Решение по делу № 2-96/2024 (2-4687/2023;) от 18.09.2023

61RS0023-01-2023-004967-26

Дело № 2-96/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2024г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Шевченко О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костылева Д. В. к Шарову В. И., Администрации г. Шахты, Комитету по управлению имуществом Администрации г.Шахты, третье лицо Донцов А. И., Донцова С. А., Донцова Д. И., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании отсутствующим права по договору аренды, прекращении договора аренды, признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по реализации части сформированного земельного участка под нежилым зданием, обязании произвести реализацию части сформированного земельного участка под объектом недвижимости

по заявлению третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования Донцов А. И., Донцова С. А., Донцова Д. И., к Шарову В. И., Администрации г. Шахты, Комитету по управлению имуществом Администрации г.Шахты, об обязании произвести реализацию части сформированного земельного участка под объектами недвижимости

УСТАНОВИЛ:

Костылев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации <адрес> и Шаровым В.И. заключен договор аренды , находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , для использования под здания складских помещений лит. «Р», зданием офиса лит. «О», зданием склада-котельной лит. «С», нежилым зданием лит. «П», используемый под выставочный салон продукции собственного производства, обшей площадью 795 кв.м. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения дела в Новочеркасском городском суде о взыскании задолженности по договору аренды, КУИ <адрес> предоставила сведения, что в соответствии с прилагаемыми Выписками из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ Донцова Д. И. являлась собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а именно: Офис лит. «О» с кадастровым номером площадью 56.2 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/2 доля в общей долевой собственности. Нежилое здание лит «П» с кадастровым номерам , площадью 375,5 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/2 доля в общей долевой собственности. В соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Донцова Д.И. является собственником здания склада-котельной лит. «С», с кадастровым номером , площадью 19.6 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ 1/2 доля общей долевой собственности по настоящее время. В соответствии с Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ Костылев Д.В. является собственником здания Офис лит. «О» с кадастровым номером , площадью 56,2 кв.м, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Донцов А.И. является собственником здания: нежилое здание лит. «П» с кадастровым номером , площадью 375,5 кв.м, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Считает, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ между КУИ Администрации <адрес> и Шаровым В.И. фактически является ничтожным, т.к. объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, находятся в собственности других лиц. Разрешить вопрос в ином порядке не представляется возможным поскольку на земельном участке расположены объекты недвижимости литеры «Р», «О», «С», «П», что не допускается в соответствии с п.14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, если фактическое использование не соответствует разрешенному использованию. Итсец является собственником здания литер «О», которое является отдельно стоящим самостоятельным зданием, возведенном на собственном фундаменте, имеет четыре стеновых несущих конструкции, односкатную крышу, обеспечено индивидуальными коммунальными ресурсным снабжением (газ, вода, электричество, канализация). Имеет выход на центральную улицу. Зависимости от соседних зданий и строений не имеет. Ему отказано в предоставлении земельного участка под его зданием, поскольку имеется договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, который является ничтожным в силу того, что все объекты недвижимости проданы Шаровым В.И. иным лицам.

Просил суд признать отсутствующим право по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированное в ЕГРН за Шаровым В.И., на земельный участок с кадастровым номером площадью 795 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности", расположенный по адресу: <адрес>; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N площадью 795 кв. м., категории земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности", расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении зарегистрированного права по договору аренды на земельный участок с кадастровым номером площадью 795 кв.м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности", расположенный по адресу: <адрес>, а также основанием для снятия с государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Третьи лица Донцова С.А., Донцов А.И., Донцова Д.И. обратился в суд с самостоятельными требованиями относительно предмета иска. Указали, что они с истцом являются собственниками объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, арендатором которого является Шаров В.И. Данный земельный участок используют Донцова С.А., Донцова Д.И. в размере по 20 кв.м, Донцов А.И. – 644 кв.м, Костылев Д.В. – 131 кв.м. Считают отказ КУИ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим их права.

Просят суд признать отсутствующим у Шарова В.И. права нахождения в статусе арендатора по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать КУИ Администрации г. Шахты прекратить соглашение по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с Шаровым В.И.; Обязать Администрацию г. Шахты произвести реализацию им как лицам, обладающим первоочередным правом на покупку земельных участков после раздела земельного участка площадью 795 кв.м на несколько самостоятельных с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Костылев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель истца Костылев В.Е., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель истца Стасовская А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила заявление об уточнении исковых требований, в котором просила суд в связи с утратой права Шаровым В.И. права владения всеми объектами недвижимости на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 795 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, признать отсутствующим права его нахождения в статусе арендатора по договору № 2692 от 03.10.2007; Обязать КУИ Администрации г. Шахты прекратить действующее соглашение по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с Шаровым В.И, и прекратить все действующие обременения в виде аренды в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером , прекращенный договор зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; Признать незаконным отказы ответчиков в предоставлении муниципальных услуг по согласованию выделенной части сформированного кадастровым инженером земельного участка под нежилым зданием литер «О» с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, общей площадью 145 кв.м с учетом части земельного участка, необходимого для обслуживания здания с присвоением выдела нового кадастрового номера в координатах:

Обязать Администрацию <адрес> произвести реализацию ему как лицу обладающему первоочередным правом на сформированный кадастровым инженером в границах установленной площадью 145 кв.м, части земельного участка под нежилым зданием Литер «О» , с учетом части земельного участка, необходимого для обслуживания здания, реализацию выдела с последующей его регистрацией проведенной сделки в едином государственном реестре Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против удовлетворения требований третьих лиц.

Представитель ответчика КУИ Администрации г. Шахты Бешлей Г.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточнённых требований истца и уточнённых требований третьих лиц.

Ответчик Шаров В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения уточнённых требований истца и уточнённых требований третьих лиц.

Представитель ответчика Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении требований истца и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, поскольку выбран ненадлежащий способ защиты.

Третьи лица Донцова Д.И., Донцова С.А., Донцов А.И., их представитель Донцов И.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представили письменное заявление об уточнении исковых требования, в которых просили суд обязать Администрацию г. Шахты, КУИ Администрации г. Шахты произвести реализацию им как лицам, обладающим первоочередным правом части земельного участка под объектами недвижимости на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> последующей регистрацией проведенной сделки в едином государственном реестре Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Протокольным определением от 26.09.2022 для участия в деле в качестве третьего лица привлечен КУИ Администрации г.Шахты.

Заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск Костылева Д.В. и требования третьих лиц не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, то есть граждане имеют право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в аренду.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (пункт 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (пункт 9); земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 15).

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу статей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации права собственности на нее переходит право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лиц в договоре аренды).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации <адрес> и Шаровым В.И. заключен договор аренды , находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , для использования под здания складских помещений лит. «Р», зданием офиса лит. «О», зданием склада-котельной лит. «С», нежилым зданием лит. «П», используемый под выставочный салон продукции собственного производства, обшей площадью 795 кв.м. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Шаров В.И. внесён в качестве арендатора в кадастровый паспорт земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020504:119 относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности.

В пределах земельного участка находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами

Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Костылев Д.В. купил у Донцовой С.А. одноэтажное целое здание офиса, общей площадью 56,20 кв.м с кадастровым номером , расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>.

Здание литер «О» с кадастровым номером , вид разрешенного использования – нежилое, офис, принадлежит на праве собственности Костылеву Д. В. (л.д. 125-126).

Здание литер «С» с кадастровым номером , назначение – нежилое, здание склада-котельной принадлежит на праве общей долевой собственности Донцовой Д. И. и Донцовой С. А. по ? доли (л.д. 118-121).

Здание литер «П» с кадастровым номером , назначение – нежилое, здание, принадлежит на праве собственности Донцову А. И. (л.д. 180-182)

Здание литер «Р» с кадастровым номером , назначение – нежилое, складские помещения магазина, объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве Донцову А.И. (л.д. 122-124)

Данные сведения подтверждаются выписками из ЕГРН.

Согласно ответу МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Костылев Д.В. за период с 2019 года по настоящее время в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> зарегистрированы заявления от ДД.ММ.ГГГГ по государственной услуге «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество», от ДД.ММ.ГГГГ по муниципальной услуге «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», от ДД.ММ.ГГГГ по муниципальной услуге «Предварительное согласование предоставления земельного участка», от ДД.ММ.ГГГГ по муниципальной услуге «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», от ДД.ММ.ГГГГ по муниципальной услуге «Продажа земельного участка без проведения торгов».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении работ по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Костылеву Д.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги, установленных в пунктах 19,20 Административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на том основании, что нежилое помещение (офис) площадью 56,2 кв.м (кадастровый ) по <адрес>, объекты недвижимости здание склада-котельной, нежилое здание, нежилое помещение находятся в долевой собственности Донцовой С.А. и ФИО12 д.ИИ, которые внесены в качестве арендаторов на земельный участок.

В представленном пакете документов отсутствуют заявления Донцовой С.А. и Донцовой Д.И. о разделе земельного участка, в связи с чем, отказано в утверждении схемы расположения (раздела) земельного участка. При этом, рекомендовано Донцовой С.А. и Донцовой Д.И. обратиться в КУИ Администрации <адрес> для внесения изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части уточнения арендаторов.

Всем собственникам зданий и сооружений рекомендовано обратиться в Администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения (разделе) земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно ответу КУИ Администрации <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ в адрес Костылева Д.В. и Донцову А.И. на их обращение с заявлениями о предоставлении в собственность Костылеву Д.В. земельного участка с кадастровым номером площадью 131 кв.м под офисом и Донцову А.И. земельного участка с кадастровым номером площадью 664 кв.м под нежилым заданием (:473), нежилым помещением (:688), нежилым помещением (:687), по вопросу изменений в договор аренды земельного участка отказано в предоставлении муниципальной услуги «продажа земельного участка без проведения торгов» и «Заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, безвозмездного пользования земельным участком». Поскольку на все объекты недвижимости имущества по <адрес> отсутствует право общей долевой собственности, для рассмотрения вопроса о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 795 кв.м, необходимо наличие собственника в пользовании земельным участком. Обращено внимание, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности», указанное в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует его фактическому использованию – на испрашиваемом земельном участке расположены: офис, складские помещения магазина, слад-котельная. В связи с чем, вопрос о внесении изменений в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность может быть рассмотрен после уточнения разрешенного использования земельного участка, при наличии заявлений всех собственников объектов, расположенных на данном участке. Кроме того, собственники объектом недвижимости по <адрес> могут обратиться в Администрацию г. Шахты с заявлениями о разделе земельного участка на несколько самостоятельных с сохранением исходного участка в измененных границах.

Вопросы уточнения (установления) разрешенного использования, раздела земельных участков относится к компетенции Департамента архитектуры градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты.

Донцов И. представил соглашение, подписанное Донцовым А.И., Донцовой Д.И, Донцовой С.А., согласно которому определен порядок пользования земельным участком 895 кв.м, согласно которому Костылев Д.В. пользователь 131 кв.м, Донцов А.И. – 644 кв.м, Донцова Д.И. – 10 кв.м, Донцова С.А. – 10 кв.м.

В соответствии с частью 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (часть 5 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Выкуп земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов лицом, имеющим в собственности здание (сооружение), правомерно возведенное на данном участке, обусловлен необходимостью обслуживания и использования такого объекта по назначению.

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 названного Кодекса.

В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 упомянутого Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду или в собственность установлены положениями статьи 39.16 ЗК РФ.

Так, согласно подпункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 названного Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет, названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Постановлением Администрации города Шахты №4629 от 27.11.2019 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка без проведения торгов» регулирующий отношения, возникающие при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ростовской области, в собственность гражданам и юридическим лицам без проведения торгов.

В силу пункта 2.10 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является:

-наличие хотя бы одного из оснований, указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности), и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (п.4).

Постановлением Администрации города Шахты №5044 от 24.12.2019 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, безвозмездного пользования земельным участком», согласно пункту 2.10 которого указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

-наличие в документах, необходимых для предоставления муниципальной услуги, противоречивых, недостоверных или неполных сведений;

-предоставление документов, не соответствующих перечню, указанному в пункте 2.6. настоящего Регламента;

-нарушение требований к оформлению документов, указанных в пункте 2.9. настоящего Регламента;

-отсутствие у заявителя права на получение услуги в соответствии с действующим законодательством;

-обращение за предоставлением услуги ненадлежащим образом уполномоченного лица;

-нарушение требований к подписанию электронных образов документов личного хранения, указанных в подпунктах 3 - 4 пункта 2.6 настоящего Регламента (в случае подачи заявления через ЕПГУ), подпунктах 2-4 пункта 2.6 (в случае подачи заявления через официальный сайт Администрации города Шахты (при наличии технической возможности)), усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего документ, или усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Не допускается отказ в предоставлении муниципальной услуги в случае, если необходимые документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления муниципальной услуги, опубликованной на ЕПГУ и официальном сайте города Шахты.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка является одним из этапов выделения и изъятия земельного участка находящегося в муниципальной или государственной собственности в целях его формирования как объекта земельных правоотношений.

Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. При этом, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункт 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Подпунктом 1 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

При этом форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0148.

Постановлением Администрации города Шахты №1096 от 07.04.2023 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», согласно п.2.10 которого исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги включает:

- 2.10.1.Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе";

- 2.10.7.В случае непредставления в письменной форме согласия лиц, указанных в п.6 раздела 2.6.1, в соответствии с которым для получения услуги рассматриваются следующие документы (в том числе при обращении в электронном виде через Портал госуслуг): согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов (в случае если исходный земельный участок предоставлен третьим лицам), залогодержателей (в случае если права собственности на такой земельный участок обременены залогом) исходных земельных участков (согласие не требуется в следующих случаях:

-образование земельных участков из земельных участков, предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

-образование земельных участков на основании решения суда.)

Как установлено судом, истцу при обращении в Администрацию <адрес> отказано ДД.ММ.ГГГГ на том, основании, что отсутствует заявление всех собственников объектов недвижимости о разделе земельного участка по <адрес>, а также рекомендовано обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения (разделе) земельного участка.

КУИ Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ при отказе в предоставлении муниципальных услуг ссылается на то, что на все объекты недвижимости отсутствует право общей долевой собственности, в связи с чем необходимо наличие нотариально заверенного соглашения с указанием долей каждого собственника в пользовании земельным участком соразмерно долям в праве на здания, сооружения. Кроме того, указано, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности» не соответствует его фактическому использованию, поскольку на участке расположены офис, складские помещения магазина, склад-котельная.

ФИО12 с заявлением об утверждении схемы расположения (разделе) земельного участка, с заявлением о разделе земельного участка на несколько самостоятельных, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах собственники объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по <адрес>, не обращались.

Как установлено судом на земельном участке с кадастровым номером – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности» расположены объекты недвижимости здание литер «О» с видом разрешенного использования – нежилое, офис, здание литер «С» назначение – нежилое, здание склада-котельной, здание литер «П» назначение – нежилое, здание.

При этом, здание литер «Р» с кадастровым номером , назначение – нежилое, складские помещения магазина, снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя вышеуказанные нормы права, учитывая установленные обстоятельства об отсутствии согласия в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, отсутствие документов о разделе земельного участка, соглашения о разделе земельного участка по долям собственников объектов недвижимости в праве собственности на земельный участок пропорционально занимаемым ими объектам недвижимости, и несоответствие вида разрешенного использования фактическому использованию земельного участка, суд приходит к выводу, что отказ Администрации <адрес> в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» ДД.ММ.ГГГГ, отказ КУИ Администрации <адрес> в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка без проведения торгов», «заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, безвозмездного пользования земельным участком» от ДД.ММ.ГГГГ правомерны.

При таких обстоятельствах, отсутствуют и основания для возложения на КУИ Администрации <адрес>, Администрации <адрес> обязанности по реализации истцу и третьим лицам с самостоятельными требованиями, обладающими первоочередным правом, части земельного участка под объектами недвижимости на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> последующей регистрацией проведенной сделки в едином государственном реестре Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в том числе по требованиям Костылева Д.В., части земельного участка под нежилым зданием Литер «О» , с учетом части земельного участка, необходимого для обслуживания здания, на сформированный кадастровым инженером в границах установленной площадью 145 кв.м.

Кроме того, понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, требования Костылева Д.В. в этой части и требования третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, Донцовой С.А., Донцовой Д.И., Донцова А.И. не подлежат удовлетворению.

Поскольку истец и третьи лица является правообладатели недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, следовательно, обращаться с требованием о предоставлении земельного участка в собственность истец должен был вместе с ФИО13, в противном случае они имеют право только на получение участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Кроме того, отказ в предоставлении земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством, не исключает возможность предоставления земельного участка в будущем после приведения его в соответствие с установленным видом разрешенного использования.

Суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания отсутствующим права Шарова В.И. нахождения в статусе арендатора по договору от ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой им права владения всеми объектами недвижимости на земельном участке с кадастровым номером и прекращении действующего соглашения по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с Шаровым В.И, и прекращении действующего обременения в виде аренды в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером , прекращенный договор зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком; при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Согласно пункту 14 вышеуказанного Постановления покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для государственной регистрации являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 3 части 3 статьи 15 Закона о регистрации).

В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации).

Судом установлено, что Шаров В.И., являющийся арендатором по договору аренды №2692 от 03.10.2007, продал принадлежащие на земельном участке объекты недвижимости, собственники которых продолжают пользоваться спорным земельным участком, учитывая, что от арендодателя в установленном законом порядке не поступало предложение об отказе в продолжения арендных отношений, то договор аренды земельного участка считается заключенным с собственниками объектов недвижимости на таком же праве, то есть на праве аренды, на тот же срок и на тех же условиях.

Как следует из пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для погашения в ЕГРН записи об обременении в виде аренды в отношении спорного земельного участка, так как регистрирующий орган в пределах своих полномочий не имеет права и возможности устанавливать основания прекращения этого договора.

Кроме того, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права (обременения) отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРН записи о праве ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения. Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим допустим и как форма требования о применении последствий недействительности сделки, когда нарушение прав истца состоит именно в наличии в ЕГРН регистрационной записи о праве ответчика в отношении того или иного объекта недвижимости, внесенной на основании недействительной сделки. При этом сам истец для восстановления своего нарушенного права не нуждается в восстановлении фактического владения вещью.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Костылева Д. В., отказать.

В удовлетворении требований третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, Донцова А. И., Донцовой С. А., Донцовой Д. И., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья     подпись     Е.Ю. Филонова

Решение в окончательной форме принято 29.01.2024.

2-96/2024 (2-4687/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Костылев Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Шаров Владимир Игоревич
Администрация г.Шахты
Комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты
Другие
Донцова Даоья Игоревна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ростовской области
Донцов Андрей Игоревич
Донцова Светлана Андреевна
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Филонова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Подготовка дела (собеседование)
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее