Дело № 2-78/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербиной Т.С. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г. Сортавала», Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Сортавальская Центральная Районная Больница» о взыскании компенсации за изготовление и ремонт зубных протезов,
установил:
Дербина Т.С. обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Сортавала с исковым заявлением о взыскании с Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Сортавала» (ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавала») компенсации за изготовление и ремонт зубных протезов в размере 21100 рублей. В обоснование иска указано, что Дербина Т.С. имеет два статуса, позволяющие пользоваться мерами социальной поддержки, а именно: ветеран труда и мать погибшего (умершего) ветерана боевых действий. В мае 2017 года истец обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» за направлением на получение мер социальной поддержки, в чем ей было отказано. Истец вынуждена заключить договор № 1234 от 21 августа 2018 года на оказание стоматологических услуг на платной основе у ИП Спиричева О.В., за выполненную работу оплатила 21100 руб. Учитывая статус ветерана труда, позволяющий получить меры социальной поддержки, обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» о выплате компенсации за понесенные расходы по зубопротезированию, однако получила отказ. Ссылаясь на положения ФЗ «О ветеранах», Закона РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», постановления Правительства РК № 1 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки», просит взыскать с ответчика указанные расходы.
26 ноября 2018 года Дербина Т.С. требования уточнила. Просит признать незаконным решение ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» № 3345 от 18 мая 2017 года об отказе в представлении мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Сортавальская Центральная Районная Больница» (ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ») компенсацию за изготовление зубных протезов в сумме 21100 руб., судебные расходы просила взыскать пропорционально с обоих ответчиков в размере 4833 руб.
На основании определения мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала от 26 ноября 2018 года гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение в Сортавальский городской суд Республики Карелия.
В последующем истец исковые требования уточнила, просила взыскать с ГБУЗ РК «Сортавальская Центральная Районная Больница» компенсацию за изготовление зубных протезов в сумме 9723 руб.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковых требованиях.
Представитель ответчика - ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Сортавала», - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на доводы иска, из которого следует, что ответчик исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени имеете рассмотрения дела извещены. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Камсула В.И. с доводами иска не согласился.
Представитель третьего лица - Министерство социальной защиты Республики Карелия, - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен письменный отзыв на доводы иска.
Третье лицо - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное), - в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своего представителя, представлен письменный отзыв на доводы иска.
Представитель третьего лица - Министерство здравоохранения Республики Карелия, - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен письменный отзыв на доводы иска.
ИП Спиричева О.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы гражданского дела, материалы гражданского дела № 2-881/2013, пенсионное дело № А018990, амбулаторную медицинскую карту стоматологического пациента, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - «Закон о ветеранах») предусмотрена такая категория граждан, как ветераны труда (ст. 1), и предусмотрен перечень мер их социальной защиты. Согласно п. 1 ст. 9 Закона о ветеранах реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что определение мер социальной поддержки ветеранов труда отнесено к ведению субъектов Российской Федерации с возложением на них соответствующих финансовых обязательств (п. 2, 3.1 ст. 26.3).
В Республике Карелия меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются в соответствии с Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Закон № 827-ЗРК), в соответствии с которым правом на предоставление социальной поддержки пользуются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31декабря 2004 года (п. 1 ст. 2).
Исходя из ст. 3 Закона № 827-ЗРК социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1, 2, 4-9 ст. 2, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний, в соответствии с перечнем стоматологических услуг, перечнем ортопедических стоматологических протезов, аппаратов и приспособлений для бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, утверждаемыми Правительством Республики Карелия.
Согласно ст. 4 Закона лицам, указанным в пунктах 1-12 ст. 2 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований. Лицам, указанным в пунктах 1-12 ст.2, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом предоставляются в случае, если указанные лица не имеют права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Порядок).
Порядок устанавливает, в том числе, правила предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
В соответствии с п.п. 15-18.4 Порядка меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов ветеранам труда Республики Карелия предоставляются государственными учреждениями здравоохранения Республики Карелия, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 445 от 16 марта 2015 года «Об организации работы по реализации постановления Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года № 45-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П» утвержден перечень государственных учреждений, предоставляющих меры такой социальной поддержки.
Для получения мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданин должен обратиться в государственное учреждение социальной защиты - центры социальной работы городов и районов республики по месту жительства с заявлением о представлении ему мер социальной поддержки, предъявляя паспорт. В целях обеспечения права гражданина на выбор государственного учреждения для получения мер социальной поддержки центр незамедлительно информирует гражданина о месте нахождения государственных учреждений здравоохранения и количестве обратившихся в них граждан. В течение пяти рабочих дней центр принимает решение о выдаче направления на получение мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в одно из государственных учреждений по выбору гражданина либо отказывает в выдаче направления, если гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пунктах 1-9 ст. 2 Закона № 827-ЗРК. В случае выдачи направления гражданин в течение месяца со дня его получения обращается в государственное учреждение здравоохранения для бесплатного зубопротезирования. Срок действия направления - один месяц, однако, истечение срока его действия не препятствует повторному обращению гражданина за получением направления.
Государственное учреждение здравоохранения в течение месяца со дня обращения гражданина определяет наличие медицинских показаний для зубопротезирования и дату оказания медицинской помощи в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 декабря 2011 года №1496н.
Установлено, что истец Дербина Т.С., <Дата обезличена> с <Дата обезличена> является пенсионером по старости (удостоверение № 224 от 08 октября 2004 года).
Дербина Т.С. зарегистрирована в базе данных по двум льготным основаниям: как ветеран труда, что подтверждается удостоверением В № 1220505 от 18 декабря 2006 года, и как член семьи (родитель) погибшего (умершего) военнослужащего (удостоверение В№140542 выдано 14 января 2010 года).
Для граждан - родителей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, состоящих в Федеральном регистре, меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со ст. 21 Закона «О ветеранах».
Согласно ч.1 ст. 21 Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий предоставляются, в том числе, следующие меры социальной поддержки: сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации; первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего).
В соответствии со ст. 4 Закона № 827-ЗРК гражданам, имеющим право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований. Аналогичная норма содержится в ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ введена новая мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата, компенсирующая ранее получаемые льготы (предусмотренные Законом о ветеранах (в редакции, действующей до 01 января 2005 года, льготы в натуральной форме признаны утратившими силу, введена новая мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата, компенсирующая ранее получаемые натуральные льготы).
Из материалов пенсионного дела Дербиной Т.С. следует, что меры социальной поддержки предоставляются Дербиной Т.С., как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, в соответствии со ст. 21 Закона о ветеранах, что подтверждается личными заявлениями Дербиной Т.С. от 27 декабря 2010 года о переходе на льготы умершего сына военнослужащего, на основании которых ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» приняты решения № 257 и № 31 от 27 декабря 2010 года о предоставлении Дербиной Т.С. мер социальной поддержки - выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с переходом на категорию родитель погибшего ветерана боевых действий.
В мае 2017 года истец обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавала» с заявлением за получением информации о месте нахождения государственных учреждений здравоохранения, оказывающих услуги по зубопротезированию, и количестве обратившихся в них граждан, то есть, за направлением, обозначенным в п. 16 вышеуказанного Порядка.
ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» в своем ответе от 18 мая 2017 года Дербиной Т.С. отказало в выдаче направления со ссылкой на то, что лицам, имеющим право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований.
21 августа 2018 года Дербина Т.С. заключила договор № 1234 с ИП Спиричева Ю.В. на оказание стоматологических услуг на платной основе.
В августе 2018 года ИП Спиричева О.В. оказаны Дербиной Т.С. услуги по зубопротезированию без применения драгоценных металлов и металлокерамики на общую сумму 21100 рублей, что подтверждается планом лечения, справкой от 16 ноября 2018 года о нуждаемости Дербиной Т.С. в зубопротезировании, гарантийным талоном от 16 сентября 2018 года, актом № 1234 от 16 сентября 2018 года, квитанциями ИП Спиричева О.В. о получении от Дербиной Т.С. денежных средств на общую сумму 21100 руб.
Судом установлено, что учреждение, в котором истице были оказаны услуги по зубопротезированию, не является государственным учреждением здравоохранения, и в Перечне государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия, предоставляющих меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов гражданам, не указано.
Согласно прейскуранту цен на изготовление зубных протезов ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» стоимость аналогичных услуг в государственном учреждении составляет 9723 руб.
Истец полагает указанные суммы подлежащими взысканию с ответчиков, поскольку, обладая статусом ветерана труда, имеет право на меру социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования.
Между тем, поскольку истец получает ежемесячную денежную выплату как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего, право на одновременное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 3 Закона №827–ЗРК РК истец не имеет.
Иное не вытекает и из взаимосвязанных положений пунктов 1, 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Так, согласно пункту 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Вместе с тем, п. 2 указанной нормы подлежит применению по смыслу и во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 23.1, устанавливающими, что право на ежемесячную денежную выплату имеют лица, перечисленные в ней, в частности, инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 закона; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, среди которых ветераны труда не поименованы.
При этом пунктом 3 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Следует также отметить, что истец обращалась с заявлением в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавала» в мае 2017 года, отказ ответчика не обжаловала ни в Министерство социальной защиты Республики Карелия, ни в судебном порядке. Получила стоматологические услуги на платной основе по прошествии времени, в августе 2018 года, не обращаясь за выдачей направления в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавала» в соответствии с предусмотренным Порядком.
Возможность бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов для отдельных категорий граждан путем реализации права на получение соответствующей меры социальной поддержки в соответствии с Порядком не лишает его права получить данную платную медицинскую услугу, самостоятельно выбрав медицинскую организацию, врача. В данном случае Дербина Т.С. не воспользовалась правом на бесплатное изготовление зубных протезов, получила медицинскую услугу в самостоятельно выбранной организации.
Положения ранее действовавшего порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (до внесения в него изменений 17 февраля 2015 года) были признаны не соответствующим Конституции Республики Карелия той мере, в какой они не обеспечивают реализацию права на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 декабря 2014 года).
В ранее действовавшей редакции Порядок предусматривал возможность возмещения гражданину расходов на зубопротезирование в случае отсутствия по месту жительства гражданина лечебно-профилактического учреждения, оказывающего услуги по зубопротезированию при предъявлении в Центры документов, подтверждающих факт получения им услуги на территории Республики Карелия за собственный счет (пункт 18). В ныне действующей редакции Порядка такая возможность отсутствует.
В соответствии с внесенными 17 февраля 2015 года изменениями в Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, Центр не осуществляет возмещение расходов, связанных с предоставлением лечебно-профилактическими учреждениями услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, и не является получателем бюджетных средств на указанные цели.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 15.07.2017 № 1019-0-0 и от 22.03.2011 № 443-0-0).
Из содержания изложенных норм права следует, что в них закреплено право гражданина на выбор основания для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он имеет право на получение мер социальной поддержки по разным основаниям, приведенные правовые нормы не предусматривают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Доводы истца Дербиной Т.С. о том, что ей не были известны и своевременно разъяснены порядок получения бесплатных услуг по зубопротезированию, являются несостоятельными, ничем не подтверждены.
Ссылка истца на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала РК мирового судьи судебного участка № 1 г.Сортавала РК от 04 октября 2013 года, которым аналогичные исковые требования Дербиной Т.С. были удовлетворены, несостоятельна, поскольку на период указанного судебного решения Дербиной Т.С. предоставлялись меры социальной поддержки по основанию «ветеран труда».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2019 года.