Решение по делу № 33-7730/2022 от 18.07.2022

Судья – Коновалова И.Е.

Дело № 33–7730/2022

Номер дела в суде первой инстанции 13-118/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бабинова Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Баскаль В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15.08.2022 частную жалобу администрации Чайковского городского округа на определение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 03.06.2022, которым постановлено:

«Заявление администрации Чайковского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия оставить без удовлетворения».

Изучив материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

Решением Чайковского городского округа Пермского края от 26.07.2017 по гражданскому делу № 2-1176/2017 по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Фокинского сельского поселения о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия постановлено:

«Иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Фокинского сельского поселения организовать мероприятия в срок 3 года с момента вступления решения в законную силу:

- по разработке в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также проектов санитарно-защитных полос их водоводов;

- по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также проектов санитарно - защитных полос их водоводов;

- по созданию и обеспечению режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также санитарно-защитных полос их водоводов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;

- по предоставлению на утверждение в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проектов зон санитарной охраны водных объектов - артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также санитарно - защитных полос их водоводов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения (установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);

- по оформлению лицензий на артезианские скважины, расположенные в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края».

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 31.08.2017.

Определением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 19.05.2021 удовлетворено заявление Пермской природоохранной межрайонной прокуратуры о процессуальном правопреемстве, произведена замена должника администрации Фокинского сельского поселения на администрацию Чайковского городского округа по гражданскому делу № 2-1176/2017 по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Фокинского сельского поселения о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия.

24.05.2022 в адрес суда поступило заявление администрации Чайковского городского округа (далее – заявитель) о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-1176/2017, в обоснование указано, что согласно решению Чайковской городской думы № 13 от 21.09.2018 администрация Чайковского городского округа является правопреемником, в том числе администрации Фокинского сельского поселения в отношениях с органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. С момента вступления в законную силу решения суда по делу № 2-1176/2017 до прекращения полномочий администрации Фокинского сельского поселения с 01.09.2017 по 31.12.2018 мероприятия, указанные в решении суда, выполнены не были. После преобразования органов местного самоуправления Чайковского муниципального района администрация г.Чайковского (Чайковского городского округа) приступила к исполнению возложенных полномочий с 01.01.2019.

21.04.2022 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава возбуждено исполнительное производство № 92783/22/59040-ИП о возложении на администрацию Фокинского сельского поселения обязанности по организации мероприятий, предусмотренных решением Чайковского городского суда. Данное постановление было получено администрацией Чайковского городского округа 25.04.2022. 16.05.2022 в адрес ОСП по г.Чайковскому УФССП по ПК направлено ходатайство об отложении исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству. Для заключения муниципального контракта на выполнение работ по проведению мероприятий, предусмотренных решением суда, необходимо провести подготовительные мероприятия в виде проведения лабораторных исследований (отбора проб) воды в скважинах. Отбор данных проб нужно произвести в течение года по сезонам (осень, зима, весна, лето). Обязанность по проведению лабораторных исследований возложена на казенное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Чайковского городского округа.

В целях исполнения вышеуказанной обязанности КУП ЖКХ Чайковского городского округа заключен договор от 21.01.2022 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по выполнению работ согласно приложению 1 к договору – проведение лабораторных исследований (взятие проб воды). В настоящее время взяты пробы в следующих сезонных периодах: осень, зима, весна, взятие проб в сезонный период лето запланировано в июне. Протоколы лабораторных испытаний и заключения предоставляются ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по истечении 2 недель с момента забора проб. Кроме того Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа запрошены коммерческие предложения на выполнение работ, предусмотренных решением суда по делу № 2-1176/2017, в целях заключения муниципального контракта.

Для реализации данных мероприятий в бюджете Чайковского городского округа на 2022 г. предусмотрено 454500 руб. Данной суммы недостаточно для заключения муниципального контракта. На основании представленных коммерческих предложений подготовлено финансово-экономическое обоснование на выделение бюджетных средств в сумме 1320495 руб., которое направлено в адрес Управления финансов администрации Чайковского городского округа. Запрашиваемые денежные средства не выделены. В настоящее время в адрес Финансового управления администрации Чайковского городского округа направлена служебная записка о предоставлении информации о том, планируются ли к выделению запрошенные денежные средства в целях исполнения решения суда. Следующим этапом реализации мероприятий в целях исполнения решения суда является проведение конкурсной процедуры в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Время, необходимое для проведения процедуры с момента размещения извещения о проведении конкурсной процедуры до заключения муниципального контракта, составляет не менее 1 месяца. Это в том случае, если конкурсная процедура будет признана состоявшейся после первоначального объявления процедуры. В соответствии со сроками, указанными в коммерческом предложении, предоставленном ООО «ДОС-сервис. Экология» от 18.01.2022, приложенном к финансово-экономическому обоснованию на выделение денежных средств, срок, необходимый для проведения мероприятий, указанных в решении суда, за исключением оформления лицензий на артезианские скважины, составляет не менее полугода. После проведения мероприятий, указанных в коммерческом предложении, необходимо территорию, прилегающую к скважине, и скважину привести в нормативное состояние для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным требованиям. Ориентировочная стоимость проведения работ по приведению скважин и прилегающей территории в нормативное состояние, по информации, предоставленной КУП ЖКХ Чайковского городского округа, составляет более 500000 руб. из расчета на 1 скважину. На проведение мероприятий по приведению в нормативное состояние объектов требуется не менее 3 месяцев при условии, что начало проведения работ не приходится на зимний период и будут выделены в полном объеме денежные средства на данные мероприятия. Если начало работ придется на зимний период, то они будут отложены до наступления сезона, позволяющего проводить работы. В адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа направлен запрос о предоставлении информации в части планирования денежных средств для приведения скважин в нормативное состояние. После приведения объектов в нормативное состояние необходимо подать заявку в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным требованиям в отношении каждой скважины, которое необходимо для получения лицензии. После получения санитарно-эпидемиологического заключения КУП ЖКХ Чайковского городского округа будет направлять заявку для оформления лицензий на артезианские скважины на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Чайковского городского округа, в соответствии с требованиями и сроками, установленными законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Оформление лицензии на право пользования участками недр также является платным, то есть потребуется выделение дополнительных бюджетных средств на данные цели, на что потребуется дополнительное время. Согласно примерному графику проведения мероприятий в настоящее время отсутствует возможность исполнения решения суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства № 92783/22/59040-ИП, в связи с тем, что необходимо завершение подготовительных мероприятий, предшествующих заключению муниципального контракта на выполнение мероприятий, указанных в решении Чайковского городского суда, которые проводятся в настоящее время КУП ЖКХ Чайковского городского округа, а также проведение мероприятий, указанных выше. При таких обстоятельствах заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу № 2-1176/2017 от 26.07.2017 до 31.12.2023.

Судьей постановлено вышеуказанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит заявитель. В обоснование указывает на то, что принятое по делу определение не соответствует установленным обстоятельствам дела. В процессе преобразования органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, путем объединения с Чайковским городским округом вновь образованные органы местного самоуправления Чайковского городского округа приступили к выполнению возложенных полномочий с 01.01.2019. При этом необходимо было осуществлять финансирование решения текущих вопросов местного значения на территории Чайковского городского округа, а также предпринимать меры по исполнению обязательств, возложенных решениями судов на предшественников администрации Чайковского городского округа – администрации 10 поселений, входивших в состав Чайковского муниципального района, а также и Администрации Чайковского муниципального района, которые по состоянию на 01.01.2019 не были выполнены. Бюджет Чайковского городского округа не позволял исполнить все обязательства одномоментно в связи с ограниченными финансовыми возможностями, в связи с чем решения о финансировании мероприятий принимались исходя из финансовых возможностей бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Между тем часть мероприятий, предусмотренных решением суда, практически выполнена в рамках заключенного договора № ЧК00180-Рам/22 от 21.01.2022 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по выполнению работ – проведение лабораторных исследований (взятие проб воды). Запрошены коммерческие предложения для дальнейшего заключения соответствующего муниципального контракта для выполнения мероприятий, указанных в решении суда, то есть администрацией частично предприняты меры для исполнению решения суда. Так как рассмотрение заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда было проведено без извещения сторон и проведения судебного заседания, у заявителя отсутствовала возможность приобщить дополнительные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, а именно, ответ Управления финансов администрации Чайковского городского округа о том, что вопрос выделения денежных средств на мероприятия, указанные в решении суда по делу № 2-1176/2017, является приоритетным и будет учтен при формировании бюджета Чайковского городского округа на 2023 г. и плановый период 2024 г. и 2025 г. В связи с этим заявитель просит отменить определение суда и разрешить вопрос по существу, удовлетворив заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает частную жалобу единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При этом исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении № 104-О от 18.04.2006, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основаниями для отсрочки исполнения решения суда по ходатайству ответчика могут служить обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Вопрос о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения решения, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя, и должника.

Разрешая заявление администрации Чайковского городского округа Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и отказывая в его удовлетворении, судья первой инстанции исходил из того, что администрацией Чайковского городского округа не подтверждено наличие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения решения суда в установленные сроки; судебное решение должно быть исполнено до сентября 2020 года, однако не исполнено; какие-либо действия должником начали производиться лишь 21.01.2022, когда был заключен договор на выполнение работ по проведению лабораторных исследований. Поскольку администрацией не представлено доказательств того, что ею предприняты достаточные меры для того, чтобы обеспечить необходимое финансирование для исполнения принятого пять лет назад судебного акта, а недостаточность денежных средств в бюджете муниципального образования не относится к обстоятельствам, освобождающим это муниципальное образование от выполнения мероприятий по решению вопросов местного значения в области обеспечения санитарной защиты, судья исходя из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления администрации Чайковского городского округа об отсрочке исполнения решения суда.

С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут служить только такие обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Ни ГПК РФ, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления допускается в исключительных случаях, поскольку отдаляет реальное исполнение судебного решения, чем затрагиваются интересы взыскателей. Основаниями для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение стороны либо иные исключительные обстоятельства, не позволяют исполнить решение суда в установленные сроки.

Кроме того отсрочка исполнения решения суда предполагает предоставление доказательств того, что в указанный заявителем срок неизбежно наступят обстоятельства, способствующие такому исполнению.

Между тем, как следует из заявления администрации Чайковского городского округа, указанный срок – 31.12.2023 носит предположительный характер.

Основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут служить только такие обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит должника в крайне неблагоприятное положение.

Администрацией Чайковского городского округа такие обстоятельства также не указаны.

Как установлено решением суда от 26.07.2017, на администрацию Фокинского сельского поселения была возложена обязанность по проведению природоохранных мероприятий в срок до августа 2020 года. По настоящее время необходимые мероприятия не проведены. Длительное неисполнение постановленного судебного акта нарушает фундаментальные права жителей с.Фоки, д.Чумна, д.Русалевка, д.Гаревая Чайковского муниципального района в области санитарного-эпидемиологического благополучия, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. Длительность и неэффективность процедур реализации бюджетного процесса не могут оправдывать неисполнение вступившего в законную силу судебного решения.

В целом доводы частной жалобы администрации Чайковского городского округа повторяют доводы заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которым судьей первой инстанции дана надлежащая оценка, основанная на установленных фактических обстоятельствах дела, и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства при его правильном толковании, а доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены определения судьи.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 03.06.2022 оставить без изменения, частную жалобу администрации Чайковского городского округа - без удовлетворения.

Судья /подпись/.

Судья – Коновалова И.Е.

Дело № 33–7730/2022

Номер дела в суде первой инстанции 13-118/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бабинова Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Баскаль В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15.08.2022 частную жалобу администрации Чайковского городского округа на определение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 03.06.2022, которым постановлено:

«Заявление администрации Чайковского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия оставить без удовлетворения».

Изучив материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

Решением Чайковского городского округа Пермского края от 26.07.2017 по гражданскому делу № 2-1176/2017 по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Фокинского сельского поселения о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия постановлено:

«Иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Фокинского сельского поселения организовать мероприятия в срок 3 года с момента вступления решения в законную силу:

- по разработке в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также проектов санитарно-защитных полос их водоводов;

- по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также проектов санитарно - защитных полос их водоводов;

- по созданию и обеспечению режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также санитарно-защитных полос их водоводов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;

- по предоставлению на утверждение в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проектов зон санитарной охраны водных объектов - артезианских скважин, размещенных в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, их водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, а также санитарно - защитных полос их водоводов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения (установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);

- по оформлению лицензий на артезианские скважины, расположенные в с.Фоки по ул.Юбилейная, ул.Заречная (д.Рагузы), ул.Заводская, ул.Кирова (в районе д.124), в д.Чумна по ул.Запрудная, в д.Русалевка, в д.Гаревая по ул.Сиреневая, на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края».

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 31.08.2017.

Определением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 19.05.2021 удовлетворено заявление Пермской природоохранной межрайонной прокуратуры о процессуальном правопреемстве, произведена замена должника администрации Фокинского сельского поселения на администрацию Чайковского городского округа по гражданскому делу № 2-1176/2017 по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Фокинского сельского поселения о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия.

24.05.2022 в адрес суда поступило заявление администрации Чайковского городского округа (далее – заявитель) о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-1176/2017, в обоснование указано, что согласно решению Чайковской городской думы № 13 от 21.09.2018 администрация Чайковского городского округа является правопреемником, в том числе администрации Фокинского сельского поселения в отношениях с органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. С момента вступления в законную силу решения суда по делу № 2-1176/2017 до прекращения полномочий администрации Фокинского сельского поселения с 01.09.2017 по 31.12.2018 мероприятия, указанные в решении суда, выполнены не были. После преобразования органов местного самоуправления Чайковского муниципального района администрация г.Чайковского (Чайковского городского округа) приступила к исполнению возложенных полномочий с 01.01.2019.

21.04.2022 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава возбуждено исполнительное производство № 92783/22/59040-ИП о возложении на администрацию Фокинского сельского поселения обязанности по организации мероприятий, предусмотренных решением Чайковского городского суда. Данное постановление было получено администрацией Чайковского городского округа 25.04.2022. 16.05.2022 в адрес ОСП по г.Чайковскому УФССП по ПК направлено ходатайство об отложении исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству. Для заключения муниципального контракта на выполнение работ по проведению мероприятий, предусмотренных решением суда, необходимо провести подготовительные мероприятия в виде проведения лабораторных исследований (отбора проб) воды в скважинах. Отбор данных проб нужно произвести в течение года по сезонам (осень, зима, весна, лето). Обязанность по проведению лабораторных исследований возложена на казенное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Чайковского городского округа.

В целях исполнения вышеуказанной обязанности КУП ЖКХ Чайковского городского округа заключен договор от 21.01.2022 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по выполнению работ согласно приложению 1 к договору – проведение лабораторных исследований (взятие проб воды). В настоящее время взяты пробы в следующих сезонных периодах: осень, зима, весна, взятие проб в сезонный период лето запланировано в июне. Протоколы лабораторных испытаний и заключения предоставляются ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по истечении 2 недель с момента забора проб. Кроме того Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа запрошены коммерческие предложения на выполнение работ, предусмотренных решением суда по делу № 2-1176/2017, в целях заключения муниципального контракта.

Для реализации данных мероприятий в бюджете Чайковского городского округа на 2022 г. предусмотрено 454500 руб. Данной суммы недостаточно для заключения муниципального контракта. На основании представленных коммерческих предложений подготовлено финансово-экономическое обоснование на выделение бюджетных средств в сумме 1320495 руб., которое направлено в адрес Управления финансов администрации Чайковского городского округа. Запрашиваемые денежные средства не выделены. В настоящее время в адрес Финансового управления администрации Чайковского городского округа направлена служебная записка о предоставлении информации о том, планируются ли к выделению запрошенные денежные средства в целях исполнения решения суда. Следующим этапом реализации мероприятий в целях исполнения решения суда является проведение конкурсной процедуры в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Время, необходимое для проведения процедуры с момента размещения извещения о проведении конкурсной процедуры до заключения муниципального контракта, составляет не менее 1 месяца. Это в том случае, если конкурсная процедура будет признана состоявшейся после первоначального объявления процедуры. В соответствии со сроками, указанными в коммерческом предложении, предоставленном ООО «ДОС-сервис. Экология» от 18.01.2022, приложенном к финансово-экономическому обоснованию на выделение денежных средств, срок, необходимый для проведения мероприятий, указанных в решении суда, за исключением оформления лицензий на артезианские скважины, составляет не менее полугода. После проведения мероприятий, указанных в коммерческом предложении, необходимо территорию, прилегающую к скважине, и скважину привести в нормативное состояние для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным требованиям. Ориентировочная стоимость проведения работ по приведению скважин и прилегающей территории в нормативное состояние, по информации, предоставленной КУП ЖКХ Чайковского городского округа, составляет более 500000 руб. из расчета на 1 скважину. На проведение мероприятий по приведению в нормативное состояние объектов требуется не менее 3 месяцев при условии, что начало проведения работ не приходится на зимний период и будут выделены в полном объеме денежные средства на данные мероприятия. Если начало работ придется на зимний период, то они будут отложены до наступления сезона, позволяющего проводить работы. В адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа направлен запрос о предоставлении информации в части планирования денежных средств для приведения скважин в нормативное состояние. После приведения объектов в нормативное состояние необходимо подать заявку в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным требованиям в отношении каждой скважины, которое необходимо для получения лицензии. После получения санитарно-эпидемиологического заключения КУП ЖКХ Чайковского городского округа будет направлять заявку для оформления лицензий на артезианские скважины на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Чайковского городского округа, в соответствии с требованиями и сроками, установленными законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Оформление лицензии на право пользования участками недр также является платным, то есть потребуется выделение дополнительных бюджетных средств на данные цели, на что потребуется дополнительное время. Согласно примерному графику проведения мероприятий в настоящее время отсутствует возможность исполнения решения суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства № 92783/22/59040-ИП, в связи с тем, что необходимо завершение подготовительных мероприятий, предшествующих заключению муниципального контракта на выполнение мероприятий, указанных в решении Чайковского городского суда, которые проводятся в настоящее время КУП ЖКХ Чайковского городского округа, а также проведение мероприятий, указанных выше. При таких обстоятельствах заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу № 2-1176/2017 от 26.07.2017 до 31.12.2023.

Судьей постановлено вышеуказанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит заявитель. В обоснование указывает на то, что принятое по делу определение не соответствует установленным обстоятельствам дела. В процессе преобразования органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, путем объединения с Чайковским городским округом вновь образованные органы местного самоуправления Чайковского городского округа приступили к выполнению возложенных полномочий с 01.01.2019. При этом необходимо было осуществлять финансирование решения текущих вопросов местного значения на территории Чайковского городского округа, а также предпринимать меры по исполнению обязательств, возложенных решениями судов на предшественников администрации Чайковского городского округа – администрации 10 поселений, входивших в состав Чайковского муниципального района, а также и Администрации Чайковского муниципального района, которые по состоянию на 01.01.2019 не были выполнены. Бюджет Чайковского городского округа не позволял исполнить все обязательства одномоментно в связи с ограниченными финансовыми возможностями, в связи с чем решения о финансировании мероприятий принимались исходя из финансовых возможностей бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Между тем часть мероприятий, предусмотренных решением суда, практически выполнена в рамках заключенного договора № ЧК00180-Рам/22 от 21.01.2022 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по выполнению работ – проведение лабораторных исследований (взятие проб воды). Запрошены коммерческие предложения для дальнейшего заключения соответствующего муниципального контракта для выполнения мероприятий, указанных в решении суда, то есть администрацией частично предприняты меры для исполнению решения суда. Так как рассмотрение заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда было проведено без извещения сторон и проведения судебного заседания, у заявителя отсутствовала возможность приобщить дополнительные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, а именно, ответ Управления финансов администрации Чайковского городского округа о том, что вопрос выделения денежных средств на мероприятия, указанные в решении суда по делу № 2-1176/2017, является приоритетным и будет учтен при формировании бюджета Чайковского городского округа на 2023 г. и плановый период 2024 г. и 2025 г. В связи с этим заявитель просит отменить определение суда и разрешить вопрос по существу, удовлетворив заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает частную жалобу единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При этом исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении № 104-О от 18.04.2006, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основаниями для отсрочки исполнения решения суда по ходатайству ответчика могут служить обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Вопрос о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения решения, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя, и должника.

Разрешая заявление администрации Чайковского городского округа Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и отказывая в его удовлетворении, судья первой инстанции исходил из того, что администрацией Чайковского городского округа не подтверждено наличие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения решения суда в установленные сроки; судебное решение должно быть исполнено до сентября 2020 года, однако не исполнено; какие-либо действия должником начали производиться лишь 21.01.2022, когда был заключен договор на выполнение работ по проведению лабораторных исследований. Поскольку администрацией не представлено доказательств того, что ею предприняты достаточные меры для того, чтобы обеспечить необходимое финансирование для исполнения принятого пять лет назад судебного акта, а недостаточность денежных средств в бюджете муниципального образования не относится к обстоятельствам, освобождающим это муниципальное образование от выполнения мероприятий по решению вопросов местного значения в области обеспечения санитарной защиты, судья исходя из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления администрации Чайковского городского округа об отсрочке исполнения решения суда.

С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут служить только такие обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Ни ГПК РФ, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления допускается в исключительных случаях, поскольку отдаляет реальное исполнение судебного решения, чем затрагиваются интересы взыскателей. Основаниями для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение стороны либо иные исключительные обстоятельства, не позволяют исполнить решение суда в установленные сроки.

Кроме того отсрочка исполнения решения суда предполагает предоставление доказательств того, что в указанный заявителем срок неизбежно наступят обстоятельства, способствующие такому исполнению.

Между тем, как следует из заявления администрации Чайковского городского округа, указанный срок – 31.12.2023 носит предположительный характер.

Основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут служить только такие обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит должника в крайне неблагоприятное положение.

Администрацией Чайковского городского округа такие обстоятельства также не указаны.

Как установлено решением суда от 26.07.2017, на администрацию Фокинского сельского поселения была возложена обязанность по проведению природоохранных мероприятий в срок до августа 2020 года. По настоящее время необходимые мероприятия не проведены. Длительное неисполнение постановленного судебного акта нарушает фундаментальные права жителей с.Фоки, д.Чумна, д.Русалевка, д.Гаревая Чайковского муниципального района в области санитарного-эпидемиологического благополучия, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. Длительность и неэффективность процедур реализации бюджетного процесса не могут оправдывать неисполнение вступившего в законную силу судебного решения.

В целом доводы частной жалобы администрации Чайковского городского округа повторяют доводы заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которым судьей первой инстанции дана надлежащая оценка, основанная на установленных фактических обстоятельствах дела, и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства при его правильном толковании, а доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены определения судьи.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 03.06.2022 оставить без изменения, частную жалобу администрации Чайковского городского округа - без удовлетворения.

Судья /подпись/.

33-7730/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пермская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Фокинского сельского поселения
Администрация Чайковского городского округа
Другие
Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
ОСП по г.Чайковского
Казенное унитарное предприятие Фокинского сельского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Бабинова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.07.2022Передача дела судье
15.08.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Передано в экспедицию
15.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее