ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
адрес 25 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО13,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Милютине В.Н.
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО16 ФИО15, ФИО16 ФИО14, к Администрации муниципального района адрес РБ, Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района адрес РБ об оспаривании решения органа местного самоуправления о снятии семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении семьи из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи ФИО13, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО16 ФИО15, ФИО16 ФИО14, обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района адрес РБ по тем основаниям, что решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от 14.08.2018г. ее семья была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании указанного выше решения комиссией по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района адрес Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района адрес государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014г. №... (с изменениями), принято решение об отказе в выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г. и исключении ее семьи из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», что подтверждается выпиской из протокола №... комиссии от 23.08.2018г. Основанием для снятия семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явилось то, что в собственности ее матери ФИО3 на момент определения нуждаемости ее семьи (20.08.2013г.) имелось 2 жилых помещения: квартира общей площадью 47,3 кв. м по адресу: РБ, адрес, и квартира общей площадью 50 кв. м по адресу: РБ, адрес, 34 микрорайон, адрес, в связи, с чем на каждого члена семьи приходилось 16,21 кв. м (47,3 + 50,0) / 6).
Между тем, на момент вынесения комиссией решения о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ее семья состояла из 3 человек, включая ее, супруга ФИО12 и дочери Эвелины, дата г.р., мать ФИО3 не признавалась членом ее семьи и не включалась в число участников указанной выше подпрограммы. ФИО3 является собственником квартиры, в которой зарегистрирована ее семья. Факт регистрации ее семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истицы, не влечет для молодой семьи правовых последствий, поскольку регистрация гражданина в жилом помещении является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение.
Просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, оформленное протоколом №... от дата, которым ее семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать незаконным решение комиссии Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района адрес Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района адрес государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», оформленное протоколом №... от дата, которым ей отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018г., и исключение ее семьи из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»; обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан восстановить ее семью, состоящую из пяти человек, в сводно-учетном списке молодых семей - участников муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района адрес Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района адрес государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» и выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО16 ФИО15, ФИО16 ФИО14, отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке, пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до дата, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до дата, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 322 от дата "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета", изданным в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", установлено, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до дата члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке, пропавшими без вести в районах боевых действий (пункт 1.4 Порядка).
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан (п. 1.5 Порядка).
Республиканский список граждан, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, формируется Министерством труда в социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, сформированных средствами автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" и представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме, установленной Минтрудом РБ.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. п. 1, 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Судом установлено, что дата ФИО4 обратилась в Администрацию муниципального района адрес с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.
На момент обращения ФИО4 ее состав семьи состоял из супруга – ФИО12, дата года рождения, дочери – ФИО7, дата года рождения на основании свидетельство о рождении серия III-АР №... от дата.
Из выписки из протокола №... заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет от дата усматривается, что семья ФИО4 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. на одного члена семьи приходилось 7,89 кв.м. в квартире по адресу: РБ, адрес, общей площадью 47,3 кв.м., было зарегистрировано 6 человек.
дата истец обратилась с заявлением об изменениях в составе ее семьи, по состоянию на дата состав ее семьи состоял из 5 человек.
В справке №... от дата, выданной ООО «Управляющая компания «ИНИЦИАТИВА ПЛЮС», указано, что в квартире по адресу: РБ, адрес, общей площадью 47,3 кв.м., зарегистрированы: 04.12.2005г. ФИО1, 04.12.2005г. ФИО3, 04.12.2011г. ФИО5, 14.06.2011г. ФИО6, 23.07.2013г. ФИО7, 22.08.2016г. ФИО16 ФИО14, 22.08.2016г. ФИО16 ФИО15
дата ФИО1 обратилась в Администрацию муниципального района адрес с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
дата жилищным отделом Администрации муниципального района адрес РБ в адрес ФИО1 было направлено уведомление №... о включении ее семьи в список претендентов на получение в 2018 года социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», где было указано, что ей необходимо предоставить следующие документы: копии паспортов членов молодой семьи и совместно проживающих родителей; копии свидетельства о заключении брака (расторжении брака); справку с места регистрации за последние 5 лет с указанием общей площади жилья, совместно зарегистрированных лиц, даты их регистрации, родственных отношений; документы, подтверждающие доходы молодой семьи позволяющие получить кредит, либо денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет от дата ФИО4 снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 31, ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 1 ст. 54 и п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Из выписки из протокола №... заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет от дата усматривается, что основанием для снятия семьи ФИО4 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужила обеспеченность жилой площадью. На момент определения нуждаемости молодой семьи ФИО4 (20.08.2013г.) не было учтено, что совместно проживающая мать ФИО4 имела в собственности квартиру по адресу: РБ, адрес, 34 микрорайон, адрес, общей площадью 50,0 кв.м., с учетом которой на каждого члена семьи приходилось 16,21 кв.м., что более учетной нормы жилого помещения установленной в РБ.
дата Администрацией муниципального района адрес письмом за исх. №... ФИО1 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2018 года и исключении ее семьи из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости №... от дата следует, что по состоянию на датаг. в собственности ФИО3 с датаг. в долевой собственности (1/2 доля в праве) находится жилое помещение площадью 27,6 кв.м. по адресу: РБ, адрес; с датаг. жилое помещение площадью 27,8 кв.м. по адресу: РБ, адрес; с датаг. жилое помещение площадью 47,3 кв.м. по адресу: РБ, адрес; с датаг. жилое помещение площадью 50 кв.м. по адресу: РБ, адрес, 34 микрорайон, адрес.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу положений ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилишно-бытовая комиссии при Администрации муниципального района адрес РБ при определении нуждаемости истца в жилом помещении пришла к правильному выводу о необходимости учета суммарной площади всех принадлежащих членам семьи ФИО4 жилых помещений, площадь которых превышает учетную норму, установленную по адрес, - 12 кв. м.
Суд, верно, исходил из того, что истец является членом семьи собственника квартиры ФИО3, поскольку является ее дочерью, поэтому как член семьи собственника истец имеет равные права по пользованию жилым помещением. При этом доказательств того, что истец проживает в доме на иных условиях, в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и вышеуказанных положениях закона.
Судом, верно, установлено, что решение жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района адрес РБ от 14.04.2018г. №... о снятии ФИО4 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, основано на законе, поскольку с учетом жилых помещений принадлежащих ФИО3, обеспеченность каждого из них на 2013г. составляла 16,21 кв.м., что превышает, установленную учетную норму предоставления площади жилого помещения, которая согласно решению адрес совета Республики Башкортостан от 09.06.2005г. составляет 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
ФИО1 доказательств проживания ее по какому-либо иному месту отдельно на основании договорных отношений по пользованию иным жилым помещением, не представлено. В связи с невозможностью проживания по месту регистрации в связи с конфликтной обстановкой ФИО1 с заявлением в органы, том числе, в органы местного самоуправления не обращалась.
Помимо устных пояснений истца о том, что ее мать ФИО3 не является членом ее семьи, иных доказательств проживания разными семьями с матерью, в том числе раздельное ведение хозяйства, определение порядка пользования жилым помещением, либо выдела в натуре доли в праве собственности, либо иных доказательств материалы дела не содержат. В то же время кровное родство, совместное проживание в одном жилом помещение не позволяет признать проживающих в жилом доме лиц разными семьями. Представленная в суд истцом справка о составе семьи от дата №..., по сведениями которой в квартире по адресу: РБ, адрес (л.д.113) состоят на регистрационном учете ФИО8, ФИО9, ФИО9 правового значения не имеет, поскольку указанные лица зарегистрированы после дата.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что супругом ФИО1 - ФИО12 по договору купли-продажи квартиры от дата в ипотеку приобретена квартира, расположенная по адресу: адрес, где семья ФИО1 и проживает. (л.д.71-74).
Доводы апелляционной жалобы о том, что зарегистрированные в указанной квартире лица, а именно: мать истицы ФИО3, ее отец ФИО5, сестра ФИО6 членами семьи истицы не являлись, является необсонованным, поскольку судом установлено, что на момент решения вопроса о признании семьи ФИО4, нуждающейся в улучшении жилищных условий, 20.08.2013г., документы о наличии у ФИО3 в собственности жилых помещений площадью 47,3 кв.м. и 50,0 кв.м. не были представлены ФИО4 в материалах дела ФИО4 не имеются, данный вопрос комиссией не исследовался. Кроме того, одним из членов комиссии на тот момент являлась мать ФИО4 – ФИО3
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанными Правилами предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, а не исключения граждан из числа участников подпрограммы не влечет отмену решения суда, поскольку оспариваемые нормативные положения не могут рассматриваться как не согласующиеся с конституционным принципом равенства и нарушающие конституционные права заявителей, указанные в жалобе.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО13
Судьи Гаиткулова Ф.С.
Милютин В.Н.