Дело № 2-1042/2022 УИД 25RS0013-01-2022-001700-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 27 октября 2022 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Якуниной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Садыковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесниковой Зимфиры Загитовны, Баскакова Вадима Николаевича к администрации Партизанского городского округа о возложении обязанности заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с указанным иском, в обоснование указав, что вступившим в законную силу решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> по гражданскому делу №___ удовлетворены исковые требования на администрацию Партизанского городского округа <адрес> возложена обязанность включить ФИО2, ФИО3, ФИО1 в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте. <Дата> ФИО2 обратилась в администрацию Партизанского городского округа <адрес> с заявлением о заключении с ней и ее сыном ФИО3 договора на предоставление социальной выплаты. ФИО1 умер <Дата> Ответом администрации Партизанского городского округа от <Дата> истцу сообщено, что согласно протокола См-111пр от <Дата> она была включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, денежные средства, предназначенные на реализацию программы в 2022 году использованы, тем самым было отказано в заключении договора. Считают данный отказ незаконным, поскольку очередность социальной выплаты законом не предусмотрена, они включены в список граждан, включенных в проект ликвидации шахта «Глубокая», при этом имеются установленные законом основания для заключения с ними договора на предоставление социальной выплаты.
Просили суд возложить обязанность на администрацию Партизанского городского округа Приморского края заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее 42 кв.м., исходя из состава семьи 2 человека, за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Истцы, представитель ФИО2 по доверенности – ФИО5, представитель администрации Партизанского городского округа <адрес> и представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ в судебное заседание не прибыли, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В своих возражениях, представитель администрации Партизанского городского округа <адрес> указал, что никто из истцов на учете как нуждающиеся в жилом помещении не состоят. Протоколом «СМ-111пр от <Дата> семья ФИО2 в составе семьи из 2 человек была включена в Список граждан на приобретение жилья. Взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемы шахтах Партизанского городского округа под №___ по шахте «Углекаменская». Согласно Федерального закона от <Дата> № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Партизанскому городскому округу <адрес> на 2022 год были предусмотрены иные межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерких городов и поселков по направлению «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» в сумме 14 028 300 руб., на которую был согласован с Министерством энергетики Российской Федерации Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в 2022 году социальных выплат, и расчет размера предоставляемых в 2022 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___. Согласно утвержденного списка с одной семьей был заключен договор на предоставление социальной выплаты, семья ФИО9 в указанный список на предоставление соцвыплаты не была включена, так как на момент его согласования не была включена в Списки граждан на переселение по шахте «Углекаменская». Денежные средства, предназначенные на реализацию программы в 2022 году использованы, следующий Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размере предоставляемых социальных выплат для приобретения (строительства) жилья, будет подготовлен и направлен только в 2023 г., когда будет известна точная цифра межбюджетных трансфертов, предусмотренных на 2023 год Партизанскому городскому округу. Рассмотрение вопроса о заключении договора на предоставление социальной выплаты будет с ФИО2 возможно только после определения Министерством энергетики РФ объема финансирования мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого и поступления средств из федерального бюджета. Иное жилье истцам взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес> не предоставлялось.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации – ФИО6 в письменных возражениях на иск от <Дата> №___ указала, что истцы значатся в списке граждан переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты «Углекаменская» ОАО «Приморскуголь» по адресу <адрес> края. Установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств. Переселение граждан из ветхого жилья осуществляется администрацией Партизанского городского округа <адрес> по мере поступления средств из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела и все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.20214 г. № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила).
В соответствии с п. п. 5, 8 Правил иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
В соответствии с пунктом 8 Правил основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Данная норма Правил предполагает, что уточнение списков и, соответственно, размера социальных выплат могут иметь место в связи с естественной убылью или ростом семьи лиц, которые включены в списки.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками либо членами семьи собственника или нанимателя.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> по гражданскому делу №___ удовлетворены исковые требования ФИО2, ФИО1, ФИО3. Возложена обязанность на администрацию Партизанского городского округа <адрес> включить ФИО2, ФИО1, ФИО3 в список граждан. Подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении Партизанским городским судом <адрес> гражданского дела №___ по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3 к администрации Партизанского городского округа <адрес> установлены следующие юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства.
Решение о ликвидации шахта «Углекаменская» было принято <Дата>, горные работы фактически остановлены <Дата>.
В соответствии с заключением Сибирского филиала АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевой научный центр «ВНИМИ» от <Дата> №___з жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате подтопления земельного участка шахтовыми водами шахты «Углекаменская».
Суд пришел к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживают ФИО2, ФИО1, ФИО7 рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате подтопления земельного участка шахтовыми водами шахты «Углекаменская», истцы проживали в данном доме на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Углекаменское»; жилое помещение являлось их постоянным местом жительства, иных пригодных для проживания жилых помещений они не имеют, следовательно, истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно свидетельства о смерти серии II-ВС №___ от <Дата> ФИО1, <Дата> года рождения умер <Дата> (л.д. 8).
Ответом администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___.2-08-16/3807 сообщено ФИО2, что рассмотрение вопроса о заключении договора на предоставление социальной выплаты будет возможно только после определения Министерством энергетики РФ объема финансирования мероприятий гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого и поступления средств из федерального бюджета в 2023 году (л.д. 14-15).
Согласно утвержденного заместителем Министра энергетики Российской Федерации протокола СМ-111пр от <Дата> совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах «Центральная». «Углекаменска». «Авангард» ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» ОАО «Приморскуголь» по администрации Партизанского городского округа <адрес> подлежат включению в списки по ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное», в том числе по шахте «Углекаменская» - №___, <адрес>: ФИО2 – собственник <Дата> г.р., ФИО3 – сын <Дата> гр. – 1 семья, 2 чел., 42 кв.м.
Таким образом, в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, на финансовое обеспечение реализации которых направляются иные межбюджетные трансферты, включено, в том числе содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
При этом социальные выплаты предоставляются на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда признано право истцов быть включенными в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, у Колесниковой З.З. и Баскакова В.Н. возникло субъективное право на получение социальный выплаты.
Ответчиками право истцов на получение социальной выплаты на приобретение жилья не оспаривается
В соответствии с пунктом 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, право на получение социальной выплаты реализуется посредством заключения и исполнения сторонами соответствующего договора о предоставлении такой выплаты.
В статье 1 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» дано понятие финансовому обеспечению реструктуризации угольной промышленности, под которым понимаются финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях удовлетворения потребности экономики и населения в топливе.
Как следует из позиции администрации Партизанского городского округа, граждане, проживающие в ветхом жилье, расположенном на горных выработках, включаются в Списки граждан для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах Партизанского городского округ, которые утверждаются Министерством энергетики РФ. После включения граждан в указанный список у гражданина появляется возможность получить социальную выплату на приобретение жилья из выделяемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Для получения выплаты составляется Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 г. № 428. На предусмотренные денежные средства с Министерством энергетики Российской Федерации был согласован Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в 2022 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 г. № 428. Согласно утвержденного списка с одной семьей был заключен договор на предоставление социальной выплаты, при этом истцы в данный список на предоставление выплаты не включены, так как на момент согласования данного списка не были включены в списки граждан на переселение по шахте «Углекаменская».
Учитывая, что позиция ответчика сводится к недостаточности финансового обеспечения мероприятий по реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, что влечет предоставление социальной выплаты в зависимости от времени включения в соответствующие списки, суд приходит к выводу, что действующим законодательством, регулирующими правоотношения в сфере переселения граждан в рамках реализуемых мероприятий, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий.
Очередность предоставления социальной выплаты законом не предусмотрена.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истцы направляли в адрес администрации Партизанского городского округа заявление о заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, однако, в заключении указанного договора органом местного самоуправления отказано.
Учитывая, что у истцов возникло субъективное право на получение социальный выплаты, данное право должно быть в силу закона реализовано путем заключения с ФИО2 и ФИО3 договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, что порождает у администрации Партизанского городского округа соответствующую обязанность.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд считает необходимым возложить на администрацию Партизанского городского округа Приморского края обязанность заключить с Колесниковой Зимфирой Загитовной, Баскаковым Вадимом Николаевичем договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее 42 кв.м., исходя из состава семьи - 2 человека, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых на содействие переселяемым их ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета - иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа Приморского края.
Учитывая, что в условиях недостаточности бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков Партизанскому городскому округу Приморского края в целях реализации прав истцов на заключение с ними договора на предоставление социальной выплаты, суд приходит к выводу, что решение суда с указанным сроком исполнения будет реально исполнимым в условиях необходимости внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете для надлежащего финансового обеспечения реализации мероприятий, связанных с содействием гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по Партизанскому городскому округу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесниковой Зимфиры Загитовны, Баскакова Вадима Николаевича к администрации Партизанского городского округа о возложении обязанности заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Партизанского городского округа <адрес> (ИНН 2509000230) заключить с ФИО2, <Дата> года рождения, уроженки <адрес> края (<данные изъяты>.), ФИО3, <Дата> года рождения, уроженца <адрес> края (<данные изъяты> договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья площадью не менее 42 кв.м., исходя из состава семьи 2 человека, за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в течение 10 дней со дня поступления средств федерального бюджета - иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в бюджет Партизанского городского округа Приморского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в мотивированном виде изготовлено 11.11.2022 года.
Судья Л.В. Якунина