Судья Шабарова И.А. Дело № 33-202/2022
(номер дела в суде I инстанции - 2-285/2021
37RS0026-01-2021-000780-72)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2022 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего Хрящевой А.А., судей Копнышевой И.Ю., Смирнова Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кротовой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копнышевой И.Ю.
дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 29 сентября 2021 года по делу по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации» к Картошкиной Ольге Константиновне, Картошкину Илье Олеговичу о взыскании убытков,
по встречному иску Картошкиной Ольги Константиновны, Картошкина Ильи Олеговича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санкт-Петербургский научно- исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации» о понуждении произвести перерасчет за теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение,
установила:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно- исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ «СПб НИИФ Минздрава России, Учреждение, Институт) обратилось в суд с вышеуказанным иском к Картошкиной O.К., в котором, указывая на заключенное между сторонами соглашение на предмет возмещения ответчиком ежемесячных убытков истца на электроэнергию, горячую и холодную воду, теплоснабжение, а также затрат на прием сточных вод и вывоз мусора, ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по оплате выставляемых истцом в рамках указанного соглашения счетов, просило суд взыскать с ответчика убытки в виде понесенных им расходов за теплоснабжение и горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение за 2020 году в сумме <данные изъяты>.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Картошкин И.О., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Домофонд», администрация Приволжского муниципального района Ивановской области, Администрация Плесского городского поселения, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Ответчики Картошкина O.К. и Картошкин И.О., выражая несогласие с размером выставляемых к оплате счетов по фактическим расходам истца, обратились со встречным иском, в котором просили суд понудить ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России произвести перерасчет за теплоснабжение и горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение в 2020 году, исходя из объемов потребленных коммунальных услуг в 2020 году, определенных по показаниям приборов учета, по тарифам, установленным Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также взыскать судебные расходы на оплату госпошлины в сумме <данные изъяты>.
Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 29 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России, а также встречных исковых требований Картошкиных O.К. и И.О. отказано.
С решением не согласен истец (ответчик по встречному иску) ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России, о чем его представителем подана апелляционная жалоба, в которой, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, имеющих значение для его разрешения, неправильное применение норм материального права, поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения о полном удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Картошкин И.О., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - по доверенности Карика О.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда в части невозможности возложения на ответчиков обязанности по оплате коммунальных услуг в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке тарифов полагали законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России, ответчик Картошкина O.К., представители третьих лиц Администрации Приволжского муниципального района, Администрации Плесского городского поселения, ООО «Домофонд», Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в судебное заседание не явились, извещались в установленном гл. 10 ГПК РФ порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав ответчика, представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Картошкина O.К. является собственником квартиры <адрес>, расположенном на территории <адрес>. В квартире зарегистрированы: Картошкина O.К. и её сын Картошкин И.О.
Указанный жилой дом <адрес> <данные изъяты>, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении ФГБУ «СПБ НИИФ» Минздрава России.
В оперативном управлении филиала «Санаторий «Плес» ФГБУ «СПБ НИИФ» Минздрава России находятся : <данные изъяты>.
Видами деятельности ФГБУ «СПБ НИИФ» Минздрава России являются: основной - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, дополнительные - подготовка кадров высшей квалификации, деятельность больничных организаций, общая врачебная практика, деятельность санаторно-курортных организаций. Учредителем является Министерство здравоохранения Российской Федерации, имущество является федеральной собственностью. Учреждение имеет один филиал, находящийся по адресу: Ивановская область, Приволжский район, город Плес, территория Санатория «Плес».
13.04.2015 между ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России в лице директора филиала «Санаторий Плес» и Картошкиной O.К. заключено соглашение №, предметом которого является обязательство Картошкиной O.К. возмещать Учреждению его ежемесячные убытки на электроэнергию, горячую и холодную воду, теплоснабжение, а также затраты на прием сточных вод и вывоз мусора.
Убытки Учреждения связанны с принадлежащей на праве собственности Картошкиной O.К. квартирой, расположенной по адресу: <адрес> и подлежат возмещению Картошкиной O.К. на основании выставленного Учреждением ежемесячного расчета затрат в течение двадцати банковский дней с момента направления расчета затрат. Расчет может быть направлен почтой, лично, по электронной почте.
В случае нарушения срока возмещения убытков, указанных в п.2.1 данного соглашения, Учреждение вправе начислить, а Картошкина Л.К. обязана будет уплатить неустойку в размере 1/300 учетной ставки, установленной Банком России за каждый день нарушения срока. Других условий данное соглашение не содержит.
Приказом директора ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России от 18.03.2020 № 96 «О расчетах по возмещению убытков в филиале санаторий «Плес» ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России» в целях более рационального использования энергоресурсов, экономии бюджетных средств, выделяемых на оплату затрат по использованию энергоресурсов в филиале санаторий «Плес», утверждена сумма расходов на теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России для осуществления расчетов по возмещению убытков в 2020 году (Приложение № 1,2, 3); утверждена методика расчета по возмещению убытков (Приложение № 4), причиненных изъятием ресурсов у ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России третьими лицами; утверждена сумма платы по возмещению убытков от изъятия ресурсов третьими лицами на 2020 год, исходя из изъятых ресурсов в соответствии с данными приборов учета (Приложение № 5).
В приложении № 1 к данному приказу «Теплоснабжение и ГВС» определена общая сумма расходов за 2019 год <данные изъяты>., средняя сумма расхода в месяц <данные изъяты>., исходя из общей площади зданий <данные изъяты>, количества выработанных Гкал <данные изъяты>, определена стоимость 1 кв.м <данные изъяты>., стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>.
В приложении № 2 «Холодное водоснабжение» определена общая сумма расходов за 2019 год <данные изъяты>., средняя сумма расхода в месяц <данные изъяты>., количество потребленной воды <данные изъяты>, стоимость 1 м3 - <данные изъяты>., стоимость 1 м2 - <данные изъяты>. В приложении № 3 «Канализация» определена общая сумма расходов за 2019 год <данные изъяты>., средняя сумма расхода в месяц <данные изъяты>., количество пропущенных сточных вод <данные изъяты>, стоимость 1 м3 - <данные изъяты>., стоимость 1 м2 - <данные изъяты>.
Согласно методике расчета возмещения затрат, приведенной в приложении № 4, стоимость 1 кв.м в месяц в 2020 году составила: отопление + ГВС <данные изъяты>., ХВС - <данные изъяты>., водоотведение - <данные изъяты>.
В приложении № 5 сумма платы по возмещению убытков на 2020 год, исходя из вышеуказанной стоимости 1 кв.м в месяц по каждому ресурсу, в отношении квартиры Картошкиной O.К., площадью <данные изъяты>, составила: отопление + ГВС <данные изъяты>., ХВС <данные изъяты>., водоотведение <данные изъяты>., итого - <данные изъяты> (т.1 л.д.32-37).
18 марта, 30 сентября 2020 г. и 2 февраля 2021 г. ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России направляло в адрес Картошкиной O.К. счета об оплате спорных коммунальных услуг в 2020г. на сумму <данные изъяты>. каждый, которые получены последней, но возращены в адрес Учреждения без оплаты для приведения и выставления их в соответствии с действующим законодательством.
ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России направляло в адрес Картошкиной O.К. претензии (12.11.2019, 29.01.2021, 14.04.2021), в которых просило в 10-дневный срок возместить убытки и затраты Учреждения, предусмотренные соглашением от 13.04.2015, согласно приложенной справке по указанным платежным реквизитам.
Согласно справке № 24 от 07.04.2021 г. сумма долга по возмещению убытков Картошкиной O.К. по адресу: <адрес>, составляет: за 2017 год - <данные изъяты>., за 2018 год - <данные изъяты>., за 2019 год - <данные изъяты>., за 2020 год - <данные изъяты>
руб., за 3 месяца 2021 года - <данные изъяты>., а всего - <данные изъяты>.
Согласно сообщению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области на имя Картошкина И.О., по информации, находящейся в распоряжении Службы, для филиала Санаторий «Плес» ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России не установлены тарифы на коммунальные услуги Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области. При отсутствии составляющей расчета размера платы за коммунальные услуги, Службе не представляется возможным проверить расчет размера платы за данные услуги. По вопросам тарифного регулирования копии обращений Картошкина И.О. направлены в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, проанализировав положения действующего законодательства в сфере оказания и оплаты коммунальных услуг (ст.ст. ч. 1 ст. 163, ст. 155, ст. 157, ч.1 ст. 157.1 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг № 354), а также в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (ст. 424 ГК РФФЗ «О теплоснабжении», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), пришел к выводу, что истец, являясь ресурсоснабжающей организаций, фактически оказывает коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению жителям многоквартирных домов, расположенных на территории санатория «Плес», в том числе и ответчикам. Однако, в связи с отсутствием установленных регулирующим органом тарифов для истца на услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения для населения, а также в отсутствие приборов учета в квартире Картошкиной O.К., пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения, как исковых требований Учреждения, так и встречных исковых требований Картошкиных O.К. и И.О.
Оспаривая принятое по делу решение, ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России выражает несогласие с выводами суда о том, что Учреждение оказывает коммунальные услуги, поскольку деятельность Учреждения носит некоммерческий характер, фактически Институт предоставляет по своей системе теплоснабжения компонент «тепловая энергия» для подогрева воды, отопления, а также предоставляет холодную воду для обеспечения своего имущества (жилого дома), в связи с чем за потребление своих ресурсов предъявляет расходы к возмещению жильцам дома в соответствии с условиями Соглашения № от 13 апреля 2015 года, которое подписано Картошкиной O.К. и в установленном законом порядке не расторгнуто.
Указанные доводы Учреждения являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, с выводами которого в той части, что истец является ресурсоснабжающей организацией и оказывает коммунальные услуги ответчикам, соглашается, находя их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с понятиями, приведенными в преамбуле Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), "ресурсоснабжающая организация" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-
технического обеспечения;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно позиции истца, изложенной, в том числе, в апелляционной жалобе, в оперативном управлении ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России на территории филиала - санаторий «Плес» находится федеральное имущество : <данные изъяты>. Данное имущество используется Учреждением для получения ресурсов по водо- теплоснабжению, водоотведению, которые используются только для своих видов деятельности.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, материалами дела бесспорно подтверждается, что коммунальные ресурсы (холодная, горячая вода, тепловая энергия) используются для предоставления коммунальных услуг и потребляются при содержании жилых/нежилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории санатория, в одном из которых расположена принадлежащая на праве собственности ответчику Картошкиной O.К. квартира.
Тот факт, что подача коммунального ресурса осуществляется истцом за плату, свидетельствует о продаже данных ресурсов, в связи с чем, Учреждение отвечает признакам ресурсоснабжающей организации.
О платности предоставляемых коммунальных услуг свидетельствуют выставляемые Учреждением в адрес Картошкиной O.К. счета на основании заключенного между ними Соглашения № от 13 апреля 2015 года.
То, что в указанном Соглашении его предметом поименованы убытки Учреждения на электроэнергию, горячую и холодную воду, теплоснабжение, а также затраты на прием сточных вод и вывоз мусора само по себе не свидетельствует об отсутствии между сторонами правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, которые Учреждением оказываются, а потребителем - собственником жилого помещения Картошкиной O.К., принимаются.
Отсутствие в уставе Учреждения такого вида деятельности, как оказание коммунальных услуг, не свидетельствует о невозможности их фактического предоставления, что и установлено в рассматриваемом деле.
В связи с изложенным, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы законодательства, регулирующие оказание коммунальных услуг и их оплаты.
При рассмотрении дела ответчики факт предоставления им услуг по теплоснабжению, водоснабжению, отведению сточных вод не оспаривали.
Статьями 153, 154 ЖК РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя и плату за тепловую энергию.
Полное освобождение потребителей коммунальной услуги от ее оплаты законом не предусмотрено.
В силу части 1, части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ;
размер платы за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по
отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Пунктом 38 Правил N 354 также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13. 05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" цены для расчетов с населением в сфере теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения являются регулируемыми государственными органами.
Согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N 577-п (ред. от 28.04.2020), Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контрою (надзору) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики и теплоснабжения; тарифов (цен), надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, и контроля (надзора) за применением регулируемых Департаментом цен (тарифов) и надбавок (п. 1.1. Положения).
В качестве обоснования размера заявленных требований Учреждение ссылалось на Приказ директора Учреждения № 96 от 18 марта 2020 г. «О расчетах по возмещению убытков в филиале санаторий «Плес», которым утверждены : сумма расходов на теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение; методика расчета по возмещению убытков, причиненных изъятием ресурсов у ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России третьим лицам; сумма платы по возмещению убытков от изъятия ресурсов третьим лицам на 2020 год, исходя из изъятых ресурсов в соответствии с данными приборов учета.
Утвержденная указанным приказом Методика (Приложение № 4 к Приказу) (т. 1 л.д. 36) в своем расчете затрат на отопление и ГВС, ХВС, водоотведение ссылок на применение тарифов не содержит.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что тариф на тепловую энергию (для расчета оплаты услуг по отоплению и горячему водоснабжению), водоснабжение (холодное водоснабжение) и водоотведение (прием сточных вод) для Учреждения не утверждался, что и явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая решение, истец выражает несогласие с необходимостью использования Учреждением тарифов с целью получения с ответчиков платы за поставленный коммунальный ресурс, полагая необходимым исходить из заключенного между сторонами Соглашения от 13 апреля 2015 года.
В обоснование указанных доводов в апелляционной жалобе Учреждение, кроме прочего, ссылается на решение Приволжского районного суда Ивановской области № 2-1028/2015 (имеющееся в открытом доступе на сайте суда), которое, однако, преюдициального значения по правилам ст. 61 ГПК РФ для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку ответчики участниками процесса по данному делу не являлись.
Пол мнению судебной коллегии, оснований для определения размера подлежащих оплате коммунальных услуг на основании заключенного между сторонами Соглашения, у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с п. 19 указанных выше Правил № 354, основанием для предоставления коммунальных услуг и их оплаты является договор, который, кроме прочего, должен включать в себя :
наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию
исполнителя (п. б),
адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами (п. г);
наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг) (п. д);
требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг) (п.
е);
порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом (п. ж);
сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета. После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы (п. з);
периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей (п. и);
порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги (п. к);
меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер) (п. л);
порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. н);
права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя (п. о); основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг (п. п); основания и порядок изменения и расторжения договора (п. р); срок действия договора (п. с).
В соответствии с п. 20 Правил № 354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения (при наличии), а также в случае отсутствия индивидуального
прибора учета указываются:
а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);
б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);
в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
г) режим водопотребления на полив земельного участка;
д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 21 Правил № 354, договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок по форме типового договора согласно приложению N 1(1) (типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом указанные договоры по соглашению сторон могут быть дополнены иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Перечисленные в п.п. 19, 20 Правил № 354 условия Договора о предоставлении коммунальных услуг являются существенными. Подписанное между сторонами Соглашение № от 13 апреля 2015 года указанным требованиям, предъявляемым к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, не отвечает, в связи с чем, указанное Соглашение нельзя расценивать, как заключенный между сторонами договор оказания (предоставления) коммунальных услуг, в силу отсутствия согласования его сторонами существенных условий такого договора и, соответственно, рассматривать указанное Соглашение, как основания для начисления ответчиком платы за предоставленные коммунальные услуги.
Вместе с тем, отсутствие заключенного и подписанного сторонами договора, не освобождает потребителя от уплаты поставленных ему истцом и принятых ответчиками коммунальных услуг.
Согласно п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
На основании ст. 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила N 354 предусматривают две схемы теплоснабжения и соответствующие им порядок и размер определения платы за потребленный ресурс.
Расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению в ситуации, когда исполнитель производит такие услуги самостоятельно при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный коммунальный ресурс (п. 54 названных Правил).
Произведенный истцом расчет убытков без использования тарифа требованиям Правил № 354 не отвечает.
Вместе с тем, учитывая, что коммунальные услуги оказаны истцом и приняты ответчиками, освобождение судом первой инстанции последних от их оплаты противоречит
ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, в связи с чем, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным, соответствующим нормам материального права.
В связи с изложенным, суд первой инстанции должен был разрешить спор, установив размер задолженности ответчиков по предоставленным им коммунальным услугам.
Из пояснений представителя третьего лица Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.И. в суде апелляционной инстанции следует, что для ФГУБ «СПб НИИФ» Миндздрава России на 2014 год был установлен тариф на тепловую энергию, а на 2015 г. - тариф на холодное водоснабжение и водоотведение.
Указанные пояснения подтверждаются постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 7 ноября 2013 г. № 570-т/1 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей филиала санаторий «Плес» ФГБУ «СПб НИИФ» Минздравсоцразвития России, согласно которому на период 2014 года установлен тариф на тепловую энергию в размере <данные изъяты>., а также постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 19 декабря 2014 г. № 649-к/З «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района», в соответствии с которым для филиала «Санаторий Плес» ФГБУ «СПб НИИФ» Минздравсоцразвития с 1.01.2015 г. установлен тариф на питьевую воду - <данные изъяты>., тариф на водоотведение - <данные изъяты>. Указанные постановления находятся в открытом доступе сети Интернет.
Поскольку после указанных периодов Учреждение в установленном законом порядке за установлением тарифов не обращалось, судебная коллегия приходит к выводу, что единственным произведенным в соответствии с требованиями закона расчетом оплаты потребителям коммунальных услуг по тепло- водоснабжению, водоотведению в жилых домах, расположенных на территории санатория «Плес» является размер, выставленный в квитанциях на имя Картошкиной O.К. в период 2014 г. и 2015 г. (до подписания соглашения от 13 апреля 2015 г.).
Из представленных ответчиком Картошкиным И.О. квитанций, принятых судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств, усматривается, что в 2014 году за отопление по квартире ответчиков с учетом установленных тарифов размер платы за отопление составлял <данные изъяты> ежемесячно. Среднемесячный размер за горячее водоснабжение за период 2014 года составил <данные изъяты>. в месяц (<данные изъяты> (за 12 месяцев): 12).
Размер платы за холодное водоснабжение в 2015 году установлен истцом в квитанциях <данные изъяты> ежемесячно, водоотведение - <данные изъяты>. ежемесячно, в то время, как в соответствии с установленными в указанный период времени тарифами и, учитывая отсутствие в квартире ответчиком поверенного прибора учета, должен был составлять по холодному водоснабжению <данные изъяты> ежемесячно, а по водоотведению - <данные изъяты>. ежемесячно.
Таким образом, исходя из установленных в 2014, 2015 г. тарифов, оплата коммунальных услуг предоставляемых истцом, должна была составлять в 2015 году ежемесячно <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> за отопление, <данные изъяты> - за горячее водоснабжение, <данные изъяты>. - за холодное водоснабжение и <данные изъяты>. - за водоотведение.
Доказательств стоимости оказанных коммунальных услуг на большую сумму, рассчитанную в соответствии с требованиями законодательства - по утвержденным в установленном порядке тарифам, истцом не представлено. Расчет, произведенный по утвержденной самим истцом методике без применения тарифов, нельзя признать законным, поскольку экспертный расчет стоимости ресурса не может подменять собой установленный законом порядок ценообразования и деятельность тарифных органов.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для освобождения ответчиков от оплаты фактически оказанных коммунальных услуг, судебная коллегия приходит к выводу о возможности определения размера задолженности по оплате коммунальных услуг, исходя из расчетов, приведенных выше, произведенных с учетом установленных ранее для ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава тарифов, полагая, что в отсутствие иных доказательств, указанные тарифы могут быть расценены как применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные услуги.
Оснований полагать, что размер по оплате спорных коммунальных услуг должен быть менее, нежели тот, что рассчитан по тарифам 2014, 2015 г.г., как о том указывал ответчик Картошкин И.О. в суде апелляционной инстанции, по материалам дела не усматривается.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что оплата коммунальных услуг за 2020 г. для ответчиков должна составлять <данные изъяты> ( <данные изъяты>. х 12 месяцев), которая подлежала с них взысканию в солидарном порядке на основании разъяснений, приведенных в п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
Оспариваемое решение, с учетом указанного выше, подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России с принятием в данной части нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приволжского районного суда Ивановской области от 29 сентября 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации».
Принять в указанной части новое решение.
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Картошкиной Ольги Константиновны, Картошкина Ильи Олеговича в солидарном порядке в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизипульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации в счет оплаты услуг по теплоснабжению, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение за период с января по декабрь 2020 года включительно в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: