Судья Цыкалова Н.А. Дело 4а-116/2016
Судья Лиджеева Л.Л.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 ноября 2017 года г. Элиста
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу Баерхаева Т.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года, вынесенные в отношении Баерхаева Т.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2017 года Баерхаев Т.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2017 года в части назначения наказания изменено, Баерхаеву Т.Г. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Баерхаев Т.Г. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить как незаконные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что запрет Администрации г. Элисты Баерхаеву Т.Г. на проведение митинга на площади перед гостиницей «Элиста» является незаконным. Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ограничение мест проведения публичных мероприятий исключительно теми, которые определены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не предусмотрено. Представленные Баерхаеву Т.Г. ответы Администрации г. Элисты не являются мотивированными предложениями об изменении мест публичных мероприятий. Наличие на месте проведения митинга автомашины «Камаз», в кузове которого в рамках проводимой БУ РК «Городская поликлиника» акции «Территория Здоровья» осуществлялся медицинский осмотр граждан, и двух легковых автомашин звукового сопровождения, а также задержание человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, имело целью сорвать проведение данного публичного мероприятия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 года
№ 385-IV-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в местную администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно Постановлению Правительства Республики Калмыкия от 12 марта 2013г. № 110 «Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Калмыкия» местом проведения публичного мероприятия на территории города Элисты определена Площадь Победы, расположенная по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, парк «Дружба».
В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 данного Федерального закона.
Положениями части 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно материалам дела 14 апреля 2017 года Баерхаевым Т.Г. в Администрацию г. Элисты подано уведомление о проведении 29 апреля 2017 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга на территории, прилегающей к входу в главный корпус гостиницы «Элиста» (л.д. 24).
Письмом от 17 апреля 2017 года Администрация г. Элисты предложила Баерхаеву Т.Г. рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия в ином не противоречащем действующему законодательству месте (л.д. 25).
24 апреля 2017 года Баерхаев Т.Г. направил письмо в Администрацию г. Элисты о несогласии с ответом Администрации г. Элисты от 17 апреля 2017 г. на уведомление о проведении публичного мероприятия (л.д. 39).
27 апреля 2017 года в письме организатору митинга Баерхаеву Т.Г. Администрация г. Элисты указала, что поскольку организатором не была направлена в адрес Администрации г. Элисты информация об изменении места проведения публичного мероприятия на специально отведенном месте проводить митинг Баерхаев Т.Г. не вправе (л.д. 40).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что письмом от 27 апреля 2017 года организатор публичного мероприятия был уведомлен о несогласовании проведения публичного мероприятия.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2017 года в 12 часов 00 минут на прилегающей территории к главному корпусу гостиницы «Элиста» в составе группы граждан около 40 человек Баерхаевым Т.Г. в нарушение требований Федерального закона № 54-ФЗ было проведено публичное мероприятие в форме митинга в месте, не согласованном с Администрацией г. Элисты.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), рапортом старшего инспектора группы ОПАЗ ООООП МВД по РК ФИО1 (л.д. 3), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 4-6), определением инспектора отделения ИАЗ УМВД России по г. Элисте ФИО2 от 1 мая 2017 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 11-15), уведомлением о проведении публичного мероприятия Баерхаева Т.Г. в Администрацию г. Элисты от 14 апреля 2017 года (л.д. 24), ответом заместителя Главы Администрации гг. Элисты ФИО3 от 17 апреля 2017 г. (л.д. 25), письмом Баерхаева Т.Г. от 24 апреля 2017 г. в Администрацию г. Элисты о несогласии с ответом Администрации г. Элисты от 17 апреля 2017 г. на уведомление о проведении публичного мероприятия (л.д. 39), сообщением Администрации г. Элисты от 27 апреля 2017 г. организатору митинга Баерхаеву Т.Г. о том, что он не вправе проводить митинг ввиду отсутствия информации об изменении места проведения публичного мероприятия на специально отведенном месте (л.д. 40), распечатками страницы социальной сети «facebook», принадлежащей «<Данные изъяты>», с призывом посетить 29 апреля 2017 года в 12 часов в г. Элисте митинг перед входом в главный корпус гостиницы «Элиста», организаторами которого являются Баерхаев Т.Г., ФИО4, ФИО5 (л.д. 26-29), протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2017 года и постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 мая 2017 года в отношении ФИО6 по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга) (л.д. 102-107, 111).
Действия Баерхаева Т.Г., выразившиеся в нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вывод судьи городского суда в постановлении о признании в действиях Баерхаева Т.Г. состава административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, получивших оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Баерхаева Т.Г. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что запрет Администрации г. Элисты на проведение митинга является незаконным, о невиновности Баерхаева Т.Г. в совершении административного правонарушении, ответы Администрации г. Элисты не являются мотивированными предложениями об изменении мест публичных мероприятий были предметом рассмотрения при разрешении жалобы Баерхаева Т.Г. судьей Верховного суда Республики Калмыкия и отклонены как не нашедшие своего подтверждения. Данные выводы суда надлежащим образом мотивированы и основаны на требованиях действующего законодательства, а потому оснований не согласиться с ними не имеется.
Поскольку по делу установлены обстоятельства проведения Баерхаевым Т.Г. митинга в отсутствие согласования с Администрацией г. Элисты, при необходимости такого согласования, ссылка в жалобе на постановление Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 февраля 2016 года не может быть принята во внимание, как не имеющая значение по настоящему делу.
Доводы жалобы о срыве и дискредитации со стороны административных органов, проводимого публичного мероприятия, носят предположительный характер и не влияют на выводы суда о наличии в действиях Баерхаева Т.Г. состава административного правонарушения.
Постановление о привлечении Баерхаева Т.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Баерхаеву Т.Г. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением части 2.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года, вынесенные в отношении Баерхаева Т.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Берхаева Т.Г. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев