Решение по делу № 2а-528/2018 от 07.12.2017

Дело № 2а-528/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года                                                                                   г. Иркутск

           Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.,

при секретаре Демьяновой К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-528/2018 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) к Морозовой Ю.А. о взыскании суммы задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование иска с учетом дополнений указано, что Морозова Ю.А. является плательщиком налога на имущество, земельного налога. Налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требования от Дата, от Дата, от Дата, от Дата. Налогоплательщик в установленные сроки требования не исполнил.

Административный истец просит суд взыскать с Морозовой Ю.А. сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за Дата-Дата год в размере 110,15 рублей, пени в размере 5,12 рублей; задолженности по земельному налогу за Дата год в размере 4 485 рублей, по пени в размере 8,64 рубля.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия), административный ответчик Морозова Ю.А не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

    Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Так, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до 01 января 2015 года, то есть, на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.

Основанием для уплаты налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в пункте 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено направление налоговым органом налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, в силу части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

На основании ст. 14 НК РФ к местным налогам относятся, в том числе земельный налог.

Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, уплачивающие земельный налог на основании налогового уведомления, своевременно не привлеченные к уплате этого налога, привлекаются к его уплате не более чем за три предшествующих года. Такое же ограничение устанавливается в отношении пересмотра неправильно произведенного налогообложения указанных налогоплательщиков. При этом уточненное налоговое уведомление направляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Из материалов дела следует, что Морозова Ю.А. состояла на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия), являлась плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц.

Морозова Ю.А. в установленные законом сроки обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за Дата-Дата годы, земельного налога за Дата год не исполнила, доказательств иного материалы дела не содержат.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Поскольку административный ответчик свою обязанность уплате налога на имущество не исполнил, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ произведено начисление пени.

Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлялись требование от Дата, которым предлагалось административному ответчику оплатить исчисленные налоги и пени в срок до Дата; требование об уплате налога, пени от Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по налогам, пеням до Дата; требование об уплате налога, пени от Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по налогам, пеням до Дата; требование от Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по налогам, пеням до Дата, что подтверждается списками почтовых отправлений от Дата, Дата, Дата, извещениями о получении электронного документа.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени административным ответчиком в установленные сроки не оплачена, доказательств иного в материалы дела административным ответчиком не представлено.

В связи с неуплатой налогов, пеней в установленный срок налоговым органом принято решение о взыскании задолженности с административного ответчика в судебном порядке.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) обращалась к мировому судье по судебному участку Адрес с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Морозовой Ю.А. задолженности по налогу на имущество, земельному налогу.

Определением мирового судьи от Дата в принятии заявления о вынесении судебного приказа административному истцу было отказано.

В настоящее время за Морозовой Ю.А. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за Дата-Дата год в размере 110,15 рублей, по пени в размере 5,12 рублей; по земельному налогу за Дата год в размере 4 485 рублей, по пени в размере 8,64 рублей.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Судом установлено, что административный ответчик требования по уплате налогов, начисленных пеней в установленные сроки не исполнил, а неисполнение требований по уплате налога является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.

Согласно требованию от Дата, срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности по налогам, пеням был установлен до Дата, следовательно, срок подачи административного искового заявления по данному требованию истекал Дата; по требованию от Дата срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, истекал также Дата; по требованию Дата; по требованию Дата.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Морозовой задолженности по налогам инспекция обратилась к мировому судье лишь в Дата года. Сведений о более раннем обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административным истцом не предоставлено. Настоящее административное исковое заявление было направлено в суд лишь Дата.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административный истец на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

В нарушение требований ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.

При таких обстоятельствах с учетом того, что срок пропущен значительно, уважительных причин для его восстановления не указано, в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) о восстановлении срока для подачи административного искового заявления к Морозовой Ю.А. следует отказать.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) к Морозовой Ю.А. о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за Дата-Дата год в размере 110,15 рублей, пени в размере 5,12 рублей; по земельному налогу за Дата год в размере 4 485 рублей, по пени в размере 8,64 рубля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года.

Судья                                                                                                        Е.П. Глебова

2а-528/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 4 по Республике Саха (Якутия)
Ответчики
Морозова Юлия Анатольевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Глебова Елена Павловна
Дело на странице суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее