Решение по делу № 2-1273/2023 от 13.02.2023

Дело № 2-1273/2023                                                                                       Копия.

УИД 77RS0002-02-2022-013995-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                         3 апреля 2023 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Желудковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Гимазиевой А.И.,

с участием представителя истца Пермского транспортного прокурора - помощника Пермского транспортного прокурора Перепелица О.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» Шмыриной Т.К., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить безопасность станции Копи,

установил:

    Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить безопасность станции Копи.

    В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожной станции Копи Свердловской железной дороги. Железнодорожная станция Копи входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Копи. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. В силу подп. «г» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Подпунктом «е» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 вступило в силу 15.04.2021. Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности, должны быть реализованы в течении года со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации, то есть до 15.04.2022 включительно. Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Копи, в течение установленного срока не реализованы. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Копи Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Копи, утвержденном 11.08.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности. В нарушение требований законодательства для защиты железнодорожной станции Копи от актов незаконного вмешательства не привлечено подразделение транспортной безопасности. По результатам ранее проведенной проверки прокурором 26.04.2022 начальнику Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, среди которых указано нарушение законодательства о транспортной безопасности в части не привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Копи, включенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделения транспортной безопасности. 19.05.2022 в Пермскую транспортную прокуратуру поступил ответ, из содержания которого следует, что ОАО «РЖД» не предпринимает достаточных мер для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, финансирование ОАО «РЖД» для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе расположенных на полигоне Свердловской железной дороги, сокращено. Истец просит суд признать бездействие ОАО «РЖД» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.20250 № 1635 на станции Копи незаконным; возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Копи Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движения – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

Представитель истца Перепелица О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в просительной части произошла описка в указании пункта требований, вместо подпункта «г» указан подпункт «в», просил в этой части уточнить исковые требования.

        Представитель ответчика Шмырина Т.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

        Представитель третьего лица Федеральное агентство железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

         Представитель третьего лица Федеральной служба по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили письменный отзыв на исковое заявление.

        Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняется здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ закрепляет основные требования к железнодорожным путям общего пользования (ст. 15), а также основные положения об организации обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).

Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что станция Копи относится к объекту инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, так как является промежуточной станцией (ЖСТ3033348).

На указанный объект инфраструктуры железнодорожного транспорта разработан паспорт транспортной безопасности, который 11.08.2021 утвержден заместителем начальника Свердловской дирекции управления движением (по безопасности движения).

Из паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, на станцию Копи следует, что указанная станция является промежуточной, расположена по адресу: Адрес, ул. III Интернационала, Адрес; здание поста ЭЦ находится в пассажирском здании; конфигурация и границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности не установлена, так как станция характеризуется малым пассажиропотоком (со средним потоком пассажиров до 50 человек в час в течение года) и отсутствием массового скопления пассажиров;

В разделе 4 подп. а) паспорта безопасности при уровне безопасности № 1 (постоянный) пунктом «г» предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В разделе 4 подп. б) паспорта безопасности при уровне безопасности № 2 паспорта транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В разделе 4 подп. в) паспорта безопасности при уровне безопасности № 3 паспорта транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

11.05.2022 Пермским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки в Свердловской дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» в части соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае.

Согласно акта проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта от 20.06.2022 в ходе проверки установлено, что на балансе Свердловской дирекции управления движением в ведении Пермского центра организации работы железнодорожных станций находится 70 железнодорожных станций, включенных в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, в том числе железнодорожная станция Копи. В ходе проверки установлено, в том числе, нарушение подп. г) п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1635.

26.04.2022 Пермским транспортным прокурором в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление с требованием об устранении в установленный законом срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, в том числе выразившихся в непривлечении подразделений транспортной безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства на железнодорожных станциях, в том числе на станции Копи.

В ответ на указанное представление ОАО «РЖД» 19.05.2022 сообщило, что привлечение подразделения транспортной безопасности возможно после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ). В условиях складывающейся экономической ситуации и снижения объемов, грузовых и пассажирских перевозок в 2022 году, в связи с осложнением обстановки, введением в ряде регионов Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации, выделение дополнительного финансирования для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, расположенных на полигоне Свердловской железной дороги сокращено. В ОАО «РЖД» направлено обращение о рассмотрении вопроса выделения дополнительного финансирования для исполнения требований транспортной безопасности.

Согласно постановлению заместителя Пермского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.05.2022, в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездейтсвие) не содержат уголовно наказуемого деяния; направить дело на рассмотрение в УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора.

Постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора о назначении административного наказания от Дата ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за совершение административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти бездействия не содержат уголовно наказуемого деяния, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из ответа Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – Росжелдор) № АИ-30/4454-ис от Дата на запрос ОАО «РЖД» следует, что Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, вместе с тем, выражает следующее мнение. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020 года утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2344 от 29.12.2020 года. Исходя из положений Требований, обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.

Из письма Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу от Дата № И/2.2/УПТ-2842 следует, что обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию», в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности предусмотрено подп. «г» п. 5 Постановления 1635. Субъекты транспортной инфраструктуры, владеющие не подлежащими категорированию объектами транспортной инфраструктуры обязаны сформировать подразделения транспортной безопасности или иметь договор, заключенный с подразделением транспортной безопасности, в котором должны быть указаны условия привлечения данного подразделения транспортной безопасности в случае объявления на объекте транспортной инфраструктуры уровня безопасности № 2 или № 3. Копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности, либо положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, согласно приложению к Постановлению 1635, прикладываются к паспорту обеспечения транспортной безопасности в течение 6 месяцев со дня его утверждения. Во время действия уровня безопасности № 1 обеспечение транспортной безопасности может проводиться силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из статьи 7 Федерального закона № 16-ФЗ следует, что в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 года № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень № 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень № 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании: решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 (далее - Требования).

Пунктом 4 данных Требований установлено, что настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно подпункту «в» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт объекта транспортной инфраструктуры).

В силу подпункта «г» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры также обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно подпункту «е» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

Подпунктом «ч» пункта 5 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (группы объектов транспортной инфраструктуры), не подлежащего категорированию, утверждённой в качестве Приложения к Требованиям, предусмотрено, что в качестве одного из приложений к паспорту должны быть Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (прикладываются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения).

Пунктом 7 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 8 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 7 настоящего документа, обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

ОАО «РЖД» было обязано выполнить мероприятия, предусмотренные Паспортом объекта транспортной инфраструктуры и предусматривающие необходимость образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности, в срок до 15.04.2022 (пп. «е» п. 5 Требований обеспечения транспортной безопасности), а срок для предоставления положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копии договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности, которые должны были быть приложены к Паспорту, истек 11.02.2022 (шесть месяцев со дня утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности).

И на момент проведения прокуратурой проверки, и внесения представления об устранении нарушений законодательства, и обращения в суд с настоящими исковыми заявлениями паспорт обеспечения транспортной безопасности станции Копи предусматривал и предусматривает обязанность ОАО «РЖД» по осуществлению мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 5 Требований, на постоянной основе, то есть и при уровне безопасности № 1 (подп. «г» п. «а» раздела 4 паспорта обеспечения транспортной безопасности).

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что обязанность по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, возникает только после повышения уровня опасности выше первого.

Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, учитывая, что в пунктах 7 и 8 Требований законодателем предусмотрены дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровнях безопасности № 2 и № 3 к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6, подпунктом «ч» пункта 5 Требований предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры оперативно реализовывать предусмотренные паспортом дополнительные меры безопасности при изменении уровня (не более 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы), суд приходит к выводу о том, что мероприятия, предусмотренные подпунктом «г» пункта 5 Требований, являются обязательными мерами по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, при уровне безопасности № 1, в частности в отношении железнодорожной станции Копи.

В этой связи доводы ответчика о нарушении судом норм материального права, выразившегося в неверном толковании положений закона, регулирующего спорные правоотношения сторон, а также об отсутствии у ОАО «РЖД» обязанности по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности в отношении спорных объектов транспортной инфраструктуры, имеющих уровень безопасности № 1, являются несостоятельными, основанными на субъективном понимании закона.

Ссылка стороны ответчика на позицию Росжелдор об отсутствии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по привлечению подразделения транспортной безопасности при уровне безопасности № 1, выраженную в письме от 04.05.2022 года, правового значения не имеет, поскольку в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 397 Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, на что прямо указано в вышеупомянутом письме.

Системный анализ вышеуказанных положений законодательства свидетельствует о наличии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по обеспечению образования или по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности независимо от уровня безопасности и оперативному принятию дополнительных мер безопасности, в том числе силами данного подразделения, в случае изменения уровня безопасности на № 2 или № 3.

Указание в п. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию на необходимость учета уровней безопасности при их применении, закрепление в пп. «г» п. 5 Требований положений о том, что данная обязанность устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим документом, а также отражение в Типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта сведений о том, что положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности прикладываются к паспорту для объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающих участие подразделений транспортной безопасности, основанием к отказу в иске не являются, поскольку данные положения не содержат указания на необходимость исполнения обязанности по образованию или привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности исключительно в случае повышения уровня безопасности.

Более того, сам факт наличия в Паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Копи положений, предусматривающих в качестве обязательной меры при уровне безопасности № 1 выполнение пп. «г» п. 5 Требований, свидетельствует о наличии у ответчика соответствующей обязанности по образованию (формированию) или привлечению подразделений транспортной безопасности.

Суд также не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложены на ответчика в силу закона.

Отсутствие технической оснащенности железнодорожной станции Копи техническими средствами не освобождает ее собственника от обязанности соблюдать обязательные требования транспортной безопасности. Неуказание в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» железнодорожной станции Копи в качестве объекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», подлежащего оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2025 года, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований. Более того, пп. «г» п. 5 Требований предусматривается возможность привлечения в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры специально оснащенного, мобильного подразделения транспортной безопасности. Отсутствие технической оснащенности железнодорожной станции Копи техническими средствами, напротив, опровергает обоснованность доводов ответчика о наличии у него возможности надлежащего обеспечения охраны объектов.

Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, в связи с чем суд признает ошибочными доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. При этом непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Ответчик не доказал, что предпринял все возможные и необходимые меры с целью исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в настоящее время не достигнут необходимый результат для обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Копи.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании бездействия незаконным и о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Копи от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, выделения финансирования, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    Признать бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН ...) по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» железнодорожной станции Копи Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - незаконным.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН ...) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Копи Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1635.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.

Судья            подпись           С.А.Желудкова

Копия верна. Судья ______ С.А.Желудкова

Мотивированное решение изготовлено Дата.

Судья                          С.А.Желудкова

2-1273/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Желудкова С.А.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.03.2023Предварительное судебное заседание
02.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2023Предварительное судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
04.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело передано в архив
03.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее