Решение по делу № 33-1947/2023 от 24.04.2023

Дело № 33-1947/2023

Судья: Дьякова С.А. (дело № 2-356/2023,

УИД 68RS0001-01-2022-006584-30)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    9 июня 2023 года                                                             город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

                    председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

                    судей Сорокиной С.Л.    и    Рязанцевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Беликова Олега Вячеславовича    к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

                по апелляционной жалобе Беликова Олега Вячеславовича на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 февраля 2023 г.

    Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

                У С Т А Н О В И Л А:

Беликов О.В., *** года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

13.02.2018 Беликов О.В. обратился в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с установленной нормой площади в соответствии с аб.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассмотрев которое, управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (в настоящее время министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области) в письме от 01.03.2018 сообщило Беликову О.В., что учетное дело не поступало в управление социальной защиты и семейной политики области до достижения им 23-х лет, в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состоит. Учитывая, что возраст превысил 23 года и Беликов О.В. не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение жилищных условий должно осуществляться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; в связи с чем, рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства (л.д.24, 25-26).

01.11.2022 Беликов О.В. обратился в суд с иском к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о     предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в период с 16.12.1981 по 31.08.1985, в связи со смертью матери, являлся воспитанником *** детского дома *** района Тамбовской области, находился на полном государственном обеспечении. Из детского дома был направлен на учебу в ******, через 3 года получил специальность ***.

С *** по *** проходил службу в армии. После армии постоянного жилья не было. В *** году был осужден и до *** года периодически находился в заключении.

Неоднократные обращения в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к положительным результатам не привели. Администрацией г.Тамбова по ходатайству управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ему выделили для временного проживания койко-место в маневренном жилищном фонде по адресу ***. На основании решения *** районного суда *** от *** за ним было признано право собственности на жилое помещение - комнату № *** в доме *** по ул.***, общей площадью 17,1 кв.м. Однако предоставленное жилое помещение не соответствует нормам, которые должны быть не менее 29 кв.м. и не более 42 кв.м. На основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ должно быть предоставлено жилье по нормам, предусмотренным законодательством.

Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 февраля 2023 г. Беликову О.В. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Беликов О.В. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указал, что суд, ссылаясь на заявительный характер обращения за предоставлением жилья в соответствии с жилищным Кодексом, действовавшим в то время, не исследовал обстоятельств, почему он не использовал свое право на получение жилья до 23 лет, переложив при этом бремя доказывания с ответчика на него. При этом личное дело ребенка-сироты несовершеннолетнего формировал и формирует в настоящее время орган опеки и попечительства. Суд не запросил его дело, не имеет доказательств того, что оно вообще создавалось, что он был проинформирован о праве на жилье и оформлении этого права. Вопреки утверждению суда он не утратил статуса бывшего ребенка-сироты. В Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ внесены изменения снимающие ограничения возрастом 23 года для обращения за жильем; указанные изменения дают ему право обратиться за однократным получением благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, при этом жилая площадь должна быть не менее 33 кв.м., а общая не более 37 кв.м. При этом в очередь он должен быть поставлен по дате рождения, а не по дате обращения. Суд мог выйти за рамки иска и вынести решение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, которое снимает ограничения при обращении за предоставлением жилья по договору социального найма возрастом 23 года. То есть сегодня все, кто имел статус дети-сироты, и не получил жилье имеют право обратиться за предоставлением жилья по договору социального найма. Представитель администрации г.Тамбова пояснял, что учетное дело в отношении Беликова О.В. не оформлялось.

В настоящее время он проживает в комнате, которая им приватизирована, размер по данным приватизации жилого помещения составляет не 18 кв.м., а 13 кв.м, что не соответствует требованиям Закона. Кроме того приватизированная комната не является благоустроенным помещением, предоставленным по договору, а относится к общежитию маневренного фонда. То есть качество самого помещения, также ниже требуемого по Закону помещения социального найма.

Министерством социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых представитель по доверенности Козодаев Е.А. просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица администрации города Тамбова Тамбовской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился; об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав истца Беликова О.В., поддержавшего апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, представителя ответчика по доверенности Козодаева Е.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца Беликова О.В., исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До 1 марта 2005 г., когда вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были определены Жилищным кодексом РСФСР, вступившим в силу в 1983 году.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Право на внеочередное обеспечение жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые было закреплено в Жилищном кодексе РСФСР, утвержденном 24 июня 1983 г.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 г. "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РСФСР", Жилищный кодекс РСФСР применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после введения в действие Кодекса, то есть с 01 января 1984 года.

На момент наступления совершеннолетия истца (2 апреля 1988 г.), равно как и на момент достижения истцом возраста 23 лет (2 апреля 1993 г.), действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей до 28.03.1998) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

При временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев (ч.1 ст.60 ЖК РСФСР).

Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37) (п.3 ч.2 ст.60 ЖК РСФСР).

    Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01.01.2013), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), согласно которой дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Беликов О.В., *** года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

С 16.12.1981 по 31.08.1985 Беликов О.В. воспитывался в *** детском доме им.*** *** района Тамбовской области (в настоящее время ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.Г.В.Чичерина»), куда поступил из *** детского дома, имел статус сироты и находился на полном государственном обеспечении. После окончания 8 класса Беликов О.В. выбыл в ****** (л.д.9, 95).

С 01.09.1985 Беликов О.В. был зачислен в ****** в г.*** Тамбовской области, куда, согласно записи в поименной книге, прибыл из *** детского дома *** района, в группу № *** по профессии ***; 01.08.1988 Беликову О.В. присвоена квалификация *** (протокол экзаменационной комиссии от 01.08.1988 № ***), выдан диплом ******.

В период обучения Беликову О.В. предоставлялось общежитие, назначалась стипендия, как учащемуся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащийся был поставлен на дополнительное обмундирование (л.д.101-103).

Беликов О.В. достиг возраста 18 лет *** г., а *** г. достиг возраста 23 лет.

Учетное дело Беликова О.В. не формировалось и не поступало в министерство социальной защиты населения Тамбовской области (до переименования - управление социальной защиты населения Тамбовской области) до достижения Беликовым О.В. 23 лет (*** год), в связи с чем, в списке лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, он не состоит, равно как не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В орган местного самоуправления по вопросу улучшения жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Беликов О.В. не обращался; в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, Беликов О.В. не состоял и не состоит (л.д.52).

С *** по *** Беликов О.В. проходил военную службу по призыву в вооруженных силах (л.д.10).

Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции также следует, что в период 1993-2006 гг. Беликов О.В. содержался в местах лишения свободы, отбывая наказания по приговорам суда в исправительных учреждениях.

Согласно справке ФКУ ИК-*** УФСИН России по Тамбовской области, Беликов О.В. с *** отбывал наказание по приговору суда, освобожден *** условно-досрочно (л.д.11).

Рассмотрев обращение Беликова О.В. о предоставлении жилого помещения, постановлением администрации города Тамбова от 24.04.2006 № 2403 Беликову О.В. предоставлено койко-место в комнате № *** общежития маневренного жилищного фонда по ул.***, д.***, с составом семьи один человек (л.д.12). Из указанного постановления также следует, что Беликов О.В. с *** зарегистрирован в комнате № *** общежития маневренного жилищного фонда по ул.***, д.***; 03.02.2005 был осужден. В связи с запросом Учреждения *** о предоставлении листка убытия с места жительства, Беликов О.В. снят с регистрационного учета. Освобожден из мест лишения свободы ***.

Постановлением администрации города Тамбова от 10.04.2013 № 3146 МКУ «Долговой центр» поручено заключить договор найма специализированного жилого помещения с Беликовым О.В. с составом семьи один человек на комнату № ***, жилой площадью 18 кв.м., в общежитии дома № *** по ул*** (л.д.90).

Решением *** районного суда г.Тамбова от *** (с учетом определения от 15.03.2016 об исправлении описки) за Беликовым О.В. признано право собственности на жилое помещение - комнату № ***, общей площадью 17,1 кв.м., расположенное на втором этаже в доме № *** по ул.*** г.*** (л.д.13-14, 15).

25.04.2016 в ЕГРН сделана запись регистрации права собственности Беликова О.В. на жилое помещение, площадью 17,1 кв.м., расположенное по адресу *** (л.д.16).

13.02.2018 Беликов О.В. обратился в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с установленной нормой площади в соответствии с аб.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассмотрев которое, управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (в настоящее время министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области) в письме от 01.03.2018 сообщило Беликову О.В., что учетное дело не поступало в управление социальной защиты и семейной политики области до достижения им 23-х лет, в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состоит. Учитывая, что возраст превысил 23 года и Беликов О.В. не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение жилищных условий должно осуществляться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; в связи с чем, рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства (л.д.24, 25-26).

Беликов О.В., обращаясь с данным иском в суд, ссылаясь на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации,      указал, что предоставленное жилое помещение не соответствует нормам, должно быть предоставлено жилье по нормам, предусмотренным законодательством.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Беликова О.В., суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397, правильно определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений; при обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными. Вместе с тем со стороны истца не представлено доказательств наличия уважительных причин отсутствия у него возможности своевременно (до достижения 23-летнего возраста) встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также доказательств бездействия органов власти по защите и реализации его жилищных прав.

Истец не ставил вопрос о предоставлении ему указанной выше меры социальной поддержки, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит и ранее не состоял; несмотря на то, что Беликов О.В. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец, имеющий право на жилое помещение, в установленном порядке не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, к настоящему времени достиг возраста *** лет и в настоящее время не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, соответственно, права на обеспечение жильем не имеет; на него в настоящее время не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, соответственно, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Также суд указал, что улучшение жилищных условий осуществляется в соответствии со ст.52, 57 Жилищного кодекса РФ путем обращения в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, и признал несостоятельными ссылки Беликова О.С. несоответствии предоставленного ему жилого помещения нормам Жилищного кодекса РФ.

В связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием, и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.

Доводы Беликова О.В. о том, что он не может быть лишен гарантированного права на предоставление жилого помещения, поскольку данное право не реализовано, он не знал о праве на обеспечение жилым помещением, ввиду чего длительное время с момента достижения 23-летнего возраста не обращался в соответствующие органы, отбывал наказания по приговорам суда, обращался в разные органы по вопросу обеспечения жилым помещением, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.

Принимая во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия, до обращения с иском в суд, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в заявительном порядке; незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования; при разрешении спора доказательств наличия уважительных причин, по которым истец своевременно не встал на учет нуждающихся в жилом помещении, не представлено; в материалах дела отсутствуют доказательства более раннего, чем 2014 год, обращения истца по вопросу предоставления ему жилья.

Принимая во внимание, что одним из доводов апелляционной жалобы указано постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, которым утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, учитывая содержание пункта 3 Правил, согласно которому    лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, обоснованно исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Беликов О.В. правом постановки на учет для предоставления жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, не обладает, поскольку до достижения возраста 23 лет он не обращался в компетентные органы с соответствующим заявлением; доказательств, свидетельствующих о наличии у него уважительных причин, препятствующих своевременному обращению, не представил; уважительных причин, позволяющих восстановить истцу срок обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии затруднений в социальной адаптации, отсутствии реальной возможности реализации своих жилищных прав, наличии существенных препятствий, не позволивших до 23 лет воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истец не привел. Беликов О.В., будучи в совершеннолетнем возрасте и дееспособным, даже отбывая наказание в виде лишения свободы, и при наличии бездействия со стороны учреждений, в котором он находился и обучался, имел реальную возможность в сроки, установленные законодательством, самостоятельно реализовать свое право на жилье путем подачи соответствующего заявления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда основано на правильном применении норм материального права и правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Апелляционная жалоба, содержание которой повторяет позицию истца в суде первой инстанции, выводы суда не опровергает, не свидетельствует о незаконности постановленного решения, получила надлежащую правовую оценку в решении суда, содержание апелляционной жалобы фактически являлось предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает

Доводы истца о том, что в соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 397 от 04.04.2019, предоставление подтверждения уважительности причин пропуска срока подачи заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не является обязательным условием для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, судебной коллегией отклоняются.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1215-О, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).

     Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

     Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения.

     Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доказательств наличия уважительных причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представлено. Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.

Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставал. В 1988 году истцу исполнилось 18 лет и он, обладая полной дееспособностью, мог и должен был позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.)

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что до достижения 23 лет истец Беликов О.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, при этом факт отсутствия такого обращения не был связан с виновным бездействием органа местного самоуправления либо с незаконным отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жильем, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Кроме того, необходимо отметить, что истцу администрацией города Тамбова в 2006 году, после освобождения из мест лишения свободы, предоставлялось жилое помещение в маневренном жилищном фонде, на которое впоследствии за истцом решением суда было признано право собственности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                     О П Р Е Д Е Л И Л А:

                Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Беликова Олега Вячеславовича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.06.2023

33-1947/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Беликов Олег Вячеславович
Ответчики
Министерство социальной защиты и семеной политикиТамбовской области
Другие
Администрация г.Тамбова
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Сорокина Светлана Львовна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
24.04.2023Передача дела судье
22.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2023Передано в экспедицию
09.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее