РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-2208/2017 ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Одинцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панютина И. В. к Архангельской таможне об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,
установил:
Панютин И.В. обратился в суд с иском к Архангельской таможне об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. В обоснование заявленных требований указал, что проходит государственную службу у ответчика; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора. С наложенным взысканием не согласен, поскольку в приказе не указано какое именно совершено правонарушение, не указан характер нарушения, его тяжесть, не доказана вина, не приведены иные нарушения, предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.
В судебном заседании Панютин И.В. и его представитель Дейнега Т.В. на удовлетворении требований настаивали.
Представители ответчика Малютин М.Е. и Стенин А.Н., а также представитель третьего лица Архангельской транспортной прокуратуры Птицына Ж.В. в судебном заседании с требованиями не согласились, указав на существенные нарушения со стороны истца в области законодательства о противодействии коррупции.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 ч. 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 ч. 4).
Государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»). Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить при регулировании порядка прохождения государственной службы особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в частности к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу преамбулы данного Федерального закона, настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Служба в таможенных органах согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ регламентирован порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Судом установлено, что на основании контракта о службе в таможенных органах РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истец проходит службу в Архангельской таможне в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Панютин И.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.
Основанием для издания такого приказа явилось то обстоятельство, что Панютиным И.В. неполно и недостоверно предоставлены сведения в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего за ДД.ММ.ГГГГ годы.
В соответствии со ст. 29 и 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.
В силу ст. 7.1 названного Федерального закона, на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» истец обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Порядок представления федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера определен Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 15 указанного Порядка ответственность за непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах возлагается на представившего эти сведения федерального государственного служащего.
В случае непредставления или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Взыскания, предусмотренные ст. 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с п. 4 ст. 29.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ, а также п. 3 ст. 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов/гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов/гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).
В соответствии с п. 47 должностной инструкции старший оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-розыскного отдела должен соблюдать ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах.
Из материалов дела следует, что на основании представления Архангельской транспортной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, поступившего в таможню ДД.ММ.ГГГГ, приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка достоверности и полноты поданных Панютиным И.В. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ годы. С учетом приказа от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок проведения проверки - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки у Панютина И.В. испрошено объяснение, где он указал, что прицеп в его фактическом владении не находился, в органах ГИБДД прицеп был зарегистрирован на его имя по просьбе друга и сразу передан с документами последнему. Относительно не указания металлического счета указал, что через интернет ему пришло предложение пройти обучение по открытию металлического золотого счета, с чем он согласился и прошел обучение через интернет, по окончании обучения ему было предложено обратиться в банк для открытия золотого счета, однако в банк он не обращался; перед заполнением справки обратился в банк за выпиской по имеющимся у него счетам, все перечисленные в выписке счета им были в справке указаны. В части некорректного указания даты открытия банковского счета указал, что ошибочно в качестве таковой указал дату получения банковской карты.
В соответствии с п. 3 ст. 29.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» при применении взысканий, предусмотренных ст. 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей.
В судебном заседании установлено, что в органах ГИБДД за Панютиным И.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится зарегистрированным прицеп марки №, 2013 года выпуска.
Заявляя настоящий иск, истец указал, что право собственности прекращается согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
При этом, государственная регистрация автотранспортного средства является лишь административным актом, носящим разрешительный характер, предусмотрена законодателем в целях допуска автотранспортного средства к участию в дорожном движении, и не связана с возникновением права собственности на автомобиль.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Панютин И.В. продал прицеп Горовых Н.Н. за 60 000 руб., в этот же день передал прицеп по акту приема-передачи.
Действительно, право собственности предполагает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, прицеп ДД.ММ.ГГГГ выбыл из собственности истца, между тем в органах ГИБДД прицеп не был перерегистрирован на нового собственника.
В соответствии с п. 25 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Между тем, согласно методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, в справке о доходах подлежали отражению сведения не только о транспортных средствах, находящихся в собственности, но и переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, в залоге у банка, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета, утилизированные и т.д.
Согласно п. 71 методических рекомендаций если транспортное средство по состоянию на отчетную дату было зарегистрировано на служащего (работника), члена его семьи (указанные лица являлись собственниками транспортного средства), то его следует отразить в данном подразделе справки. Если на отчетную дату транспортное средство уже было отчуждено и зарегистрировано на имя покупателя, то в подразделе 3.2 справка его отражать не следует.
Таким образом, поскольку транспортное средство выбыло из владения истца, но на нового собственника зарегистрировано не было, транспортное средство подлежало отражению Панютиным И.В. в справке о доходах.
Доводы истца о проверке справки за 2014 год, в которой он также не отразил сведения о прицепе, правового значения для суда не имеют.
В ходе проверки у работодателя истец не ссылался на наличие договора купли-продажи; в справке за 2014 год сведения о получении дохода от продажи транспортного средства в размере 60 000 руб. не отразил, что им в судебном заседании не оспорено; более того, самостоятельно в органы ГИБДД для снятия прицепа с регистрации на его имя договор купли-продажи не представлял.
Что касается не отражения открытого металлического (золотого) счета, то согласно п. 74 и 75 методических рекомендаций указанию в справке о доходах в разделе 4 также подлежат сведения о наличии обезличенного металлического счета (в том числе вид счета и металл, в котором он открыт). Отражение граммов драгоценного металла в рублевом эквиваленте осуществляется аналогично счетам, открытым в иностранной валюте. Остаток на обезличенном металлическом счете указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
Указанный счет (обезличенный металлический счет в валюте золото) был открыт истцом ДД.ММ.ГГГГ в Сбербанке, однако в справке отражения не нашел. Доводы истца об отсутствии подписанного договора счета не свидетельствуют об обратном. Указанный счет был открыт в банке на его имя, и в безусловном порядке подлежал отражению в справке.
Также Панютиным И.В. при заполнении справки ошибочно, т.е. не достоверно, указана дата открытия другого счета: вместо «ДД.ММ.ГГГГ» указал «ДД.ММ.ГГГГ».
Специфика государственной гражданской службы предопределяет особый правовой статус служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности.
Указанные выше обстоятельства в совокупности свидетельствуют о ненадлежащим образом исполнении со стороны Панютина И.В. своей обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, в связи с чем он был обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности.
При этом, работодателем были учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, а также предшествующее поведение сотрудника; процедура наложения дисциплинарного взыскания соблюдена, сроки привлечения не нарушены, дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного истцом проступка; в связи с чем оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Панютина И. В. к Архангельской таможне об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Акишина