ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июля 2015 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Марченко О.С., Важениной Н.С.
при секретаре Сокур М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.М.В., К.Е.В. в лице законного представителя К.М.В. к войсковой части ..., жилищной комиссии войсковой части ... о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе К.М.В.
на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав представителя войсковой части ... - Р.В.С., К.М.В., представителя К.М.В. – Т.И.Н., судебная коллегия,
установила:
К.М.В., К.Е.В. в лице законного представителя К.М.В. обратились в суд с настоящим иском, указав, что К.М.В. является вдовой погибшего военнослужащего К.В.В.., который проходил военную службу по контракту в войсковой части № в должности начальника склада артиллерийского вооружения и боеприпасов взвода материального обеспечения роты материального и технического обеспечения. К.В.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении своих обязанностей. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Она неоднократно обращалась в в/часть с просьбой поставить ее и дочь на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как члену семьи погибшего военнослужащего. Ей было отказано в постановке на учет по той причине, что погибший военнослужащий на момент смерти не имел продолжительности военной службы 20 лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ К.М.В. отказано в удовлетворении требований о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Считает, что нарушено ее право на обеспечение жилым помещением как члена семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы.
Просит возложить обязанность на жилищную комиссию в/части № принять К.М.В., К.Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как членов военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, обязать войсковую часть № предоставить К.М.В. во внеочередном порядке жилое помещение для постоянного проживания в черте <адрес> на состав семьи из трех человек не менее 54 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Восточного регионального командования внутренних войск МВД России.
В судебном заседании истец К.М.В., действующая также в интересах несовершеннолетней К.Е.В., ее законный представитель на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части № против заявленных требований возражал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель жилищной комиссии войсковой части № против иска возражал по аналогичным доводам.
Представитель третьего лица Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России возражал против удовлетворения иска.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась К.М.В., ею подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № ФЗ-76 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Положениями п. 3.1 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В п. 29 Постановления от 29.05.2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, данная норма закрепляет для вышеуказанных лиц право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
При этом в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего являются признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти) военнослужащего.
Необходимым условием для сохранения права на обеспечение жилыми помещениями за членами семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения службы является наличие статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий при жизни военнослужащего и в порядке, предусмотренном Инструкцией «О предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 № 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти», в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
По смыслу приведенных норм права, обеспечению жилыми помещениями подлежат члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что К.В.В. в период прохождения военной службы не изъявил своего желания быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер для признания в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не принял.
Как следует из материалов дела, истцы проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы по в\ч №, где проходил службу К.В.В. по день смерти.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что командованием в\ч № К.В.В. было предоставлено спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с прохождением им военной службы.
Таким образом, К.В.В. был обеспечен служебным жильем на весь срок службы.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что семья погибшего военнослужащего К.В.В. при его жизни нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и руководствуясь положениями ст. 15, 15.1 «О статусе военнослужащих» обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что право истца на получение жилого помещения производно от прав ее мужа, который при жизни не высказал своего желания улучшить жилищные условия.
Кроме того, суд правильно пришел к выводу, отказывая истцу в удовлетворении исковых требованиях о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, т.к. ни воинская часть №, ни ЖК воинской части 6890 не наделены правом на предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, а также не имеют жилищного фонда для предоставления таких жилищных помещений.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу К.М.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: