Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года
66OS0000-01-2021-001186-40
3а-1109/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2021 года |
г. Екатеринбург |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего Кориновской О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Шестаковой Ю.В.,
с участием административного истца Поповой В.А.,
заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В., действующего в интересах Поповой Валентины Александровны, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
заместитель прокурора Свердловской области Юровских А.В., действуя в интересах Поповой В.А., обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Кировского районного суда города Екатеринбурга от 09 июля 2015 года в размере 700 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 09 июля 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Поповой В.А.; на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Поповой В.А. жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м в черте города Екатеринбурга по договору найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 15 августа 2015 года. 11 декабря 2015 года в отношении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 25875/15/66062-ИП. Однако решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 09 июля 2015 года длительное время не исполнялось.
В судебном заседании административный истец Попова В.А., заместитель прокурора Свердловской области Родченков П.В. доводы административного иска поддержали, заявленные требования просили удовлетворить.
Интересы Свердловской области при рассмотрении настоящего административного дела в силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) представляют Министерство финансов Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Представители административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, направили в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в которых представитель административного ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители административного ответчика Министерства финансов Свердловской области, заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание также не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах административного дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного заседания, суд, руководствуясь статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав административного истца Попову В.А., заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В., исследовав материалы настоящего административного дела, а также гражданского дела № 2-5757/2015, рассмотренного Кировским районным судом города Екатеринбурга, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года гарантировано право на судебную защиту, которое включает и право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона о компенсации лица, являющиеся в судебном процессе сторонами, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера (часть 1); компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
В силу части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
Как следует из материалов гражданского дела № 2-5757/2015, решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 09 июля 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Поповой В.А.; на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Поповой В.А. жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м в черте города Екатеринбурга по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение суда вступило в законную силу 15 августа 2015 года.
17 ноября 2015 года Кировским районным судом города Екатеринбурга в целях принудительного исполнения вышеуказанного судебного акта выдан исполнительный лист, на основании которого 11 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в отношении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 25875/15/66062-ИП.
18 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнениюособыхисполнительныхпроизводствГлавного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника, от уплаты которого последний освобожден на основании решения Кировского районного суда города Екатеринбурга от 28 сентября 2018 года.
В ходе исполнительного производства 11 мая 2018 года, 26 июня 2019 года, 21 августа 2020 года должнику объявлены предупреждения об ответственности за неисполнение решения суда.
Однако, несмотря на указанные действия судебного пристава-исполнителя, решение суда длительное время не исполнялось.
Исполнительное производство № 25875/15/66062-ИП в отношении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, 22 сентября 2021 года, что лицами, участвующими в деле, не оспорено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от взыскателя исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Исходя из приведенных разъяснений, общий срок исполнения решения суда, исчисляемый со дня предъявления исполнительного документа к исполнению – 10 декабря 2015 года по день окончания производства по исполнению судебного акта – 22 сентября 2021 года, составляет 5 лет 9 месяцев 12 дней.
Указанный срок существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В период с момента вступления в законную силу решения суда, в связи с неисполнением которого прокурор обратился с административным иском, Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственным казенным учреждением Свердловской области «Фонд жилищного строительства» принимались некоторые меры, направленные на исполнение названного судебного акта.
В частности, в 2015 года объявлено 10 аукционов на приобретение (строительство) жилых помещений для обеспечения ими детей-сирот на территории города Екатеринбурга, по результатам которых заключено 10 контрактов. В 2016 году аукционы не объявлялись. В 2017 году объявлено 14 аукционов, по результатам которых заключено 6 контрактов, 8 аукционов признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. В 2018 году объявлено 14 аукционов, по результатам которых заключено 9 контрактов, 5 аукционов признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. В 2019 году объявлено 3 аукциона, по результатам которых заключено 3 контракта. В 2020 году объявлено 5 аукционов, заключено 3 контракта, которые расторгнуты по соглашению сторон, 2 аукциона признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.
Заключение указанных выше контрактов не привело к исполнению решения Кировского районного суда города Екатеринбурга от 09 июля 2015 года, поскольку все приобретенные по контрактам жилые помещения были предоставлены лицам, право на получение жилых помещений у которых возникло ранее, чем у административного истца Поповой В.А.
Согласно ответу Министерства социальной политики Свердловской области от 09 декабря 2021 года № 07-15-22/10038-к, Попова В.А. поставлена на учет в целях предоставления жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на основании приказа Управления социальной политики по Октябрьскому району города Екатеринбурга от 22 августа 2013 года № 656-о. При постановке на учет Попова В.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию «город Екатеринбург» под номером 71. Номер очереди Поповой В.А. в данном списке изменялся следующим образом: по состоянию на 31 декабря 2013 года – 345, на 31 декабря 2014 года – 379, на 31 декабря 2015 года – 418, на 31 декабря 2016 года – 452, на 31 декабря 2017 года – 411, на 31 декабря 2018 года – 317.
Оценивая общую продолжительность неисполнения решения суда, учитывая также то обстоятельство, что оно подлежало исполнению с учетом процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения которых требовалось определенное время, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта, составляющий на момент окончания производства по его исполнению 5 лет 9 месяцев 12 дней, в любом случае не является разумным.
Длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), которые объективно делали бы невозможным своевременное его исполнение.
Поведение Поповой В.А. никоим образом не повлияло на длительность исполнения судебного акта.
Действия же Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, на которого судом возложена обязанность по исполнению решения суда по обеспечению Поповой В.А. жилым помещением, при указанных выше обстоятельствах нельзя признать достаточными и эффективными в целях своевременного исполнения судебного акта.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о нарушении в данном случае права Поповой В.А. на исполнение судебного акта в разумный срок.
Следовательно, в пользу Поповой В.А. в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона о компенсации подлежит присуждению компенсация за нарушение этого права.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность этого нарушения и значимость последствий для административного истца, учитывая, что в результате длительного неисполнения судебного акта Попова В.А., имеющая на иждивении малолетнего ребенка, более 5 лет была лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище, суд определяет размер компенсации равным 170000 рублей.
Не имеют правового значения доводы административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об отсутствии его вины в неисполнении судебного акта, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов.
Решение о присуждении компенсации подлежит исполнению за счет средств бюджета Свердловской области Министерством финансов Свердловской области как уполномоченным финансовым органом в соответствии с частью 3 статьи 4, пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В., действующего в интересах Поповой Валентины Александровны, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области в пользу Поповой Валентины Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170000 (ста семидесяти тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению Министерством финансов Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Л. Кориновская