Дело № 2а-860/2021

УИД 66RS0036-01-2021-00360-10

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2021 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Ахтямовой М.И.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Королевой Ольге Сергеевне о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Королевой О.С. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В обоснование заявленных требований указано, что Королева О.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем. Осуществляя предпринимательскую деятельность, ответчик являлась налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, в соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации. По результатам камеральной проверки решениями № от ДД.ММ.ГГГГ и 3759 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 695 рублей 50 копеек и 1 761 рубль 45 копеек. За период с 2017 по 2018 года ответчик не уплатил задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 69 139 рублей, пени в размере 6 201 рубль 95 копеек. Кроме того, ответчик не исполнила обязанность по уплате страховых взносов. Ответчиком в налоговый орган был предоставлен расчет страховых взносов. Сроки уплаты были установлены до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, однако уплата взносов не была произведена. В ходе камеральной проверки предоставленного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, установлено, что ответчик несвоевременно представил указанный расчет. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 490 рублей 37 копеек.

Определением мирового судьи № 2а-6787/2020 от 16.11.2020 вынесенный судебный приказ отменен.

Административный истец просит суд восстановить срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, взыскать с Королевой О.С.. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 и 2018 года в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11 965 рублей 27 копеек и пени в сумме 3 825 рублей 03 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 3 643 рубля 20 копеек и пени в размере 1 971 рубль 41 копейка, а также штраф в размере 1 092 рубля 93 копейки; задолженность пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемая в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 804 рубля 97 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 844 рубля 56 копеек, пени в размере 664 рубля 82 копейки, а также штраф в размере 253 рубля 37 копеек; задолженность пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 795 рублей 54 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 480 рублей 24 копейки, пени в размере 393 рубля 54 копейки, а также штраф в размере 144 рубля 07 копеек; задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 69 139 рублей, пени в размере 6 201 рубль 95 копеек, а также штраф в размере 3 456 рублей 95 копеек. Всего задолженность в размере 112 681 рубль 93 копейки.

Стороны в судебное заседание не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом с соблюдением положений ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области (л. д. 95).

Административный истец при подаче административного искового заявления просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя (л. д. 3 оборот). Административный ответчик также просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 58).

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд не признает явку представителя административного истца и административного ответчика обязательной, в связи с чем и на основании части 2 статьи 289, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствии сторон.

До судебного заседания от административного ответчика поступило возражение, в котором он указывает на пропуск административным истцом установленного законом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, просит его применить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Кроме того указала, что с 2017 года она находится в стадии процедуры банкротства, в связи с чем статус ИП прекращен с 2018 года (л. д. 58).

Суд, учитывая возражение административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 абз. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, пени и штрафа, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, в силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 5 пункта 13 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2007 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации, дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельности, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств

Согласно ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Пунктом 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с п. 3 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

На момент обращения с указанным иском в суд действовала система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется нормами главы 26.3 (статьи 346.26 - 346.32) Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении видов предпринимательской деятельности, подпадающих под содержащийся в ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации перечень.

В силу положений ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели добровольно переходят на уплату ЕНВД.

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой (пункт 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта).

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (пункт 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Королева О.С. в спорный период являлась индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которой являлась торговля розничная консервами из мяса птицы в специализированных магазинах, и деятельность которой в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием судом решения о признании её несостоятельным (банкротом), что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 69-85).

Рассмотрев доводы административного ответчика о том, что с 2018 года она была признана банкротом, суд пришел к следующему.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 213.11 "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021), с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 5 указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам и задолженности по ЕНВД относятся к текущим платежам и должны рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства.

Как следует из искового заявления и административным ответчиком не опровергнуто, за период с 2017 и 2018 года Королева О.С. не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11 965 рублей 27 копеек; на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 3 643 рубля 20 копеек; задолженность пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемая в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 804 рубля 97 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 844 рубля 56 копеек; задолженность пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 795 рублей 54 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 480 рублей 24 копейки; задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 69 139 рублей.

За неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Королевой О.С. были начислены пени в сумме 3 825 рублей 03 копейки, 1 971 рубль 41 копейка, 664 рубля 82 копейки, 393 рубля 54 копейки, 6 201 рубль 95 копеек, соответственно.

Также назначены штрафы за задолженность на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 1 092 рубля 93 копейки; за задолженность на обязательное медицинское страхование, зачисляемую в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в размере 253 рубля 37 копеек и 144 рубля 07 копеек, соответственно; за задолженность по ЕНВД в размере 3 456 рублей 95 копеек.

Кроме того, в соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации Королева О.С. являлась налогоплательщиком ЕНВД.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Королевой О.С. в налоговый орган были представлены налоговые декларации по ЕНВД за 4 квартал 2017 года и 1 квартал 2018 года, согласно которым налогоплательщиком исчислен к уплате налог в бюджет в сумме 33 910 рублей и 35 229 рублей, соответственно. В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленных декларации было выявлено, что налоговые декларации по ЕНВД Королевой О.С. предоставлены несвоевременно.

По результатам камеральной налоговой проверки и иных материалов в отношении Королевой О.С. налоговым органом вынесены решения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 695 рублей 50 копеек и 1761 рубль 45 копеек, соответственно. Этими же решениями Королевой О.С. предложено уплатить недоимку, пени за несвоевременную уплату налогов, а также штрафы, и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (л. д. 38,39).

Указанные решения налогоплательщиком обжалованы не были. Доказательства обратного административным ответчиком суду не представлены.

Кроме того Королевой О.С. в налоговый орган был представлен расчет страховых взносов на ОПС за работников в размере 3 643 рубля 20 копеек, на ОМС за работников в размере 844 рубля 56копеек, на ОСС за работников в размере 480 рублей 24 копейки. Сроки уплаты страховых взносов установлены до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Плательщиком уплата страховых взносов не произведена.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года было выявлено, что Королевой О.С. данный расчет предоставлен несвоевременно.

По результатам камеральной налоговой проверки в отношении Королевой О.С. налоговым органом вынесено решение № 2169 от 29.06.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 490 рублей 37 копеек. Этими же решениями Королевой О.С. предложено уплатить недоимку, пени за несвоевременную уплату налогов, а также штрафы, и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (л. д. 44-46).

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.

При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления (п. 50 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 Кодекса).

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 Кодекса).

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов и ЕНВД налогоплательщиком в установленный срок исполнены не были, последнему были направлены требования об уплате налогов и пени: №, №, №, №, №, №, №, №, № в которых указаны сроки уплаты налогов и которые в установленные сроки исполнено не было.

Налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с Королевой О.С. задолженности по налогам. Определением мирового судьи от 16.11.2020 судебный приказ № 2а-6787/2020, вынесенный в отношении Королевой О.С. был отменен (л. д. 56).

Из материалов административного дела следует, что административное исковое заявление поступило в Кушвинский городской суд Свердловской области 26.08.2021 (л. д. 2), то есть с нарушением срока на обращение в суд.

На момент рассмотрения дела задолженность по страховым взносам за 2017, 2018 года, а также за ЕНВД не погашена. Доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Королевой О.С., исходя из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истек 16.05.2021 (по истечении шести месяцев со дня истечения срока для исполнения требования).

Административный истец просит восстановить пропущенный им срок на обращение в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая свое ходатайство загруженностью сотрудников инспекции, а также принятием инспекцией последовательных мер, направленных на взыскание задолженности по налогу и пени в принудительном порядке.

Административный ответчик возражал против восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

Разрешая заявленное ходатайство, суд принимает во внимание следующее.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7 статьи 219 названного Кодекса).

Из системного толкования приведенных положений закона следует, что суд мог отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований за пропуском срока обращения в суд только в случае установления этого пропуска срока без уважительных причин и невозможности его восстановления.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного производства Российской Федерации).

В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.

Действительно, что налоговым органом принимались меры по принудительному взысканию недоимки по налогам, пени в установленном законом порядке. Вместе с тем указанные меры стали предприниматься административным истцом спустя продолжительный период времени по истечении срока на обращение в суд, предусмотренного нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Приведенные административным истцом доводы, свидетельствующие, по мнению последнего, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, не признаются судом в качестве таковых. В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительным причинам, не имеется.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Королевой О.С. задолженности по страховым взносам, ЕНВД, пени и штрафов у суда не имеется. Административным истцом без уважительных причин и значительно пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, пени, оснований для восстановления которого судом не установлено.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных административным истцом требований государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 27 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 27 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-860/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС № 27
Ответчики
Королева Ольга Сергеевна
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Туркина Н.Ф.
Дело на сайте суда
kushvinsky.svd.sudrf.ru
26.08.2021Регистрация административного искового заявления
26.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Подготовка дела (собеседование)
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее