Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Муратовой О.Ш., при секретаре Пчелкиной О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях А.А.Смирнова в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России по <адрес> об обязании оборудовать калитки локальных участков общежитий отрядов электромеханическими запорными устройствами,
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с иском к ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России по <адрес> об обязании оборудовать калитки локальных участков общежитий отрядов электромеханическими запорными устройствами, указав, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведены проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> требований уголовно-исполнительного законодательства, в результате которых установлено, что вопреки статей 10, 13, 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрацией ИК-6 не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Так, проведенной в декабре 2019 года проверкой выявлено, что в нарушение указанных норм закона и пункта 30 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами надзора объектов
уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, калитки изолированных участков отрядов электромеханическими запорными устройствами не оборудованы, что создает условия для беспрепятственного перемещения осужденных между изолированными участками, тем самым нарушаются ранее приведенные нормы закона.
Согласно представленным ГУФСИН России по <адрес> сведениям указанное нарушение возникло в силу отсутствия соответствующего финансирования, в связи с чем в адрес ФСИН России -надавлен соответствующий запрос. В результате принятых мер закупка электромеханических запорных устройств произведена в период 2021 года.
В ходе проведенной в январе 2022 года проверки установлено, что администрацией ИК-6 действенные меры по устранению данных нарушений в настоящего времени не приняты.
Невыполнение требований об оборудовании калиток локальных участков электромеханическими замками затрудняет осуществление персоналом учреждения контроля за передвижением осуждённых по территории учреждения, что может быть использовано ими для совершения правонарушений.
На основании изложенного, истец просит обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> оборудовать калитки локальных участков общежитий отрядов электромеханическими запорными устройствами, возложить на ответчиков обязанность по устранению указанных нарушений в течении 6-и месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новолокин И.И., заявленные требования поддержал, уточнил, что в ходе судебного разбирательства замки на калитках были установлены в локальных участках отрядов №,2,3 улучшенных условий отбывания наказания. Калитки локальных участков отрядов №,5,6 электромеханическими замками не оборудованы, в связи с чем оставил право суда на частичное удовлетворение заявленных требований.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> Цветкова А.М., заявленные требования признала по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.70-72), просила увеличить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, так же пояснила, что администрация ФКУ ИК – 6 принимает все надлежащие меры по обеспечению режима, надзора за осужденными на всех объектах находящихся на территории учреждения, в настоящий момент все оборудование закуплено, частично заявленные недостатки устранены, а именно замки на калитках установлены в локальных участках отрядов №,2,3 улучшенных условий отбывания наказания. Калитки локальных участков отрядов №,5,6 электромеханическими замками не оборудованы, но работы ведутся.
В судебном заседании представитель третьих лиц ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес> не заявлявших самостоятельных требований относительно предмета спора, по доверенности в деле Боченев М.В., заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.93-94), указав, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Суд, выслушав участником процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с гражданским исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, -неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В ст.13 УИК РФ говориться, что осужденные имеют право на личную безопасность.
Как указано в ст. 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях устанавливается режим, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, п. 16 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что инженерные средства охраны и надзора применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС.
В соответствии с п.п.6 п.20 указанных наставлений, наружные двери оборудуются в том числе электромеханическим замковым устройством, управление которого осуществляется из помещений часовых по КПП, младших инспекторов-дежурных по соответствующим режимным зданиям. Замковое устройство двери входа на площадку для караула управляется из помещения начальника караула.
Как указано в ст.13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в обязанности учреждений, исполняющих наказания входит в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Судом установлено, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведены проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> требований уголовно-исполнительного законодательства, в результате которых установлено нарушения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а именно что администрацией ИК-6 не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а именно - калитки изолированных участков отрядов электромеханическими запорными устройствами не оборудованы, что создает условия для беспрепятственного перемещения осужденных между изолированными участками, тем самым нарушаются ранее приведенные нормы закона. (л.д.10).
Исходя из ответа заместителя начальника ГУФСИН России по <адрес> полковника внутренней службы В.В.Гудкова от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/52-3579, в связи с отсутствием денежных средств оборудовать все изолированные участки электромеханическими замками не представляется возможным. Отделением инженерно-технического обеспечения и вооружения ГУФСИН России по <адрес> направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ во ФСИН России на выделение денежных средств, на дооборудование дверей изолированных участков электромеханическими замками (л.д.20).
Как указано в справке от ДД.ММ.ГГГГ начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> Д.В.Корина, выходы из изолированных участков отрядов не оборудованы электромеханическими замками. В конце 2021 года были закуплены электромеханические замки для оборудования изолированных участков отрядов. В настоящее врем электромеханические замки не установлены по причине отсутствия электрических проводов. Установка запланирована в течении 2022 года (л.д.69).
Исходя из отзыва на исковое заявление ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/33/5/1-402, закупка электромеханических запорных устройств произведена, ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт на поставку оборудования и материалов для инженерно – технического обеспечения (л.д.71).
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Сухобезводненским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новолокиным И.И. совместно с начальником ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России по <адрес> Аношиным А.В., проведенной проверкой наличия электромеханических замков, установленных на калитках локальных участков исправительного учреждения, установлено, что замки на калитках локальных участков отрядов №,2,3, улучшенных условий отбывания наказания – установлены. Калитки локальных участков отрядов №,5,6 электромеханическими замками не оборудованы в настоящее время (л.д.148).
В сообщении врио начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> С.В.Ефоде от ДД.ММ.ГГГГ №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год электромеханические замки выходов изолированных участков отрядов №,5,6 демонтированы, так как ранее были подключены к старому кабелю, который пришел в негодность, данная неисправность будет устранена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.149).
В судебном заседании факт установки замков на калитках локальных участков отрядов №,2,3, улучшенных условий отбывания наказания и не установки их на калитках локальных участков отрядов №,5,6 не оспаривался истцом и ответчиком.
Однако, статьей 15 Федерального закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентировано, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Таким образом, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных уголовно исполнительным законом норм, обеспечивающих надлежащие содержание лиц в исправительных учреждениях
По указанным основаниям суд не принимает довод представителя ответчика об отсутствии у исправительного учреждения своевременного финансирования в том числе для установки указанного истцом оборудования, поскольку само по себе отсутствие у исправительного учреждения возможности обеспечить заключенным надлежащие условия их содержания независимо от причин не снимает с исправительного учреждения этой обязанности и не может освобождать от ответственности за допущенные нарушения.
Несоблюдение установленного законом материально-бытового обеспечения осужденных, а также режимных требований негативно влияет на индивидуализацию исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уголовно-исполнительным законодательством и требованиями Конституции Российской Федерации для администрации исправительных учреждений декларирована обязанность обеспечить заключенным надлежащие условия их содержания.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░ – 6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №,5,6 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6-░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░