Решение по делу № 21-31/2024 от 01.02.2024

Судья Бельдинова О.П.                            дело № 21-31/2024

            (I инст. № 12-103/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

07.03.2024                                             г. Майкоп

Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России от 17.07.2023 , решение заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка России – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности от 18.08.2023 и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 28.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении директора ФИО1

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России от 17.07.2023 , оставленным без изменения решением заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка России – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности от 18.08.2023 , директор ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанными актами, директором ФИО1 подана в суд жалоба, в которой просила отменить указанные постановление от 17.07.2023 и решение от 18.08.2023 1 как незаконные и необоснованные.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Майкопского районного суда Республики Адыгея вынесено решение от 28.11.2023 об оставлении постановления от 17.07.2023 и решения от 18.08.2023 должностных лиц административного органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, директор ФИО1 просит отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении акты, приводя доводы об их незаконности, и принять по делу новое решение, которым требования, указанные в жалобе на постановление от 17.07.2023 и решение от 18.08.2023 удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что у должностного лица отсутствовали основания для привлечения директора ФИО1 к административной ответственности, поскольку, по мнению заявителя, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ сконструирован как формальный. Считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-то материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих должностных обязанностей, т.е. относится к формальным требованиям публичного права. Указывает, что судом при вынесении решения грубо нарушены положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, так как решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.12.2023 ФИО1 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, соответственно исключена двойная ответственность юридического лица и должностного лица за одно и то же административное правонарушение. Полагает, что при осуществлении контрольных функций и вынесении обжалуемых решений, административным органом нарушен порядок проведения проверок.

В письменных возражениях на жалобу управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России ФИО4, считая доводы жалобы необоснованными, просит отказать в удовлетворении жалобы, оставить обжалуемые акты без изменения.

В судебном заседании защитник директора ФИО1 по доверенности ФИО5 поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении акты и принять по делу новое решение, которым требования, указанные в жалобе на постановление от 17.07.2023 и решение от 18.08.2023 удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Отделения – Национального банка по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в возражении на нее, считая вынесенные по делу об административном правонарушении постановление, решение должностных лиц и решение судьи законными и обоснованными.

Директор ФИО1 и заинтересованное лицо Южное главное управление Центрального банка России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения явившихся участников процесса, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 названной статьи.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются, в том числе должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу абзаца 7 статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к таким организациям относятся ломбары.

На ломбары, в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к числу которых в соответствии с абзацем 2 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

При этом в соответствии с указанной нормой внутренним контролем признается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения Банка России № 445-П Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ разрабатываются в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, Положением Банка России №445-П и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Согласно пункту 1.10 Положения Банка России № 445-П Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

Федеральным законом от 28.06.2022 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) в Федеральный закон № 115-ФЗ внесены изменения, дата вступления в силу которых 01.12.2022.

Как следует из материалов дела, в рамках контрольно-надзорных мероприятий по результатам рассмотрения представленной редакции Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ ФИО1, утвержденной приказом директора от 20.04.2023 № 21, ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом - директором ФИО1, допущено нарушение пункта 1.4 Положения Банка России № 445-П, выразившееся в том, что формулировка подпункта 5 пункта 5.2.13 Программы выявления операций Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ не соответствует требованиям пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в редакции Федерального закона № 219-ФЗ, а именно: не содержит указание на пункт 6 статьи 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом в пункте 11.1 и пункте 11.1.1.6.2 Программы, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН (далее - Перечень-2), в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также в Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в целом не учтены изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в пункт 2 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, в части требований к срокам применения/отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1, являясь на момент совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом - директором кредитной финансовой организации ФИО1, зная о возложенных на нее обязанностях по приведению некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, должна была обеспечить их выполнение.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы административного органа и нижестоящего суда о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы жалобы, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, противоречат совокупности собранных доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны вмененного состава административного правонарушения.

При проверке законности принятого заместителем управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России постановления от 17.07.2023 , оставленного без изменения решением заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка России – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности от 18.08.2023 , судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления и решения должностных лиц по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом указанные заявителем жалобы факты нарушения должностным лицом порядка проведения проверок, предусмотренного Инструкцией Банка России № 202-И при проверке законности принятого должностным лицом административного органа постановления не нашли своего подтверждения.

Довод жалобы о проведении в отношении директора ФИО1 повторной проверки не обоснован, поскольку рассматриваемое в рамках настоящего дела административное правонарушение выявлено должностным лицом Банка России не в рамках процедуры проверки, а при рассмотрении утвержденной 20.04.2023 директором ФИО1 редакции Правила внутреннего контроля, представленной в Банк России в рамках исполнения предписания Банка России от 30.03.2023 № ТЦ12-2-1/25184 об устранении нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ. При этом законность указанного предписания заявителем в судебном порядке не оспорена.

Утверждение заявителя жалобы о том, что поскольку за исследуемое административное правонарушение ранее было привлечено юридическое лицо, данное обстоятельство исключает возможность привлечения должностного лица этого же юридического лица за то же самое административное правонарушение в силу положений пункта 4 (5) статьи 2.1 КоАП РФ, является несостоятельным, так как рассматриваемый случай не подпадает под правовую ситуацию, описанную в пункте 4 (5) статьи 2.1 КоАП РФ, и материалы дела не содержат таких сведений, которые бы исключали возможность не привлечения должностного лица к административной ответственности в рамках настоящего дела.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном пределе, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Также не имеется оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не усматривается.

При указанных обстоятельствах постановление, решение должностных лиц и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Адыгея Южного главного управления Центрального банка России от 17.07.2023 , решение заместителя начальника Южного главного управления Центрального банка России – начальника Управления противодействия нелегальной деятельности от 18.08.2023 и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 28.11.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении директора ФИО1 оставить без изменения, а жалобу директора ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                  подпись                                   Б.А. Шишев

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                                                            Б.А. Шишев

21-31/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Директор ООО "Ломбард Лазурит" Дербенева Ирина Ивановна
Другие
Стебаева Елена Викторовна
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Шишев Бислан Асланович
Статьи

15.27

Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
01.02.2024Материалы переданы в производство судье
07.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
07.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее