Дело № 2-181/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2018 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего (федерального судьи) Михаленкова Д.А.,
с участием помощника прокурора г. Десногорска Учиной Л.А.,
представителя истца Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области по доверенности Романовой О.В.,
представителя ответчика Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области по доверенности Логиновой О.Е.,
при секретаре Матвеенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «г. Десногорск» обратилась в суд с иском к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области (далее Десногорский РОСП УФССП по Смоленской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование заявленного требования, что 20.11.2017, в рамках исполнительного производства № 8097/17/67024-ИП, заместитель начальника Десногорского РОСП Логинова О.Е. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее - Администрация) в размере 50000 рублей 00 копеек по неисполнению Администрацией решения Десногорского городского суда по делу 2а-153/2017 об обязании Администрации в течение одного месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о принятии на учет в качестве безхозной недвижимой вещи объекта электросетевого хозяйства - участок электросети ВЛ-110 кВ №№108,808 от опоры 226 до подстанции «Десногорск».
Администрация муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета. Бюджет муниципального образования «город Десногорск» является дотационным, в связи с чем, затруднено финансирование и соответственно, решение суда исполнить в срок не представляется возможным.
Администрация считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательствапо возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по своевременному надлежащему исполнению решения суда не было.
С момента вступления в законную силу решения суда Администрацией были предприняты следующие меры по исполнению решения: направлены запросы и получены ответы о стоимости кадастровых работ по формированиюземельного участка в специализированные организации; направлены запросы и получены ответы об отсутствии сведений об объекте в реестре федерального имущества и в реестре государственной собственности Смоленской области; впорядке межведомственного взаимодействия, было подано заявление на государственнуюрегистрацию прав - постановка на учет безхозяйных недвижимых вещей,по результатам которого регистрация приостановлена до 07.03.2018.
Помимо всего вышеперечисленного, считает, что уплата Администрацией муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области исполнительского сбора нецелесообразна, так как в указанном случае денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет бюджетной системы РФ.
Учитывая особенности контрактной системы закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяющих наличие объективных причин и отсутствие вины Администрации в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, Администрация не может быть признана виновной, поскольку были предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда.
Просит освободить Администрацию муниципального образования «г. Десногорск» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Администрации МО – Романова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что исполнить решение суда в установленные сроки, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект электросетевого хозяйства – участок электросети ни теоритически ни практически невозможно, поскольку прежде чем обратиться с указанным заявлением необходимо выполнять ряд действий, в том числе произвести межевальные и кадастровые работы, собрать необходимый пакет документов, для чего требуется значительно больше времени, чем указано в решении суда. Так в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» необходимо отправить запросы об отсутствии зарегистрированных прав на указанный объект в ТУ Росимущества по Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управление Росреестра по Смоленской области, что по времени занимает около месяца; необходимо определить характеристики объекта: вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости, площадь и т.д.; направить запросы в несколько организаций на выполнение кадастровых и межевых работ, с последующей постановкой на учет в ГКН, что занимает около 1 месяца; разместить аукционную документацию на сайте и провести электронный аукцион, на что требуется около 2 месяцев; заключить муниципальный контракт с победителем аукциона на выполнение кадастровых работ, срок выполнения которых зависит от условий подрядчика и составляет около 3-4 месяцев. И только после выполнения вышеперечисленных действий подаются документы в Управление Росреестра по Смоленской области о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, что ими и было сделано в декабре 2017 года. Считает, что решение не исполнено в установленные сроки по независящим от них причинам, в связи с чем, просит освободить истца от уплаты исполнительского сбора.
Представитель ответчика Десногорского РОСП УФССП по Смоленской области –Логинова О.Е. исковые требования не признала, при этом пояснила, что действительно заявление Администрацией было подано 06.12.2017г., при этом согласно решения суда они должны были обратиться с данным заявлением не позднее 30.06.2017г. В связи с чем, считает, что вынесенное ею постановление о наложении исполнительского сбора является законным.
Помощник прокурора г. Десногорска Учина Л.А. считает, что в удовлетворении исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора необходимо отказать, поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного листа выполнены не были, но при этом возможно снизить установленный законом размер исполнительского сбора на 25%.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частями 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ № 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 данного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что решением Десногорского городского суда от 24.04.2017 исковые требования прокурора г. Десногорска удовлетворены, в том числе Администрация муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области обязана в течение месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Смоленской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект электросетевого хозяйства - участок электросети ВЛ-110 кВ №№ 108, 808 от опоры № 226 до подстанции «Десногорск» (л.д. 20-22). Данное решение в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 30.05.2017г. На основании исполнительного листа, выданного по данному делу в вышеуказанной части, Десногорским РОСП 08.06.2017г. было возбуждено исполнительное производство № 8097/17/67024-ИП в отношении Администрации МО «г. Десногорск» с предоставлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (л.д. 8). Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена представителем должника 14.06.2017г., что подтверждается соответствующей записью в постановлении о возбуждении исполнительного производства (л.д. 29), соответственно срок для добровольного исполнения исполнительного документа с учетом выходных истек 21.06.2017г.
В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного листа, заместителем начальника отдела Логиновой О.Е. 20.11.2017г. вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «г. Десногорск» исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д. 9).
Администрацией МО «г. Десногорск» предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательств, установленных решением суда, - был сделан запрос о стоимости кадастровых работ по формированию земельного участка и получен на него ответ, направлены запросы в соответствующие организации об отсутствии (наличии) зарегистрированных прав на указанный в решении суда объект и получены на них ответы, подано 06.12.2017г. заявление на государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного имущества, указанного в решении суда от 24.04.2017г. В настоящее время государственная регистрация принятия на учет бесхозяйного имущества: участка сети ВЛ 110 кВ № 108/808 от опоры № 226 до ПС Десногорск приостановлена, в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о данном объекте. Данные обстоятельства подтверждаются ответом ООО «Агентство оценки Ковалевой и компании» от 26.01.2018г. (л.д. 10) о стоимости кадастровых работ объекта электросетевого хозяйства - участка сети ВЛ 110 кВ № 108/808 от опоры № 226 до ПС Десногорск; сообщением ТУ Росимущества в Смоленской области от 27.04.2017г. об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о запрашиваемом объекте (л.д. 15), сообщением Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области о том, что запрашиваемый объект в реестре государственной собственности Смоленской области не значится (л.д. 16), скриншотом с указанием данных о подаче заявления на государственную регистрацию права постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (л.д. 17-18), уведомлением о приостановлении государственной регистрации (л.д. 19).
При этом, ссылка истца о том, что Администрацией во исполнение решения суда был произведен ряд действий, а именно: были сделаны запросы в специализированные организации о стоимости кадастровых работ по формированию земельного участка и получены на них ответы суд считает несостоятельной, поскольку направление запросов Администрацией было произведено до вынесения решения, что подтверждается ответами ИП Хомяковой А.М. от 21.04.2017г. со ссылкой на дату запроса от 19.04.2017г. (л.д. 11), Десногорского производственного участка АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 24.04.2017г. со ссылкой на дату запроса от 19.04.2017г. (л.д. 12), ООО «Бином» от 21.04.2017г. на запрос от 15.04.2017г. (л.д. 13), ООО «Агентство оценки Ковалевой и компании» от 24.04.2017г. на запрос от 19.04.2017г. (л.д. 14).
Рядом представленных документов подтверждается, что Администрацией МО «г. Десногорск» предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, но оно своевременно не исполнено.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 74 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размерисполнительского сборане более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либоосвободитьдолжника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размераисполнительского сбораилиосвобожденииот его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (п. 75 Постановления).
Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве) (п. 78 Постановления).
По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78 Постановления).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сборпредставляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54, 55 КонституцииРоссийской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, когда Администрацией МО «г. Десногорск» в установленный срок требования исполнительного документа не исполнены, а у заместителя старшего судебного пристава Логиновой О.Е. имелись все правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора, размер которого соответствует требованиям законодательства, учитывая длительность неисполнения решения суда, а также то, что отсутствие у Администрации необходимых денежных средств не может являться основанием дляосвобождения от взысканияисполнительского сбора, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности, так как обязанности, указанные в решении суда, входят в компетенцию органа местного самоуправления, который должен был заранее планировать расходную часть бюджета для осуществления своих функций, то суд не находит оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В то же время, учитывая степень вины Администрации МО «г. Десногорск» в неисполнении в установленный законом срок исполнительного документа и решения суда, имущественное положение должника, принятие мер к исполнению решения суда, а также учитывая, что для исполнения решения суда в части обращения в течение месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Смоленской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект электросетевого хозяйства - участок электросети ВЛ-110 кВ №№ 108, 808 от опоры № 226 до подстанции «Десногорск» в силу Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015г. №931необходимо производство ряда действий (провести межевание и кадастровые работы), требующих значительных временных затрат, а также принимая во внимание особенности контрактной системы закупок, предусмотренныхФедеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующие определенного времени, с учетом положений ч. 7 ст. 112 ФЗ № 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника Десногорского РОСП УФССП по Смоленской области от 20.11.2017г. не более чем на одну четверть размера, установленного ч. 3 ст. 112 данного Федерального закона, то есть до 37500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.11.2017░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 8097/17/67024-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 08.06.2017░., ░ 50000(░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░░37500(░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.