КОПИЯ
Дело № 12-134/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Надым 13 июля 2020 года
Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., при секретаре Николаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования Кутопьюганское на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.В. Шустовских от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.В. Шустовских от 19 мая 2020 года Администрация МО Кутопьюганское признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, и.о. Главы Администрации МО Кутопьюганское подана жалоба, в которой просил постановление отменить, считая его незаконным, и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что нa территории села Нори на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен*, расположен объект размещения твердых коммунальных отходов. Правоотношения, возникающие при размещении отходов производства и потребления, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По мнению Администрации МО Кутопьюганское, у Администрации отсутствуют основания и обязанность по внесению указанных сведений в ГРОРО. 05 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 483-Ф3 «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»». В соответствии с данным правовым актом, статья 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ дополнена пунктом 8 следующего содержания: «До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации». Данной нормой федеральный законодатель установил переходный период в сфере обращения с отходами производства и потребления, поскольку на момент начала реализации «мусорной реформы» и начала деятельности региональных операторов не все публично-правовые образования, на территории которых находятся объекты размещения отходов, обеспечили оформление в отношении них всей необходимой документации. Иными словами, признан факт необходимости предоставления дополнительного времени для подготовки инфраструктуры к реализации Федерального закона № 89-ФЗ. В отношении спорного объекта размещения ТКО не оформлена документация, предусмотренная законодательством РФ, срок начала его фактической эксплуатации – до 01.01.2019 года. Следовательно, сведения об объекте размещения ТКО подлежат включению в региональный перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, и в отношении указанного объекта не действует норма п. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ о необходимости внесения в ГРОРО. Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не осуществляет эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов, который не является объектом муниципальной собственности.
Представитель Администрации МО Кутопьюганское в лице Главы, в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. Направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Должностным лицом, вынесшим постановление, направлен отзыв на жалобу, в котором просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан доводами жалобы.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.05.2020 года, Администрация МО Кутопьюганское признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Федеральным законом № 483-ФЗ от 25.12.2018 года «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», действующим с 05.01.2019 года, установлено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 8 статьи 29.1 указанного Федерального закона установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, объект размещения твердых коммунальных отходов (далее объект размещения ТКО), расположенный на территории села Нори, на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен*, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В материалы дела об административном правонарушении представлена характеристика объекта размещения отходов (ОРО) «открытая площадка с грунтовым покрытием» по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году, подписанная Главой муниципального образования Кутопьюганское. В графе «Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) эксплуатирующем ОРО» указана Администрация МО Кутопьюганское. Дата ввода объекта в эксплуатацию 05.09.2017 года.
Указанный объект введен в эксплуатацию на основании Распоряжения Администрации МО Надымский район от 05.09.2017 года № 1299-р.
Заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации подано Администрацией МО Кутопьюганское в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО 28 октября 2019 года.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года № 303 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, который устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в Перечень, внесения изменений в Перечень. Приказ действует с 31.05.2019 года.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 года № 101-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 – 2025 годов.
В приложении № 5 к Территориальной схеме перечислены объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать для размещения ТКО до 01 января 2023 года на основании п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе, свалка, расположенная на территории села Нори.
Исходя из вышеуказанных положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд приходит к выводу, что запрет на размещение отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, не распространяется на период до 01.01.2023 года.
При указанных обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации МО Кутопьюганское подлежит отмене.
Таким образом, исследованные материалы дела, свидетельствуют об отсутствии в действиях Администрации МО Кутопьюганское состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Также заслуживают доводы жалобы Администрации МО Кутопьюганское, что спорный объект размещения ТКО не попадает под определения объекта размещения отходов, объекта хранения отходов, установленные ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку не является специально созданным или оборудованным сооружением, в отношении него не осуществлялось строительство на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объект размещения ТКО фактически расположен на поверхности земельного участка, на грунтовой площадке открытого типа, куда вывозится бытовой мусор, образовавшийся в процессе жизнедеятельности поселения, он не оборудован какими-либо структурными элементами, конструкциями, инженерными сооружениями.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года № 792, утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.
В силу п. 16 Порядка, государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Учитывая, что спорный объект не может быть отнесен к объектам размещения отходов, соответствующих действующему законодательству, то он не подлежит включению в ГРОРО.
Положения п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ наделили объекты, подобные спорной свалке, отдельным статусом объектов размещения отходов, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, уполномочив соответствующие публичные органы включить их в региональный перечень объектов размещения отходов, отличный от ГРОРО.
В дальнейшем такие объекты должны быть выведены из эксплуатации (рекультивированы) либо приведены в соответствие с действующим законодательством и включены в ГРОРО.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление подлежит отмене, производство по делу в отношении Администрации МО Кутопьюганское подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 12-134/2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.