Решение по делу № 33-32615/2023 от 11.09.2023

Судья: Алехина О.Г.                                                               Дело № 33-32615/2023

                                                                                  50RS0045-01-2022-007522-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2023 года                           г. Красногорск Московской области

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гарновой Л.П.,

судей Солодовой А.А., Жигаревой Е.А.,

при помощнике судьи Родионовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 04 мая 2023 года по гражданскому делу по иску ФИО к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, администрации городского округа Химки Московской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком и жилым домом, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Солодовой А.А.,

объяснения истца,

    УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился в суд с иском к администрации г.о. Солнечногорск Московской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> и жилым домом с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности по переносу контейнерной площадки с кадастровым номером <данные изъяты> от земельного участка в соответствии с действующими санитарными нормами, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 833 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>Б. На территории принадлежащего истцу земельного участка частично расположена контейнерная площадка для мусора общей площадью 12 кв.м, имеющая адрес: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>. Фактическая площадь контейнерной площадки составляет 30 кв.м. Площадь наложения составляет 1,4 кв.м. Земельный участок истца был образован в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании соглашения от 25.05.2021 г. Вопреки санитарным требованиям, расстояние от контейнерной площадки до жилого дома истца составляет 16 м.

В ходе рассмотрения дела с согласия истца в качестве соответчика была привлечена администрация г.о. Химки, поскольку Постановлением губернатора Московской области от 12.12.2022 г. № 410-ПГ «Об отнесении сельских населенных пунктов, административно подчиненных городу Солнечногорску Московской области, в административное подчинение городу Химки Московской области и внесении изменений в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области» деревня Пикино отнесена в административное подчинение городу Химки Московской области. Указанное постановление вступило в силу 01 января 2023 года.

Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.

Представитель ответчика – администрации г.о. Химки Московской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что контейнерные площадки на баланс г.о. Химки не передавались, когда буду переданы, неизвестно, никаких мероприятий со спорной площадкой проводить не может.

Представитель ответчика – администрации г.о. Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 04 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С указанным решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции не явился, извещен.

Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу положений ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Принимая во внимание положения данной нормы, именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 44 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Согласно п. 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) предусматривалось, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3, установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Подпункт 18 ч. 1 ст. 14, пп. 18 ч. 1 ст. 15, пп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Учитывая правовую позицию, изложенную в п. 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Судом первой инстанции установлено, что истец ФИО является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 833 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.08.2018 г.

Также ФИО является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.08.2018 г. и соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, от 25.05.2021 г.

Контейнерная площадка общей площадью 12 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенная по адресу: <данные изъяты>, является собственностью муниципального образования с.п. Луневское Солнечногорского района Московской области, что следует из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права, выданного 23.07.2014 г.

28.04.2020 г. администрацией г.о. Солнечногорск Московской области вынесено Постановление «О внесении изменений в постановление администрации г.о. Солнечногорск от 10.12.2019 г. № 2215 «Об утверждении реестра существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории г.о. Солнечногорск». Согласно данному Постановлению по адресу: <данные изъяты> расположена действующая контейнерная площадка площадью 5 кв.м, количество контейнеров – 2.

25.05.2021 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области и ФИО заключено Соглашение № 100/21 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, согласно которому стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка по адресу: <данные изъяты>, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности ФИО, и земельного участка площадью 33 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, в результате которого образован земельный участок площадью 833 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>.

Земельный участок с КН <данные изъяты> площадью 833 кв.м поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер присвоен 02.04.2021 г.

Жилой дом на вышеуказанном земельном участке был возведен истцом в 2022 г., что следует из его пояснений в судебном заседании и подтверждается выпиской из ЕГРН, согласно которой присвоен кадастровый номер и право собственности истца на жилой дом зарегистрировано 25.04.2022 г.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО, в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что площадка для мусорных контейнеров занимает площадь 30 кв.м, расстояние от жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> до контейнерной площадки составляет 16 м, также выявлено наложение границ площадки на границу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь наложения 1,4 кв.м.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 12, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", принимая во внимание, что земельный участок и жилой дом приобретены истцом после того как ответчиком был утвержден реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и спорные контейнеры были установлены, приобретая земельный участок и осуществляя строительство дома истец знал о нахождении в близи его участка контейнерной площадки, доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, как собственника земельного участка действиями ответчика не представлено, пришел к выводу об отсутствии законных основании для удовлетворения требований истца об устранении препятствий в пользовании земельным участком и жилым домом и переносе контейнерной площадки.

Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы истца о несогласии с вышеуказанными выводами суда опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которых осуществлена судом в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ с приведением в судебном акте соответствующих выводов, и оснований для переоценки данных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доказательств того, что спорная контейнерная площадка была размещена с нарушением градостроительных и санитарно-эпидемиологических требований норм и правил, действующих на момент ее размещения в материалы дела не представлены.

Судебная коллегия отмечает, что земельный участок истца расположен в сельском населенном пункте (д. Пикино), где согласно Пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуального жилого дома должно быть - не менее 15 метров, тогда как расстояние спорной контейнерной площадки до дома истца составляет 16 метров.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, направленным на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, не находит.

Выводы суда обоснованы, согласуются с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не опровергнуты.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда.

При этом, выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                            ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Солнечногорского городского суда Московской области от 04 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.

    Председательствующий судья

    Судьи

33-32615/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бахтиаров Руслан Николаевич
Ответчики
Администрация г.о.Солнечногорск
Администрация г.о. Химки МОсковской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Солодова А.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
20.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Передано в экспедицию
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее