Решение по делу № 8Г-20092/2023 [88-25958/2023] от 19.06.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-25958/2023

УИД 34RS0008-01-2022-004632-60

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                  18 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Мотиной И.И., Черкасовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску               ФИО1 к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании отказа комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда незаконным, признании права на доплату за классный чин и возложении обязанности по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01.03.2023.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда, в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать отказ комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ФИО1 право на доплату за классный чин действительного муниципального советника первого класса в сумме 6 247 руб. с ДД.ММ.ГГГГ и 7185 руб. с ДД.ММ.ГГГГ применительно к п.3.4. Положения, утвержденного Волгоградской городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ 57/1441, а также просила обязать администрацию Волгограда и комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда произвести ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет пенсии за выслугу лет на основании решений Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснений Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , установив ее с ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 206,3 руб., с ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 107,65 руб. и с января 2022 года – в размере 64 526,22 руб.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 20.10.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01.03.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на неверное применение судами норм законодательства о порядке перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальных служащих. Указывает, что имеет право на перерасчет пенсии в соответствии с нормами законодательства Волгоградской области.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, письмом председателя комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 было отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет, назначенной ей ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ранее замещаемой ею должностью заместителя главы Советского района г. Волгограда.

Обращаясь в суд с иском ФИО4 указывала, что ей необоснованно было отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет, поскольку решением Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 «Об утверждения Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» было утверждено иное денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда, в связи с чем истец полагала, что она в соответствии с п. 6.1. Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещающим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , имеет право на перерасчет ранее назначенной пенсии с учетом нового денежного содержания муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Волгограда, который предусмотрен решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , поэтому произвести ей перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом установленных новых должностных окладов по ее должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 120 руб. с ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 938 руб. с учетом доплаты за классный чин до ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 247 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ – 7 185 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленной ФИО1 страховой пенсии. Условия и порядок такой выплаты определяются актами органов местного самоуправления, в связи с чем изменения решением Волгоградской областной Думы от 09 ноября 2016 года № 49М471 денежного содержания муниципальных служащих органов местного самоуправления города Волгограда (введение новых должностных окладов и надбавки за классный чин), применяемого к пенсиям за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав ФИО1, и не влечет у ответчика обязанности по перерасчету пенсии.

Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от                                06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от                                   15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда и лицам, замещавших должности в органах государственной власти и управления Волгограда определены Положением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2088 года № 57\1441 (далее – Положение).

Пенсия за выслугу лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от              28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

Согласно п. 6.1 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещающим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от                                06 февраля 2008 года №57/1441, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится комитетом в случае: увеличения стажа муниципальной службы; изменения должности после назначения пенсии за выслугу лет исходя из ежемесячного денежного вознаграждения (денежного содержания, заработной платы) или ежемесячного денежного содержания (заработной платы) по замещаемой муниципальной должности (должности муниципальной службы); изменения страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на основании документов, подтверждающих новый размер страховой пенсии; индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии; повышения (индексации) в установленном порядке денежного вознаграждения (денежного содержания); повышения должностного оклада, ежемесячной надбавки за классный чин, не связанных с индексацией; установления индекса потребительских цен на конец прошедшего года.

Решением Волгоградской городской думы от 09 ноября 2016 года №49/1471 «Об утверждении положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда», утверждено иное денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда.

В связи с тем, что указанным решением был изменен подход к определению размера пенсии за выслугу лет в зависимости от того, какое денежное содержание было у лица, претендующего на назначение пенсии за выслугу лет, лицам, ушедшим на пенсию до принятия указанного решения, перерасчет не производился.

Решением Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 года №58/901 «О внесении изменений в отдельные правовые акты Волгограда»              с 01 января 2022 года внесены изменения в решение Волгоградской областной Думы от 09 ноября 2016 года №49/1471 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда», устанавливающие размеры должностных окладов и ежемесячные надбавки к должностному окладу за классный чин.

Согласно п.2.3.1. Положения о назначении пенсии за выслугу лет в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 07 декабря 2016 года № 51/1502 «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы» от 06 февраля 2008 года № 57/1441 «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда», размер ежемесячного денежного содержания (заработной платы), исходя из которого, назначается пенсия за выслугу лет, для лиц, денежное содержание которых исчислялось на основании нормативных актов, действовавших до вступления в силу решения Волгоградской городской Думы от 09 ноября 2016 года № 49/1471 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда», не должен превышать:               3,0 должностного оклада – для лиц, замещавших высшие должности муниципальной службы Волгограда.

Пункт 2 Решения Волгоградской городской Думы от                                  07 декабря 2016 года № 51/1502 (ред. от 06 декабря 2017 года) «О                внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от                       06 февраля 2008 года № 57/1441 «Об утверждении Положения о           назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда», право на пенсию за выслугу лет сохраняется                   в соответствии с Положением без учета изменений, внесенных настоящим решением в пункты 2.1 и 2.3 раздела 2 Положения в части установления минимальной продолжительности стажа муниципальной службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет согласно                приложению 10 к Положению, за лицами, проходившими                 муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу                      лет и уволенными (освобожденными) с муниципальной службы до                       01 января 2017 года.

Согласно части 9 статьи 34, части 2 статьи 53 Федерального закона           от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В данном случае установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих в виде надбавок, введение правил перерасчета доплаты к пенсии с учетом классных чинов, которые были присвоены только работавшим служащим на момент введения таких чинов являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств муниципального образования город Волгоград. Доплата к пенсии является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии. В силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, конституционное право на получение пенсии истца не нарушается.

В пункте 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 года указывается на то,                  что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и                    изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее           назначенных пенсий.

Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого                кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований                            для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий                           Ф.Г. Руденко

Судьи                                        И.И. Мотина

Е.В. Черкасова

8Г-20092/2023 [88-25958/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Малянова Алла Андреевна
Ответчики
Администрация Волгограда
Комитет жилищной и социальной политики администрации г.Волгограда
Другие
Волгоградская городская Дума
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее