Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2019 года <адрес>
Краснооктябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании обязательных платежей.
В обосновании заявленных требований указывает, что на налоговом учете в МИФНС России № по <адрес> состоит ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является плательщиком земельного налога. ФИО2 было направлено налоговое уведомление с расчетом налога, подлежащего уплате, с установленным сроком для уплаты налога, однако оно осталось без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной ст. 45 НК РФ явилось основанием для направления налогоплательщику, в порядке ст. 69 НК РФ требования об уплате задолженности № от ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере 5773 рублей, по пени по земельному налогу в размере 110 рублей 36 копеек.
Просит взыскать с ФИО2 в пользу МИФНС России № по <адрес> задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере 5773 рублей, по пени по земельному налогу в размере 110 рублей 36 копеек.
В последствии истец уточнил исковые требования, просит взыскать с ФИО2 в пользу МИФНС России № по <адрес> задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по пени по земельному налогу в размере 46 рублей 93 копейки.
Административный истец МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. В представленных ранее возражениях указала, что требования МИФНС России № незаконными и необоснованными. ФИО2 как родителю ребенка-инвалида, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части 1 и частью 2 НК РФ» дети-инвалиды при определении налоговой базы по земельному налогу в соответствии с пп.3 п. 5 ст. 391 имеют право на уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка. ФИО2 обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении льгот по земельному налогу начиная с 2015 года. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выдано уведомление о подтверждении права налогоплательщика на предоставление налоговой льготы. Согласно данного уведомления датой начала возникновения льготы является ДД.ММ.ГГГГ год. МИФНС № не было применено уменьшение налоговой базы за 2015 год. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была уплачена начисленная сумма земельного налога за 2015 года в сумме 2455 рублей без уменьшения налоговой базы по земельному налогу. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, произведя перерасчет земельного налога за 2015 год.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит уточненный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Как регламентировано пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено, что ФИО2 являлся собственником земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, учебный №, квартиры, с кадастровым номером №, площадью 44,30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6).
В адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2015, 2016 года в размере 5773 рублей (л.д.7).
При этом земельный налог за 2015 год исчислен в размере 2455 рублей, за 2016 год налог исчислен в размере 3318 рублей.
Из-за несвоевременной уплаты налога в адрес ФИО2 было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога на сумму 5773 рублей, по пене по земельному налогу в размере 110 рублей, 36 копеек, которые оставлены ответчиком без исполнения (л.д.10).
В связи с неисполнением обязательств по оплате налогов Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка №<адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам и сборам.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с ФИО2, однако, по поступившим возражениям должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ он был отменен (л.д.16).
В силу части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление подано в Краснооктябрьский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 произвела оплату земельного налога за 2015 год в размере 2455 рублей, что подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн (л.д.46).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МИФНС № по <адрес> о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, указав, что просит предоставить льготу с 01.01.2016г. по 14.06.2029г. (п.5.2.заявления).
Наличие у ФИО2 ребёнка-инвалида подтверждается справкой серии МСЭ-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части 1 и частью 2 НК РФ» дети-инвалиды при определении налоговой базы по земельному налогу в соответствии с пп.3 п. 5 ст. 391 имеют право на уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка.
Действие положений подпункта 3 пункта 5 статьи 391 и подпункта 3 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, в котором указывает срок предоставления льготы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6 ст.407 НК РФ, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Следовательно, предоставление налоговой льготы носит заявительный характер.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по <адрес> выносит уведомление № о подтверждении права налогоплательщика на предоставлении льготы с указанием даты начала действия льготы по земельному налогу с ДД.ММ.ГГГГ.
О предоставлении указанной льготы за 2015 год ФИО2 не обращалась. Недоимку по земельному налогу уплатила с нарушением срока установленного законодательством, в связи с чем ей было начислено пени в размере 46 рублей 93 копейки (л.д.17).
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ в пределах заявленных требований задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по пени по земельному налогу в размере 46 рублей 93 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по пени по земельному налогу в размере 46 рублей 93 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись ФИО7
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись ФИО6