Дело № 2а -5448/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 03 декабря 2019 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю к Гудимову Б. А. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, обязательное пенсионное страхование, страховым взносам в виде фиксированного платежа в пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гудимову Б.А. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с п.3.4 ст.23, п.1 ст. 419 НК РФ Гудимов Б.А. является налогоплательщиком страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 431 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. По статье 423 НК РФ расчетным периодом для исчисления страховых взносов признается календарный год. Отчетными периодами - признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 3 ст. 431 НК РФ). В соответствии с п. 3, 4, 5, 7 ст. 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. На момент подачи административного искового заявления Гудимов Б. А. утратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившим требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляется с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Инспекция считает, что предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика о его обязанности по уплате взносов. Однако до настоящего времени добровольное погашение задолженности по уплате пени не произошло.
На дату подготовки административного искового заявления, согласно карточки расчетов с бюджетом плательщика и поступивших в налоговый орган квитанций об уплате взноса(ов), сумма недоимки, подлежащая уплате в бюджет составила:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 1378,10 рублей;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 1218,84 рублей;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периода, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): пеня в размере 1058,52 рублей;
- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 356,18 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Инспекцией налогоплательщику были направлены требования №, №, № об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В соответствии с п. 4. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В нарушение указанной нормы налогового законодательства Гудимовым Б.А. сумма пени в добровольном порядке уплачена не была.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района города Сочи был вынесен судебный приказ №а-32/104-19 о взыскании с должника Гудимова Б.А. задолженности по пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный акт отменен, в связи с поданным заявлением Гудимовым Б.А., в котором последний не согласен с начислением ему страховых взносов и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного истца.
Согласно части 4 статьи 54 КАС РФ в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Принимая во внимание, что административный ответчик является инвалидом первой группы, в связи с имеющимся заболеванием имеются речевые нарушения, при этом административный ответчик не имеет представителя, суд пришел к выводу о необходимости назначения административному ответчику в качестве представителя адвоката.
Административный ответчик Гудимов Б.А. и его представитель в порядке ч.4 ст. 54 КАС РФ адвокат на основании ордера Еремян М.Л. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали.
Представитель административного ответчика заявила ходатайство о применении последствий пропуска процессуального срока на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и пояснила, что в административном исковом заявлении истец просит суд взыскать сумму задолженности по страховым взносам и пени за отчетный период до 2013 <адрес> этом согласно сведений из личного кабинета налогоплательщика Гудимова Б.А. задолженность отсутствует.
В соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).
На основании ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в Требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании п. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно п.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Принимая во внимание представленные представителем административного ответчика надлежащие доказательства отсутствия имеющихся у административного ответчика задолженностей по налогам и сборам, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований.
При этом суд учитывает, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст. 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более позднее по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
На основании положений статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Согласно Выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Гудимов Б.А. прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.
Как следует из представленных в материалы дела документов, Гудимову Б.А. были выставлены требования в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ), страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периода, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) и страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), следовательно, требование об уплате недоимки по страховым взносам должно было быть направлено в течение трех месяцев со дня их выявления, однако, требования были направлены по состоянию на 01.02.2018г., 03.04.2018г., 04.06.2018г., то есть с пропуском установленного срока, ходатайство о восстановлении указанного срока суду не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Краснодарскому краю к Гудимову Б. А. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, обязательное пенсионное страхование, страховым взносам в виде фиксированного платежа в пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – отказать.
В соответствии со ст.177 КАС РФ мотивированное решение суда изготовлено 06 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.М. Вергунова