Судья Горюнова М.С. (I инст. № 2-1600/2023) Дело № 33-2433/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Майкоп 21 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Панеш Ж.К.
судей – Муращенко М.Д., Тачахова Р.З.
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи – Схашоком З.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Барчо ФИО9 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06 июля 2023 года, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Барчо ФИО10 к администрации муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель «<данные изъяты>» с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, и обязании администрации муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № отказать.
Заслушав доклад судьи Тачахова Р.З., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барчо А.Б. обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Требования мотивированы тем, что на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ года истцу переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года. При этом арендодателем выступает ответчик администрация МО «Старобжегокайское сельское поселение». Согласно п. 1.1 указанного договора администрация МО «Старобжегокайское сельское поселение» передает в аренду Барчо А.Б. земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «<данные изъяты>», с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> Срок договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года Барчо А.Б. было подано заявление в администрацию о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов спорного земельного участка на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и пп. а) Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 года № 629 «О регулировании земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах». Однако заявление Барчо А.Б. оставлено без удовлетворения, поскольку в соответствии со ст. 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 года № 86 «О регулировании земельных отношений» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 09.01.2050 года. С вышеуказанным отказом Барчо А.Б. не согласен и считает отказ администрации в заключении с ним договора купли-продажи указанного земельного участка незаконным и нарушающим его права, поскольку законом допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения садоводства или огородничества для собственных нужд. Считает, что ссылка ответчика на мораторий на выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленный Законом Республики Адыгея, незаконна, поскольку постановлением Правительства РФ № 629 от 09.04.2022 года установлены временные антикризисные меры (на 2022 и 2023 годы), позволяющие произвести выкуп спорного земельного участка в собственность за плату. В связи с этим истец просил суд признать незаконным отказ администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» в предоставлении ему в собственность за плату, без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «<данные изъяты>», с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> и обязать администрацию предоставить ему в собственность, за плату, путем продажи, без проведения торгов указанный земельный участок.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.07.2023 года в удовлетворении исковых требований Барчо А.Б. отказано.
На обжалуемое решение суда поступила апелляционная жалоба истца Барчо А.Б., в которой он просит решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.07.2023 года отменить, приняв по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им исковые требования в полном объёме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» - Никитина Ф.Т. полагала решение суда первой инстанции законным, обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Верховного суда Республики Адыгея лица, участвующие в деле, не явились, при этом извещены о времени и месте судебного заседания в соответствии с положениями ст. ст. 113, 114 Гражданского процессуального кодекса РФ, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетами об отслеживании почтового отправления, уведомлением о вручении почтовой корреспонденции. Кроме того, информация по делу размещена на официальном интернет-сайте Верховного суда Республики Адыгея, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со ст. 327 и ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из положений ст. 6 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления отнесены вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципальных образований, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в состав которой входят муниципальные земли (ст. 29 Закона), то есть земли, находящиеся в пределах муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пп. 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ и регулируется Федеральным Законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке установленном Земельным кодексом РФ.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, который предусмотрены Земельным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Так, в силу ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа следующих земельных участков:
- земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
- земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
- земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ;
- земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ;
- земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- земельных участков, предназначенных для, ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
- земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;
- земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ установлен закрытый перечень случаев продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Аналогичная норма предусмотрена и в п. 4 ст. 10 Федерального Закона РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При этом, согласно п. 4 ст. 1 указанного Федерального закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного Законом субъекта РФ.
Таким образом, определение момента начала приватизации земельных участков названной категории земель относится исключительно к полномочиям субъекта РФ.
Судом установлено, что истец Барчо А.Б. является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «<данные изъяты>», с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года.
Ранее указанный земельный участок был предоставлен в аренду <данные изъяты> на основании договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» и <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года Барчо А.Б. было подано заявление в администрацию МО «Старобжегокайское сельское поселение» о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов спорного земельного участка на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и п.п. а) Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 года № 629 «О регулировании земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года Барчо А.Б. было отказано в удовлетворении его заявления, поскольку приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 09.01.2050 года.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 года № 86 «О регулировании земельных отношений» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 09.01.2050 года.
Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (в редакции, действовавшей на момент обращения Барчо А.Б. с соответствующим заявлением в администрацию) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования «<данные изъяты>» и относится к категории земель: <данные изъяты>.
Согласно классификатору видов разрешенного использования, который утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «для строительства животноводческого комплекса» имеет уникальное числовое обозначение – 1.7 и подразумевает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 – 1.11, 1.15, 1.19, 1.20.
Таким образом, в рассматриваемом случае положения Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 года № 629 не применимы в отношении спорного земельного участка, поскольку спорный земельный участок имеет иной вид разрешенного использования, не соответствующий требованиям, установленным в указанном Постановлении.
Отказывая Барчо А.Б. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями закона, исходил из отсутствия как у Барчо А.Б. права на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов, так и у ответчика предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления Барчо А.Б. о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов спорного земельного участка.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на нормах закона и материалах дела.
Доказательства, положенные в основу сделанного судом вывода, сомнений в их достоверности не вызывают.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.
Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Барчо ФИО11 – без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ж.К. Панеш
Судьи М.Д. Муращенко
Р.З. Тачахов