дело № 5-422/2021
УИД 25RS0026-01-2021-000977-95
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
пгт. Лучегорск 25 июня 2021 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Шевцов А.С., ознакомившись в порядке подготовки с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении:
Шешера ФИО6, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
24 мая 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Пожарскому району Белокрыловым А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении Шешера А.Т.
Изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в составивший их орган по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ определен порядок составления протокола об административном правонарушении, который составляется в обязательном присутствии лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении в отношении Шешера А.Т., составлялся он 24 мая 2021 года, т.е. намного позже дня выявления административного правонарушения 21 июля 2020 года.
Между тем, из представленного протокола невозможно сделать однозначный вывод, что он составлен в присутствии Шешера А.Т., поскольку подпись лица, в отношении которого составлен протокол отсутствует, акт о том, что Шешера А.Т. отказалась от подписи не имеется.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт составления протокола с участием Шешера А.Т. и ее отказа от дачи объяснений, от подписи в протоколе и получения его копии, материал не содержит, что вызывает обоснованные сомнения в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие лица протокол может быть составлен только при наличии доказательств, того, что оно было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола, но не явилось по неуважительным причинам (ст. 28.2 КоАП РФ).
Между тем, материалы административного дела не содержат сведений о надлежащем уведомлении Шешера А.Т. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении нее именно 24 мая 2021 года.
В связи с чем, при отсутствии доказательств действительного участия Шешера А.Т. при составлении протокола либо надлежащего уведомления лица о времени и месте составления протокола, судья не имеет возможности проверить правильность и обоснованность составления протокола, и, соответственно, привлечение к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными.
В материалах дела имеется заключение эксперта от 30.07.2020 № 10-472Э. Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что Шешера А.Т. до направления определения о назначении экспертизы эксперту для исполнения была с ним ознакомлена и что ей были разъяснены соответствующие процессуальные права. Более того, в материале дела отсутствует определение о назначении экспертизы.
В силу ч.ч. 3, 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что определение №95 о возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.07.2020 направлялось Шешера А.Т., а положения ст. 25.1 КоАП РФ разъяснялись. Имеющиеся в материалах дела сопроводительное письмо от 25.07.2020 №11/5392 не позволят сделать однозначный вывод о направлении определения от 25.07.2020, поскольку не содержит номера почтового отправления и не позволяет его отследить.
В соответствии с ч.ч. 5, 5.2, 6 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен но не более чем на месяц решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Определением о продлении срока проведения административного расследования от 25.08.2020 срок проведения административного расследования продлен до 25.09.2020. Однако сведений о том, что указанное определение направлялось Шешера А.Т. материалы дела не содержат.
Обращаю внимание, что срок административного расследования был продлен до 25.09.2020, однако протокол об административном правонарушении в отношении Шешера А.Т. был составлен только 21.05.2021 года, то есть спустя семь месяцев, а материал был направлен в суд только 24.06.2021, спустя месяц.
Объяснения Шешера А.П. и Апдеевой О.А. оформлены нечитаемым почерком.
Допущенные нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, могут повлиять на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу последующих решений.
В связи с тем, что указанная неточность протокола об административном правонарушении и неполнота материала не может быть восполнена при рассмотрении дела, и была установлена при подготовке к рассмотрению дела, материал подлежит возврату для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении Шешера ФИО7 возвратить участковому уполномоченному полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Пожарскому району Белокрылову А.В.
Судья Шевцов А.С.