Дело (УИД) №21RS0019-01-2024-000253-70
Производство №2-215/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии
в составе:
председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,
при секретаре Черновой С.Ю.,
с участием:
представителя истца – администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики Соколовой Д.Р., по доверенности от 24.07.2024 г. за №3481,
представителя ответчика Семенова Н.М. – адвоката Степановой В.В., по ордеру №17 от 06.06.2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики к Семенову Н.М. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Семенову Н.М. о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>
Иск мотивирован тем, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных округов наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих и работающих на сельских территориях либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там, имеющих право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, в рамках комплексного развития сельских территорий, на срок до 2025 года. Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Хочашевского сельского поселения <адрес> в 2011 г. была принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Семенова Н.М. (из 4 человек) и была включена в список претендентов на получение социальной выплаты. В 2020 г. семья Семенова Н.М. получила социальную выплату на приобретение жилого помещения (жилого дома) в размере <данные изъяты> В ходе проверки контрольно-счетной палатой Чувашской Республики порядка предоставления семье Семенова Н.М. социальной выплаты по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» было выявлено нарушение получения социальной выплаты. В заявлении на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» в состав семьи были включены следующие члены семьи: супруга ФИО8, дети ФИО9 и ФИО10, а также в качестве члена семьи включена ФИО11 (мать получателя субсидии ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выпискам из Единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у семьи ФИО13 имелось в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 18,7 кв.м. Кроме того у ФИО11 в собственности находилось жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 70,9 кв.м. Исходя из вышеизложенного, нуждаемость в улучшении жилищных условий ФИО11 (матери получателя субсидии) не подтверждена. Согласно расчету социальная выплата на строительство (приобретение) жилья была рассчитана на 5 человек, тогда как следовало на 4 членов семьи. Соответственно, по мнению представителя истца, семья Семенова Н.М. неправомерно получила социальную выплату в размере <данные изъяты> Согласно п. 2 решения Собрания депутатов Ядринского муниципального округа от 09.12.2022 г. №05 «О правопреемстве органов местного самоуправления Ядринского муниципального округа Чувашская Республики» администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником администрации Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики. Администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики направила в адрес Семенова Н.М. претензионное письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, которым просила возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>, которые были выделены в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий», в срок до 30 дней со дня получения данной претензии. Указанное письмо Семеновым Н.М. было получено, но сумма неосновательного обогащения им не возвращена.
Представитель истца – администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики Соколова Д.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, в судебном заседании просила исковое требование удовлетворить.
Ответчик Семенов Н.М. в судебном заседании не участвовал, обеспечил явку своего представителя-адвоката Степановой В.В. в суде.
Представитель ответчика Семенова Н.М. – адвокат Степанова В.В., действующая по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
Третьи лица – представители Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, а также ФИО11, ФИО8, её несовершеннолетние дети ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании не участвовали.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу положений подп. 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В силу п.п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Целями названной программы (здесь и далее по состоянию на дату возникновения спорных правоотношений) является в частности: сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,1 процента в 2025 г.; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2 процента в 2025 г.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (приложение №3 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий») (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. №696, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на комплексное развитие сельских территорий, включая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены согласно положению о предоставлении социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.
Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (приложение №3 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий») устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там (далее - социальные выплаты).
Законом Чувашской Республики от 29.03.2022 г. №30 «О преобразовании муниципальных образований Ядринского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа», муниципальные образования Ядринского района, в том числе администрация Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики преобразована путем объединения во вновь образованное муниципальное образование «Ядринский муниципальный округ». Согласно решению от 09.12.2022 г. №05 Собрания депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником администрации Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Постановлением главы Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за №, Семенов Н.М., проживающий по адресу: <адрес>, был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 88). Обоснованность постановки ФИО6 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не оспаривается.
В последующем, Семенов Н.М. обратился в администрацию Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Жилищные условия Семенов Н.М. планировал улучшить путем приобретения жилого помещения в Большешемердянском сельском поселении Ядринского района Чувашской Республики. При этом в заявлении он указал следующий состав семьи: жена ФИО8, дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающий совместно член семьи - мать ФИО11 Адрес проживания семьи указан: <адрес> (л.д. 93).
К заявлению Семеновым Н.М. кроме прочего были приложены сведения о принадлежащем ему и членам его семьи имуществе, в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, выданные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии за №, № Из которых следует, что Семенову Н.М., его супруге ФИО8, детям ФИО9, ФИО10 принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью 18,70 кв.м. (л.д. 120-123). ФИО11 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> площадью 70,90 кв.м. (л.д.124-126).
Затем Семенову Н.М. был произведен расчет размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, который был утвержден главой <адрес>ной администрацией Чувашской Республики (л.д. 27, 92).
По результатам рассмотрения указанных документов, в последующем, ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра сельского хозяйства Чувашской Республики выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях за № Семенову Н.М., имеющему численный состав семьи из 5 человек (ФИО8 – супруга, ФИО9 – дочь, ФИО10 – дочь, ФИО11 – мать), как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Предоставлена социальная выплата в соответствии с условиями Программы в размере <данные изъяты>, в том числе из федерального бюджета в размере <данные изъяты>, из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере <данные изъяты>, из средств местного бюджета <данные изъяты> (л.д. 26).
Полученная социальная выплата Семеновым Н.М. была использована по целевому назначению на приобретение жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34).
Указанное жилое помещение было оформлено в общую долевую собственность (по 1/5 доли в праве каждого) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-13).
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-159) и в адрес администрации Ядринского муниципального Чувашской Республики направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № содержащее требование о принятии мер по обеспечению возврата в республиканский бюджет неправомерно предоставленных выплат гражданам (л.д. 89-91).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. №2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. №2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности.
Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Семенову Н.М. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Чувашской Республики, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подп. 3 ст. 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения, при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.
Разрешая исковые требования администрации, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, принимает во внимание конкретные обстоятельства включения Семенова Н.М. и членов его семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Судом установлено, что Семеновым Н.М. для включения его в состав участников на получение социальной выплаты в администрацию Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики были представлены документы, необходимые для включения его в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», в частности и сведения о наличии в его собственности и членов его семьи недвижимого имущества. По результатам рассмотрения этих документов Семенову Н.М. Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики было выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, после чего полученная Семеновым Н.М. социальная выплата использована им по целевому назначению на приобретение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенных обстоятельств, а также учитывая, что проверка представленных ответчиком Семеновым Н.М. документов и принятие решения о включении Семенова Н.М. и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие территорий» осуществлялись истцом, который в силу своих полномочий не мог не знать об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий у матери Семенова Н.М. - ФИО11, Семеновым Н.М. недобросовестных действий с целью сокрытия сведений о нахождении в собственности матери ФИО11 жилого помещения не произведено, правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные ст. 1102 ГК РФ, к ответчику не применимы. В связи с чем, в удовлетворении иска администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о взыскании с Семенова Н.М. неосновательного обогащения в размере 205 434,81 коп. следует отказать.
Стороной ответчика также заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Представитель ответчика полагает, что срок исковой давности подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ - с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях №.
В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из смысла и содержания указанных правовых норм следует, что в случае заявления стороны в споре о применении срока исковой давности, обсуждение вопроса о применении давностного срока является обязанностью, а не правом суда.
Пунктом 23 Порядка предоставления социальных выплат Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» установлено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Учитывая особенности правового положения истца, являющегося органом местного самоуправления, принимая во внимание положения п. 1 ст. 200 ГК РФ, суд приходит к выводу, что срок исковой давности по требованию истца к Семенову Н.М. о взыскании части социальной выплаты в размере <данные изъяты> на момент подачи истцом искового заявления истек – ДД.ММ.ГГГГ, так как в данном случае истец должен был узнать о нарушении своего права не позднее даты выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сторона истца, являясь органом местного самоуправления, наделена законными полномочиями проверки правильности оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, послужившими основанием для выдачи свидетельства и последующего предоставления социальной выплаты.
Поскольку по результатам проверки органом местного самоуправления документов Семенова Н.М. еще ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты, а орган местного самоуправления должен был узнать о нарушении своего права не позднее указанной даты, срок исковой давности для взыскания части социальной выплаты по доводам истца истек ДД.ММ.ГГГГ, а с настоящим иском о взыскании суммы неосновательного обогащения истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). В связи с чем исковое требование администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики удовлетворению не подлежат ввиду пропуска срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики к Семенову Н.М. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.Г. Сокрашкина