Дело № 2-371/2020
УИД 32RS0001-01-2019-003816-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Шкирковой М.Г.,
с участием истца Сидоровой Е.В.,
представителя ответчика Ширшовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой Елены Владимировны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе города Брянска (ГУ) (межрайонное) о включении в стаж для назначения пенсии по старости периодов работы, признании права на назначение пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сидорова Е.В. обратилась в суд с указанным иском, указав, что 11.09.2019 обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе города Брянска (ГУ) (межрайонное) (далее – УПФР) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результатам рассмотрения заявления решением УПФР в установлении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием 30-летнего стажа.
При исчислении стажа медицинской деятельности ей засчитаны периоды с 16.03.1993 по 10.09.2019 (22 года 09 месяцев 06 дней) в должности фельдшера, старший фельдшер, фельдшер анестезиологии-реанимации в <данные изъяты> в календарном исчислении (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком, периодов курсов повышения квалификации).
На основании изложенного Сидорова Е.В. просила суд:
- признать решение начальника УПФР в городском округе города Брянска (межрайонное) № от 24.09.2019 незаконным;
- обязать УПФР включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год из 1 год и 6 месяцев) период работы фельдшером анестезиологии - реанимации в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи с 01.10.2007 по 10.09.2019,
с 06.04.1998 по 22.05.1998, с 04.11.2002 по 05.12.2002 - курсы повышения квалификации (календарно),
с 02.02.2010 по 02.03.2010, с 15.11.2011 по 27.12.2011, с 12.09.2016 по 30.09.2016, с 23.04.2018 по 07.05.2018 - курсы повышения квалификации- в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев;
- обязать УПФР назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» с 11.09.2019.
Истец Сидорова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Ширшова С.Н. возражала по заявленным требованиям, ссылаясь на законность принятого ответчиком решения об отказе в установлении пенсии.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
В соответствии с п.1 ст.8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 данного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сидорова Е.В. 11.09.2019 обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с 30-летним стажем лечебной деятельности.
По результатам рассмотрения заявления 24.09.2019 решением УПФР № в установлении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и с несоблюдением п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». При исчислении стажа медицинской деятельности УПФР в стаж медицинской деятельности истца в календарном исчислении засчитан период с 06.03.1993 по 10.09.2019, за исключением периода по уходу за детьми, периодов курсов.
При этом не засчитаны в стаж медицинской деятельности следующие периоды: с 19.07.1994 по 30.09.1997 – период отпуска по уходу за детьми,
с 04.11.2002 по 05.12.2002, с 06.04.1998 по 22.05.1998, с 04.11.2002 по 05.12.2002, с 02.02.2010 по 02.03.2010, с 15.11.2011 по 27.12.2011, с 12.09.2016 по 30.09.2016, с 23.04.2018 по 07.05.2018 - курсы повышения квалификации.
Согласно указанному решению стаж медицинской деятельности истца, дающий право на досрочную назначение пенсии на 11.09.2019 составляет 22 года 09 месяцев 06 дней.
Из трудовой книжки истца следует, что с 16.03.1993 приказом № 56 от 15.03.1993 она принята на должность выездного фельдшера в <данные изъяты> (в последующем <данные изъяты> переименована МУЗ «<данные изъяты>. 11.02.2002 приказом № 32/к от 08.02.2002 переведена старшим фельдшером подстанции №4 Фокинского района. 01.10.2007 приказом №/к от 12.10.2007 переведена на должность фельдшера анестезиологии - реанимационной бригады в Брянскую городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи (в последующем - ГБУЗ <данные изъяты> ГАУЗ <данные изъяты>»), где работает по настоящее время в должности фельдшера анестезиологии - реанимации скорой медицинской помощи.
Истец просит о зачете периода работы в качестве фельдшера анестезиологии – реанимации в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи с 01.10.2007 по 10.09.2019 в льготном исчислении, а также о зачете периодов курсов повышения квалификации соответственно периодам работы – в календарном и льготном исчислении.
Рассматривая требования истца о зачете периода работы в качестве фельдшера анестезиологии – реанимации в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи с 01.10.2007 по 10.09.2019, суд исходит из следующего.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Закон о трудовых пенсиях), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила).
В силу п. 3 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений (далее – Список), засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которого трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
В указанный Список включены фельдшеры.Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях.
Как определено п. 5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в числе которых применение такого порядка к лицам, работавшим в соответствующих должностях в отделениях анестезиологии-реанимации (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.п. 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил. К числу таких должностей отнесены медицинские сестры.
Часть заявленных истцом периодов трудовой деятельности имели место до введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665. В этой связи суд учитывает, что согласно абзацу 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.Положениями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, устанавливалось, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления.
Отдельные из заявленных истцом периоды работы имели место после 01.11.1999. В свою очередь Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 был утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1). При этом законодательное определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем суд по аналогии руководствуется Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим до 1 декабря 2008 г., в соответствии с которой к медперсоналу отнесены фельдшеры. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.08.2007 № 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, в соответствии с которыми к профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал» отнесен «фельдшер».Аналогичным образом пунктом 17 Приказа Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов», утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 16.09.2016 № 708, к категории среднего медицинского персонала также отнесены фельдшеры.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы фельдшером бригады скорой неотложной медицинской помощи подлежит учету в страховой стаж в календарном порядке, медицинской сестрой анестезиологии - реанимации скорой медицинской помощи.Согласно трудовой книжке истца с 12.10.2007 по настоящее время она работает в должности фельдшера анестезиологии - реанимации скорой медицинской помощи в ГАУЗ «Брянская городская станция скорой медицинской помощи».
При этом согласно представленной ею должностной инструкции медицинской сестры-анестезиста (медицинского брата-анестезиста) выездной анестезиолого-реанимационной бригады, утвержденной 11.01.2009, на должность медицинской сетсры-анестезиста выездной анестезиолого-реанимационной бригады назначается фельдшер (медицинская сестра), имеющий подготовку по диагностике и лечению неотложных состояний, угрожающих жизни, владеющий современными методами интенсивной терапии терминальных состояний и реанимации, методикой ЭКГ-диагностики; во время дежурства подчиняется старшему врачу смены, фельшеру (медсестре) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, при работе во врачебной бригаде – непосредственно врачу-анестезиологу-реаниматологу анестезиолого-реанимационной бригады (п.п. 1.1, 1.9 инструкции).
Ввиду изложенного суд приходит к выводу, что период работы истца в качестве фельдшера анестезиологии – реанимации в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи с 01.10.2007 по 10.09.2019 подлежит включению в ее страховой стаж в льготном исчислении.
Рассматривая требования истца о зачете периодов курсов повышения квалификации, суд исходит из следующего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период трудовой деятельности Сидорова Е.В. проходила курсы повышения квалификации:
с 06.04.1998 по 22.05.1998 - на основании приказа по станции скорой помощи № от ДД.ММ.ГГГГ,
с 04.11.2002 по 05.12.2002 - на основании приказа по станции скорой помощи №/к от ДД.ММ.ГГГГ,
с 02.02.2010 по 02.03.2010 - на основании приказа по станции скорой помощи №/к от ДД.ММ.ГГГГ,
с 15.11.2011 по 27.12.2011 - на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ,
с 12.09.2016 по 20.10.2016 - на основании приказа по станции скорой помощи №/к от ДД.ММ.ГГГГ,
с 23.04.2018 по 07.05.2018 - на основании приказа по станции скорой помощи №254/к от 18.04.2018.
В указанные периоды за Сидоровой Е.В. сохранялась средняя заработная плата.
При этом период ее работы с 16.03.1993 по 30.09.2007 учтен УПФР в составе ее страхового стажа в календарном порядке, суд пришел к выводу о необходимости зачета периода работы с 01.10.2007 по 10.09.2019 в льготном исчислении.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), вступившего в действие с 01.02.2002, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Аналогичное положения предусматривались ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971, утратившего силу с 01.02.2002, - при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производилась выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Поскольку истец в указанные периоды находился в трудовых отношениях с лечебным учреждением, за ним сохранялся средний заработок и место работы, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях.
При этом периоды курсов с 06.04.1998 по 22.05.1998, с 04.11.2002 по 05.12.2002 подлежат включению в стаж в календарном исчислении, а с 02.02.2010 по 02.03.2010, с 15.11.2011 по 27.12.2011, 12.09.2016 по 20.10.2016, с 23.04.2018 по 07.05.2018 – в льготном исчислении.
Вместе с тем требования истца о понуждении УПФР к назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 11.09.2019, т.е. с даты обращения за ней, суд находит не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 23 Закона о страховых пенсиях пенсия, предусмотренная данным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем содня возникновения правана нее.
Как следует из представленного УПФР расчета, по состоянию на дату обращения в УПФР - 11.09.2019 - стаж лечебной деятельности Сидоровой Е.В. с учетом включения вышеуказанных периодов в календарном и льготном исчислении составляет 29 лет 3 месяца 3 дня.
В свою очередь в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону (применительно к рассматриваемой ситуации – 12 месяцев), но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Трудовую деятельность истец осуществляет с 16.03.1993 по настоящее время, в связи с чем требуемый 30-летний стаж она выработает 10.03.2020, страховая пенсия по старости истцу подлежит назначению с 10.09.2021.
С учетом изложенного суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сидоровой Елены Владимировны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе города Брянска (ГУ) (межрайонное) о включении в стаж для назначения пенсии по старости периодов работы, признании права на назначение пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии – удовлетворить частично.
Включить в стаж Сидоровой Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением льготного исчисления (1 год за 1 год и 6 месяцев):
период работы в качестве фельдшера анестезиологии-реанимации в ГАУЗ «Брянская городская станция скорой медицинской помощи» с 01.10.2007 по 10.09.2019,
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.02.2010 по 02.03.2010, с 15.11.2011 по 27.12.2011, с 12.09.2016 по 30.09.2016, с 23.04.2018 по 07.05.2018.
Включить в стаж Сидоровой Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.1998 по 22.05.1998, с 04.11.2002 по 05.12.2002 в календарном исчислении.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его изготовления.
Председательствующий по делу,
судья Бежицкого районного суда г.Брянска С.В. Козлова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.01.2020.
Председательствующий по делу,
судья Бежицкого районного суда г.Брянска С.В. Козлова