№2-1-802/2020 №1-109/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.09.2020 г. г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярушиной А. С. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области « Красноуфимский центр занятости» о признании незаконным отказ в регистрации в целях поиска подходящей работы, назначении пособия, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ярушина А.С. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области « Красноуфимский центр занятости» (далее ГКУ « Красноуфимский ЦЗ»), указав, что с 01.02.2020 г. она не работает, обучается на заочном отделении УРГПУ г. Екатеринбург. В связи с потерей работы 23.04.2020 для получения пособия по безработице она зарегистрировалась на сайте Госуслуг, получила CMC и заполнила все необходимые и требуемые на тот момент сведения. Номер регистрации заявления 651768.В мае 2020 года, на ее обращение из ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» пришёл ответ, что ей отказано в назначении пособия по безработице, в связи с тем, что она является учащейся УРГПУ, и относится к категории занятых, в связи с чем не может быть признана безработной. Сведения об обучении на заочной форме были переданы работнику ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» устно по телефону 8-343-94-7-60-24, а не при регистрации и заполнении формы на сайте. После отказа она позвонила в ГКУ «Красноуфимский ЦЗ», сотрудник разъяснила по телефону, что если она учится заочно и ранее работала, то пособие по безработице ей не положено. В конце мая 2020 она вновь зарегистрировалась в центре занятости, и с 12.06.2020 признана безработной, ей начислено пособие. Считает, что ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» нарушил ее права, незаконно и без оснований отказал в признании безработной в период с 23.04.2020 г. по 12.06.2020г. Действия ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» причинили ей моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с отсутствием средств для существования в трудное время. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» в пособии и регистрации ее с 23.04.2020 гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и далее, не позднее 11 дней, признании безработным; обязать ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» вынести решение о признании ее с 23.04.2020 г. гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и далее, не позднее 11 дней, признать безработным и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 № 844 начислить пособие с 23.04.2020 г. по 12.06.2020 г.; взыскать в ее пользу с административного ответчика в возмещение морального вреда 1000 руб.
Истец Ярушина А.С. судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ответчика ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» Мерзлякова И.Н. и Егорова О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали. Мерзлякова И.Н. суду показала, что у них нет личного приема, поэтому Ярушина А.С. обратилась в ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» через личный кабинет с заявлением на выплату пособия по безработице. К заявлению было прикреплено резюме. В заявлении и резюме было указано, что Ярушина А.С. обучается в УрГПУ, год окончания обучения 2024. Для уточнения сведений о форме обучения специалист Центра занятости связался с Ярушиной А.С. Ярушина А.С. сообщила, что обучается заочно, но подтверждающий документ не представила. Поэтому ей было отказано в постановке на учете и назначении пособия. Позднее Ярушина А.С. вновь обратилась с заявлением, но уже не указывала сведения об обучении, поэтому ей было назначено пособие по безработице.
Представитель ответчика ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» Егорова О.Ю. в судебном заседании показала, что отказывая в выплате пособия по безработице Центр занятости действовал в соответствии с законом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон от 19.04.1991 N 1032-1) государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице.
Получение пособия по безработице обусловлено постановкой гражданина на учет в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного.
Порядок, условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 8 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891"О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан".
Кроме того, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы по 31 декабря 2020 г. применяются Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460) (далее - Временные правила).
В соответствии с п. 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил: регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Стороной ответчика не оспаривается, что 23.04.2020г. Ярушина А.С. через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратилась в ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» с заявлением на выплату пособия по безработице. В заявлении Ярушина А.С. сообщила свои персональные данные, сведения о предыдущих местах работы, об обучении в УрГПУ до 2024г.
Также вместе с заявлением истцом представлено резюме.
Однако Ярушиной А.С., зарегистрированной 23.04.2020г., в назначении пособия по безработице, признании безработной, было отказано, в связи с тем, что она является учащейся УрГПУ, то есть относится к категории занятых граждан (ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. « О занятости населения в Российской Федерации»). В отказе также было указано, что на основании положения ч.3 ст. 3 вышеуказанного закона безработными не могут быть признаны граждане, относящиеся к категории занятых (л.д.6).
Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 8 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане: обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Представителями ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что Ярушина А.С. сообщала им по телефону, что она обучается в УрГПУ по заочной форме обучения.
Согласно п. 4 Временных правил Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных положений Временных правил, именно на Центры занятости возложена обязанность запрашивать с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доказательств того, что ГКУ « Красноуфимский ЦЗ» запрашивались какие –либо сведения в отношении Ярушиной А.С. суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным отказ ответчика в назначении пособия истцу, регистрации в целях поиска подходящей работы, признании безработной по основаниям, указанным в отказе ( л.д.6).
Также суд учитывает, что п.9 Временных правил установлен только один случай отказа Центром занятости гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного, это в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме.
Однако, ответчиком не представлено доказательств представления истцом недостоверных сведений в заявлении.
При рассмотрении требования о возложении обязанности на ГКУ «Красноуфимский ЦЗ» вынести решение о признании Ярушиной А.С. с 23.04.2020 г. гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и далее, не позднее 11 дней, признать безработным и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 № 844 начислить пособие с 23.04.2020 г. по 12.06.2020 г. суд исходит из следующего.
В соответствии с п.7 Временных правил: при наличии в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, для замещения которых работодатель согласен на проведение собеседования в электронной форме и которые являются подходящими для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, центры занятости населения в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы формируют 2 предложения подходящей работы, в электронной форме уведомляют граждан и предлагают им в течение 3 дней со дня их выдачи в дистанционном режиме пройти собеседование с работодателем.
Согласно п. 8 Временных правил решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
В силу абзаца 3 п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно п.11,12 Временных правил: решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.
Учитывая, что решение вопроса о признании гражданина зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, признании безработным и начислении пособия относится к исключительной компетенции органов центра занятости, то оснований для удовлетворения судом данного требования не имеется.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда.
Учитывая цель обращения истца к ответчику с требованием о признании безработным, получение пособия, то суд считает, что в данном случае имело место нарушение имущественных прав истца, которое не порождает право требования компенсации морального вреда ввиду отсутствия об этом прямого указания в Законе от 19.04.1991 N 1032-1.Из закрепленного в вышеуказанном законе понятия занятости следует, что меры по содействию занятости граждан, осуществляемые соответствующими службами, направлены на получение гражданами трудового дохода, то есть на защиту их имущественных прав.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярушиной А. С. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области « Красноуфимский центр занятости» Ярушиной А. С., зарегистрированной 23.04.2020г. в назначении пособия, регистрации в целях поиска подходящей работы, признании безработной. В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -09.09.2020г.
Судья- С.А.Бунакова.