№ 2- 233/2021 25RS0001 -01 -2020-005451-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 г. г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Пономаревой М.Ю.,
при секретаре Гусаренко Я.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации Владивостока, третье лица ФИО1, Правительство Приморского края, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении жилого помещения по договору соцнайма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что прокуратурой города Владивостока проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении жилищных прав.
В ходе проверки установлено, что ФИО2 проживает в жилом помещении в <адрес> в <адрес> на основании ордера с 1974 года и до настоящего времени.
ФИО1 является нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 12,1 кв. м в 3-х комнатной <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, состав семьи 2 человека: ФИО2 - супруга.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 составом семьи 2 человека признан малоимущим в целях дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствие со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО5 И.А. включен в список малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством, состоящих па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания.
При принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу учитывались результаты технического обследования.
Так, в техническом заключении, составленном ООО «Монолит» по результатам обследования многоквартирного <адрес> в <адрес>, указано следующее.
Многоквартирный <адрес> в <адрес>, 1937 года постройки, с печным отоплением; дощатые конструкции стен поражены гнилью и жучком, имеются сквозные щели на улицу; дощатая обшивка с наружной стороны имеет следы разрушения и гниения; чердачное и межэтажное перекрытие, деревянные полы имеют прогиб; оконные и дверные конструкции полностью сгнили, имеет место сильный перекос, все сопряжения нарушены; кровельное покрытие дома поражено гнилью, имеются просветы в кровельном пространстве; наружные водостоки и отмостка отсутствуют; электропроводка выполнена на скрутках, имеются следы замыкания в виде обуглившихся проводов, сажи копоти на отделке; лестница деревянная прогнила и имеет следы разрушения; ленточный фундамент весь в трещинах, наличие деформаций.
По результатам обследования установлено, что проживание в <адрес> в <адрес> опасно для жизни людей, так как дом находится в аварийном состоянии по причине разрушения основных конструктивных элементов. Общий процент физического износа дома, по состоянию на дату обследования составляет 68, 5 %.
Распоряжением администрации города Владивостока от 25.04.2013 № <данные изъяты>- утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда» администрацией Приморского края принято постановление от 09.04.2019 № 217-па «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» па 2019-2025 годы (далее - региональная программа).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется участниками региональной программы в соответствии с жилищным законодательством и частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» путем предоставления благоустроенных жилых помещений и реализуется в 2019 - 2025 годах в шесть этапов.
В целях получения из краевого бюджета субсидий на переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения, источником финансового обеспечения которых являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства администрацией города Владивостока в настоящее время сформирована подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владивостокского городского округа» на 2019-2025 годы» муниципальной программы «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в городе Владивостоке» на 2019-2025 годы» (далее - подпрограмма).
В рамках реализации подпрограммы предусмотрено, в том числе расселение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно приложению № к региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан из многоквартирного <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2, ФИО1 жилых помещений в собственности не имеют.
При этом данный дом признавался непригодным для постоянного проживания еще в 1988 году. Так, решением исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов от 09.12.1988 № 684 утверждены акты межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, в адресном списке указан, в том числе, <адрес> в <адрес>.
Таким образом, техническое состояние дома, при котором проживание без угрозы жизни людей жить невозможно, зафиксировано в 1988 году.
Просит суд возложить на администрацию города Владивостока обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Владивостокского городского округа, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта общей площадью не менее 36 кв.м с включением в договор социального найма в качестве члена семьи - ФИО1.
Заявитель уточнил требования, просил : возложить на администрацию города Владивостока обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Владивостокского городского округа, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта общей площадью не менее 12, 1 кв.м и не менее 12.1 кв.м и не менее 1 комнаты с включением в договор социального найма в качестве члена семьи ФИО1.
ФИО2 поддержала уточненный иск, дополнила, что представляемые ответчиком до вынесения жилые помещения не отвечали требованиям благоустроенности и были отдаленными.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Предоставил письменные возражения, согласно которым, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Владивостокского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией <адрес> заключен договор социального найма №, согласно которого ФИО1 в безвозмездное пользование была передана одна комната площадью 12,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Вместе с тем истец необоснованно просит предоставить во внеочередном порядке жилое помещение площадью не менее 36 кв.м, поскольку в данном случае может быть предоставлено жилое помещение площадью не более 12,1 кв.м, которое соответствует занимаемой ФИО1 площади в аварийном <адрес>.
В настоящее время на территории Владивостокского городского округа реализуется подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владивостокского городского округа» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Подпрограмма).
В данную Подпрограмму в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» включены 64 многоквартирных дома, признанных аварийными и подлежащими сносу до 2025 года.
Многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2012 года в связи с физическим износом, осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185- ФЗ).
В настоящее время на территории Приморского края расселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2019 - 2025 годы (далее - региональная программа).
Реализация региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденная постановлением администрации Приморского края от 09.04.2019 № 217-па, осуществляется участниками региональной программы в соответствии с жилищным законодательством и частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» путем предоставления благоустроенных жилых помещений и реализуется в 2019 - 2025 годах в шесть этапов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно приложению № к региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан из многоквартирного <адрес> - 31 декабря 2022 года.
В соответствии с пунктами 1.7, 1.8 раздела 1 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, администрацией города Владивостока проведена работа с собственниками и нанимателями жилых помещений в аварийных многоквартирных домах с целью определения способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
По результатам проведенной работы, администрацией города Владивостока выбран способ расселения для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу, - строительство многоквартирных домов.
В целях получения из краевого бюджета субсидий на переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения, источником финансового обеспечения которых являются средства Фонда, администрацией города Владивостока в настоящее время сформирована подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владивостокского городского округа» на 2019-2025 годы» муниципальной программы «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в городе Владивостоке» на 2019-2025 годы» (далее - подпрограмма).
В рамках реализации подпрограммы предусмотрено, в том числе, расселение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что занимаемое ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната площадью 12,1 кв.м, находится в собственности Владивостокского городского округа, ФИО2 в рамках реализации подпрограммы планируется предоставить иное благоустроенное жилое помещение.
ФИО1 является нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 12,1 кв. м в 3-х комнатной <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, состав семьи 2 человека: ФИО2 - супруга.
Постановлением администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 составом семьи 2 человека признан малоимущим в целях дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО5 И.А. включен в список малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ФИО1 предлагались к заселению следующие жилые помещения:
м. Песчаный, <адрес>, общей площадью 30,3 кв. м;
м. <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 30,3 кв. м;
м. <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 32,1 кв. м;
м. <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 31,8 кв. м;
<адрес>, жилой площадью 16,2 кв. м;
<адрес>, жилой площадью 15,5 кв. м;
<данные изъяты> <данные изъяты>, <адрес>, жилой площадью 17,0 кв.м.
о<данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м.;
<адрес>, общей площадью 42,9 кв.м.;
<адрес>, общей площадью 16,6 кв.м.
<данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 16,7 кв.м.
<адрес>129, общей площадью 17,2 кв.м.
ул. <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 19.11 кв.м.
<адрес>, общей площадью 22,0 кв.м.
В адрес администрации <адрес> поступали обращения ФИО1 №№ от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>-п от ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>-п от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от заселения в предложенные жилые помещения, а также о предоставлении денежной компенсации для приобретения иного жилого помещения.
В процесс в качестве третьих лиц привлечены правительство Приморского края и Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства.
Третьи лица, привлеченные судом, в судебное заседание не явились, извещены, позиции по требованиям не выразили.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения нрава на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть I статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (пункт 1 названного Постановления Пленума).
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты, поскольку правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 проживает в жилом помещении в <адрес> в <адрес> на основании ордера с 1974 года и до настоящего времени.
ФИО1 является нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 12,1 кв. м в 3-х комнатной <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, состав семьи 2 человека: ФИО2 - супруга.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 составом семьи 2 человека признан малоимущим в целях дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания.
При принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу учитывались результаты технического обследования.
Так, в техническом заключении, составленном ООО «Монолит» по результатам обследования многоквартирного <адрес> в <адрес>, указано: многоквартирный <адрес> в <адрес>, 1937 года постройки, с печным отоплением; дощатые конструкции стен поражены гнилью и жучком, имеются сквозные щели на улицу; дощатая обшивка с наружной стороны имеет следы разрушения и гниения; чердачное и межэтажное перекрытие, деревянные полы имеют прогиб; оконные и дверные конструкции полностью сгнили, имеет место сильный перекос, все сопряжения нарушены; кровельное покрытие дома поражено гнилью, имеются просветы в кровельном пространстве; наружные водостоки и отмостка отсутствуют; электропроводка выполнена на скрутках, имеются следы замыкания в виде обуглившихся проводов, сажи копоти на отделке; лестница деревянная прогнила и имеет следы разрушения; ленточный фундамент весь в трещинах, наличие деформаций.
По результатам обследования установлено, что проживание в <адрес> в <адрес> опасно для жизни людей, так как дом находится в аварийном состоянии по причине разрушения основных конструктивных элементов. Общий процент физического износа дома, по состоянию на дату обследования составляет 68, 5 %.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно приложению № к региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан из многоквартирного <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2, ФИО1 жилых помещений в собственности не имеют.
При этом данный дом признавался непригодным для постоянного проживания еще в 1988 году. Так, решением исполнительного комитета Владивостокского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены акты межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, в адресном списке указан, в том числе, <адрес> в <адрес>.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Право ФИО1 на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма подтверждается Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании малоимущим в целях дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (состав семьи – два человека).
В силу ст.30 Устава Владивостока администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.б ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в городском округе нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
Учитывая изложенное, орган местного самоуправления в силу положений ст.57 ЖК РФ должен предоставить жилое помещение ФИО1 вне очереди.
Согласно техпаспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь <адрес>, составляет 12,1 кв.м., такая же площадь указана в договоре социального найма, заключенного с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту иди реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного ( уда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014, указанная норма закона (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ) («Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость oт наличия плана переселения и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, установление очередного срока переселения в 2022 году, исходя из вышеизложенного, не гарантирует ФИО1 и членам его семьи выполнение обязательств, данных в рамках новой целевой муниципальной программы, а также может привести к необратимым неблагоприятным последствиям для истцов, проживающих в непригодном для проживания помещении, учитывая наличие реальной угрозы их жизни здоровью, и отсутствия у них иных благоустроенных жилых помещений для безопасного проживания.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
При таких обстоятельствах, ответчик обязан предоставить истцу вне очереди по договору социального найма в черте населенного пункта Владивосток благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12,1 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, которое будет равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Владивостока в интересах ФИО2 к администрации Владивостока, третьи лица ФИО1 ФИО1, Правительство Приморского края, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о представлении жилого помещения по договору соцнайма,- удовлетворить.
Возложить на администрацию города Владивостока обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Владивостокского городского округа, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта общей площадью не менее 12, 1 кв.м и не менее 1 комнаты с включением в договор социального найма в качестве члена семьи ФИО1.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке - в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца с даты изготовления решения в окончательном виде.
Судья М.Ю. Пономарева