дел.

В ряде государств - участников Соглашения (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина) органы исполнения наказания были выведены из системы органов внутренних дел.

Как показал анализ нормативных актов государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, о чем свидетельствует Решение Экономического Суда СНГ N 01-1/7-03 «О толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года» (принято в г. Минске < Дата >).

Судом установлено, что < Дата > прапорщик внутренней службы младший инспектор 1 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ «Исправительная колония УФСИН по Калининградской области» Кравченко С.С. обратился в интернет-приемную ФСИН России (Центральный аппарат) с заявлением о зачете периода прохождения службы на должностях младшего начальствующего состава в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан с < Дата > по < Дата > в расчет выслуги лет для назначения пенсии, данное обращение истца было направлено для рассмотрения в УФСИН России по Калининградской области, которое < Дата > в ответ на обращение сообщило о наличии у истца по состоянию на < Дата > выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении продолжительностью 9 лет 9 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 11 лет 02 месяца 08 дней, а также о не включении в расчет выслуги лет для назначения пенсии спорного периода с < Дата > по < Дата >, поскольку Закон РФ от < Дата > не позволяет производить зачет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ государств-участников СНГ; ответ УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № ог-40/ТО/11-166 на обращение истца был направлен последнему, а также в УК ФСИН России.

По результатам рассмотрения вышеназванного ответа УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № ог-40/ТО/11-166 по обращению КравченкоС.С. УК ФСИН России направило в адрес ответчика сообщение от < Дата > № исх-7-43340, согласно которому изменение ведомственной принадлежности министерств и ведомств Республики Казахстан не влияет на установленный порядок исчисления стажа службы (выслугу лет) для назначения пенсии и выплаты ежемесячной надбавки сотрудникам УИС, ранее проходившим службу в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан, Агентстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и Службе пожаротушения и аварийно-спасательных работ Республики Казахстан, данные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет аналогично службе в органах внутренних дел Республики Казахстан, в связи с чем УК ФСИН России полагало целесообразным засчитать Кравченко С.С. в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственной противопожарной службе МЧС Республики Казахстан, ввиду чего предлагалось рассмотреть данный вопрос с учетом изложенной в сообщении позиции и проинформировать о результатах рассмотрения истца и УК.

Согласно протоколу совещания при заместителе начальника УФСИН России по Калининградской области от < Дата > названные выше указания УК ФСИН России были рассмотрены, по результатам ответчик не усмотрел оснований для включения в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов в ведомствах Республики Казахстан, не входящих в систему органов внутренних дел Республики Казахстан, адресовав истцу мотивированный ответ от < Дата > /ТО/11-8429, содержащий отказ во включении в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет на указанном выше основании спорного периода с < Дата > по < Дата >, с указанием на возможность его обжалования, в том числе в судебном порядке, данный ответ также был направлен в адрес УК ФСИН России.

Из содержания представленной в адрес суда выписки из послужного списка Кравченко С.С. усматривается, что он действительно с < Дата > по < Дата > проходил службу в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан.

После получения оспариваемого отказа ответчика истец неоднократно обращался в адрес УК ФСИН России по вопросу исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам УИС, в ответ ему было сообщено об инициировании по рассматриваемому вопросу заседания Комиссии ФСИН России по разрешению вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников УИС и членов их семей.

В соответствии с представленной в материалах дела выпиской из протокола заседания комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников УИС и членов их семей от < Дата > комиссией принято решение о зачете в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам УИС РФ периодов прохождения службы в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан, Агентстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и Службе пожаротушения и аварийно-спасательных работ Республики Казахстан независимо от ведомственной принадлежности министерств и ведомств Республики Казахстан; данные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет аналогично службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.

< Дата > УФСИН России по Калининградской области направило в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области информацию об указанном решении комиссии ФСИН России, оформленном протоколом от < Дата >, с требованием принять меры по восстановлению прав Кравченко С.С. в кратчайшие сроки.

На основании рапорта истца от < Дата > приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > -лс контракт о службе с Кравченко С.С. был расторгнут, он был уволен со службы из УИС по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от < Дата > №197-ФЗ < Дата >, с выплатой ему единовременного пособия при увольнении; на день увольнения его выслуга в календарном исчислении составила 20 лет 1 месяц 27 дней, в льготном исчислении 21 год 10 месяцев 13 дней, при этом как следует из расчета стажа истца, спорный период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС был зачтен в стаж Кравченко С.С.

Таким образом, требование истца о возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан удовлетворено до вынесения судом решении, в связи с чем в данной части иск удовлетворению не подлежит, относительно требования о признании незаконным отказа ответчика во включении спорного периода службы суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Учитывая изложенное, право на пенсию за выслугу лет у истца имелось по состоянию на < Дата >, однако по причине отказа ответчика УФСИН России по Калининградской области от < Дата > включить спорный период прохождения службы на территории Республики Казахстан, несмотря на указание УК ФСИН России от < Дата >, и неопределенности ситуации, истец смог реализовать свое право на увольнение со службы по выслуге лет и пенсионное обеспечение лишь < Дата >, более того, до этого он вынужден был отстаивать свои права посредством обращения в УК ФСИН России и в суд, в результате чего период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан был зачтен в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС РФ, что свидетельствует о нарушении его прав, тем самым оспариваемый отказ ответчика является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

исковые требования Кравченко С.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ УФСИН России по Калининградской области от < Дата > во включении периода прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись К.В. Вирюкина

Мотивированное решение составлено 18 января 2023 года.

УИД: 39RS0002-01-2022-007161-38

гражданскоедело№2-435/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 11 января 2023года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,

при секретаре Сичкаревой О.В.,

с участием истца Кравченко С.С., его представителя Сазонова А.А.,

представителя ответчика Бычковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравченко С.С. к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным отказа во включении периода прохождения службы в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС, возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы,

УСТАНОВИЛ:

Кравченко С.С. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным отказа во включении периода прохождения службы в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС от < Дата >, возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы с < Дата > по < Дата >.

В обоснование заявленных требований указано, что в спорный период с < Дата > по < Дата > истец проходил службу в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан, в настоящий момент проходит службу в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, < Дата > истец обратился в интернет приемную ФСИН России по вопросу зачета в срок службы (выслугу лет) для назначения ему пенсии срока прохождения службы в Республике Казахстан в вышеуказанных структурах, < Дата > на данное обращение им был получен отказ от ответчика, не согласившись с которым истец < Дата > обратился в Управление кадров ФСИН России, которое рассмотрев заявление истца сообщило о его праве на зачет спорного периода прохождения службы в Республике Казахстан в срок службы для назначения пенсии при увольнении из УИС, одновременно в адрес ответчика были направлены указания в интересах истца, однако < Дата > УФСИН по Калининградской области, изучив названное указание ФСИН России, а также доводы заявления истца пришло к выводу об отсутствии законных оснований для зачета в срок службы истца спорного периода, ввиду чего последним был получен отказ, с которым он не согласен и считает его незаконным, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Кравченко С.С. и его представитель по ордеру Сазонов А.А. в судебном заседании сообщили о том, что спорный период службы истца в учреждениях на территории Республики Казахстан был зачтен истцу в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС, и в настоящее время истец уволен со службы из УИС по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, однако сторона истца продолжала настаивать на удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения ответчика, указывая, что данным решением были нарушены права истца на своевременное пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика УФСИН России по Калининградской области БычковаЕ.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что спорный период службы на территории Казахстана был зачтен истцу в стаж службы на основании протокола заседания комиссии ФСИН России от 20.10.2022 № 24, после чего по его заявлению с ним был расторгнут контракт и он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, тем самым оспариваемое решение в настоящее время не нарушает права истца и не имеет для него никакого значения, ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика указывала, что оснований для зачета в стаж службы истца спорного периода для назначения пенсии по выслуге лет не имеется.

Третье лицо ФСИН России в судебное заседание представителя не направило, возражений и ходатайств не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы в совокупности с представленными в нем доказательствами, суд приходит к следующему.

Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон РФ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона N 4468-1).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление N 941).

Согласно п. 1 названного выше постановления Правительства установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», положения которого регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел.

Частью 1 статьи 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.

В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Республика Казахстан является участником СНГ в соответствии с Соглашением о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанным Россией, Белоруссией и Украиной, и Протоколом к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Со времени подписания Соглашения от 24 декабря 1993 года система органов, входящих в министерства внутренних дел государств - участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов внутренних дел.

В ряде государств - участников Соглашения (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина) органы исполнения наказания были выведены из системы органов внутренних дел.

Как показал анализ нормативных актов государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, о чем свидетельствует Решение Экономического Суда СНГ N 01-1/7-03 «О толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года» (принято в г. Минске < Дата >).

Судом установлено, что < Дата > прапорщик внутренней службы младший инспектор 1 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ «Исправительная колония УФСИН по Калининградской области» Кравченко С.С. обратился в интернет-приемную ФСИН России (Центральный аппарат) с заявлением о зачете периода прохождения службы на должностях младшего начальствующего состава в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан с < Дата > по < Дата > в расчет выслуги лет для назначения пенсии, данное обращение истца было направлено для рассмотрения в УФСИН России по Калининградской области, которое < Дата > в ответ на обращение сообщило о наличии у истца по состоянию на < Дата > выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении продолжительностью 9 лет 9 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 11 лет 02 месяца 08 дней, а также о не включении в расчет выслуги лет для назначения пенсии спорного периода с < Дата > по < Дата >, поскольку Закон РФ от < Дата > не позволяет производить зачет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ государств-участников СНГ; ответ УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № ог-40/ТО/11-166 на обращение истца был направлен последнему, а также в УК ФСИН России.

По результатам рассмотрения вышеназванного ответа УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № ог-40/ТО/11-166 по обращению КравченкоС.С. УК ФСИН России направило в адрес ответчика сообщение от < Дата > № исх-7-43340, согласно которому изменение ведомственной принадлежности министерств и ведомств Республики Казахстан не влияет на установленный порядок исчисления стажа службы (выслугу лет) для назначения пенсии и выплаты ежемесячной надбавки сотрудникам УИС, ранее проходившим службу в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан, Агентстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и Службе пожаротушения и аварийно-спасательных работ Республики Казахстан, данные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет аналогично службе в органах внутренних дел Республики Казахстан, в связи с чем УК ФСИН России полагало целесообразным засчитать Кравченко С.С. в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственной противопожарной службе МЧС Республики Казахстан, ввиду чего предлагалось рассмотреть данный вопрос с учетом изложенной в сообщении позиции и проинформировать о результатах рассмотрения истца и УК.

Согласно протоколу совещания при заместителе начальника УФСИН России по Калининградской области от < Дата > названные выше указания УК ФСИН России были рассмотрены, по результатам ответчик не усмотрел оснований для включения в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов в ведомствах Республики Казахстан, не входящих в систему органов внутренних дел Республики Казахстан, адресовав истцу мотивированный ответ от < Дата > /ТО/11-8429, содержащий отказ во включении в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет на указанном выше основании спорного периода с < Дата > по < Дата >, с указанием на возможность его обжалования, в том числе в судебном порядке, данный ответ также был направлен в адрес УК ФСИН России.

Из содержания представленной в адрес суда выписки из послужного списка Кравченко С.С. усматривается, что он действительно с < Дата > по < Дата > проходил службу в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан.

После получения оспариваемого отказа ответчика истец неоднократно обращался в адрес УК ФСИН России по вопросу исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам УИС, в ответ ему было сообщено об инициировании по рассматриваемому вопросу заседания Комиссии ФСИН России по разрешению вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников УИС и членов их семей.

В соответствии с представленной в материалах дела выпиской из протокола заседания комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников УИС и членов их семей от < Дата > комиссией принято решение о зачете в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам УИС РФ периодов прохождения службы в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан, Агентстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и Службе пожаротушения и аварийно-спасательных работ Республики Казахстан независимо от ведомственной принадлежности министерств и ведомств Республики Казахстан; данные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет аналогично службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.

< Дата > УФСИН России по Калининградской области направило в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области информацию об указанном решении комиссии ФСИН России, оформленном протоколом от < Дата >, с требованием принять меры по восстановлению прав Кравченко С.С. в кратчайшие сроки.

На основании рапорта истца от < Дата > приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > -лс контракт о службе с Кравченко С.С. был расторгнут, он был уволен со службы из УИС по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от < Дата > №197-ФЗ < Дата >, с выплатой ему единовременного пособия при увольнении; на день увольнения его выслуга в календарном исчислении составила 20 лет 1 месяц 27 дней, в льготном исчислении 21 год 10 месяцев 13 дней, при этом как следует из расчета стажа истца, спорный период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС был зачтен в стаж Кравченко С.С.

Таким образом, требование истца о возложении обязанности засчитать в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан удовлетворено до вынесения судом решении, в связи с чем в данной части иск удовлетворению не подлежит, относительно требования о признании незаконным отказа ответчика во включении спорного периода службы суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Учитывая изложенное, право на пенсию за выслугу лет у истца имелось по состоянию на < Дата >, однако по причине отказа ответчика УФСИН России по Калининградской области от < Дата > включить спорный период прохождения службы на территории Республики Казахстан, несмотря на указание УК ФСИН России от < Дата >, и неопределенности ситуации, истец смог реализовать свое право на увольнение со службы по выслуге лет и пенсионное обеспечение лишь < Дата >, более того, до этого он вынужден был отстаивать свои права посредством обращения в УК ФСИН России и в суд, в результате чего период прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан был зачтен в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС РФ, что свидетельствует о нарушении его прав, тем самым оспариваемый отказ ответчика является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

исковые требования Кравченко С.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ УФСИН России по Калининградской области от < Дата > во включении периода прохождения службы с < Дата > по < Дата > в Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Карагандинской области Республики Казахстан и Государственном Учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области Республики Казахстан в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет при увольнении из УИС.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись К.В. Вирюкина

Мотивированное решение составлено 18 января 2023 года.

2-435/2023 (2-7227/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравченко Сергей Сергеевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области
Другие
Управление кадров ФСИН России
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Вирюкина Кристина Викторовна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2022Передача материалов судье
24.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2022Предварительное судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее