Ленинский районный суд г. Махачкалы РД УИД №
Судья ФИО1 № дела в суде 1-й инстанции №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 декабря 2019 года по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
судей ФИО1 и ФИО1
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ - ОПФР по РД) на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению представителя ФИО1 ФИО1 к ГУ - ОПФР по РД о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии; о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; об обязании ответчика назначить и выплатить пенсию.
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
установила:
Представитель ФИО1 ФИО1 Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по РД:
о признании незаконным решения управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> г. Махачкалы (далее - УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы) об отказе в установлении досрочной пенсии ФИО1 от <дата> за №;
об обязании ГУ - ОПФР по РД включить периоды работы ФИО1 с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в <адрес> в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
об обязании ГУ - ОПФР по РД установить ФИО1 досрочную пенсию в период с <дата>, то есть со дня подачи письменного заявления и до <дата>, то есть до даты установления инвалидности.
В обоснование искового заявления указал, что истец в период <дата> работал на различных должностях в различных учреждениях <адрес>.
Для назначении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему необходим был 15-летний стаж работы в условиях Крайнего Севера либо 20-летний в приравненных к нему территориях, достижение возраста 55 лет и страховой стаж не менее 25 лет. Специальный стаж при этом может быть снижен до 7,5 лет.
<дата> истец достиг всех необходимых условий и обратился в территориальное отделение пенсионного фонда за назначением пенсии, однако в назначении пенсии было отказано, поскольку истцом специальный стаж в условиях Крайнего Севера был выработан только в размере 3 лет, 4 месяцев и 6 дней. При этом периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не были включены в специальный стаж истца.
Между тем, указанное решение пенсионного фонда является незаконным, поскольку ответчик исходил из специального характера стажа истца по иному основанию закона, на что истец не претендовал.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ФИО1 в назначении пенсии от <дата>.
Обязать ГУ ОПФР по РД включить в стаж истца по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
Обязать ГУ ОПФР по РД назначить ФИО1 пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
В удовлетворении остальных исковых требований - отказать».
Не согласившись с данным решением суда, ответчиком ГУ - ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в зачет специального трудового стажа ФИО1 принят период работы с <дата> по <дата> (район Крайнего Севера), подтвержденный архивной справкой № от <дата>, выданной обществом с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми».
Стаж работы с <дата> по <дата> (Автотранспортная база №) не подтвержден из-за отсутствия архивных справок.
Не засчитывается в специальный стаж период службы в качестве пожарного ВПЧ-10 УПО Архобисполкома с <дата> по <дата>.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ - ОПФР по РД ФИО1 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить ее по основаниям, изложенным в жалобе; истец ФИО1, надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие; его представитель ФИО1 Ю.А. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 <дата> обратился в УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы с заявлением о назначении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) (л. д. 23 - 24).
Решением УОПФР по РД в <адрес> от <дата> № (л. д. 26) в назначении пенсии истцу в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закон о страховых пенсиях отказано, поскольку на момент обращения за пенсией стаж истца в районах Крайнего Севера составляет 3 года 4 месяца 6 дне, а требуемый 15 лет.
Согласно развёрнутому решению УОПФР по РД в <адрес> об отказе установлении пенсии от <дата> № (л. д. 27) в назначении пенсии в специальный стаж истца не были включены следующие периоды: с <дата> по <дата> пожарным в ВПЧ-10 УПО УВД Архоблисполкома;с <дата> по <дата> на Автотранспортной базе №.
Кроме того, в данном решении об отказе в назначении пенсии не отражен период работы с <дата> по <дата>, когда истец служил в органах внутренних дел.
Таким образом, при решении вопроса о назначении пенсии ответчик включил в специальный стаж истца (в условиях Крайнего Севера) период работы с <дата> по <дата> (3 года, 4 месяца и 6 дней).
В свою очередь, спорными являются три периода работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, когда истец ФИО1 работал в <адрес>.
Из копии паспорта гражданина Российской Федерации серии 8203 № (л. д. 13) следует, что истец ФИО1 родился <дата> и к моменту обращения в пенсионный орган (<дата>) достиг возраста 58 полных лет.
В силу п. 1 <адрес> о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона страховых пенсиях, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона о страховых пенсиях, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии).
Из анализа вышеизложенной нормы права следует, что пенсионный возраст снижается пропорционально трудовому стажу в районах Крайнего Севера. За каждый календарный год работы он уменьшается на 4 месяца. При этом минимальный срок труда в районах Крайнего Севера и в приравненных ему районах - 7,5 года.
Следовательно, выработки стажа в районах Крайнего Севера в размере 7 лет и 6 месяцев на период 2018 года (до пенсионной реформы) достаточно при достижении мужчиной возраста 57 лет и 8 месяцев, женщиной - 52 лет и 8 месяцев.
<адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается Правительством Российской Федерации, а ранее - Совмином СССР.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и постановление Совмина СССР от 03 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» <адрес> на данный момент и ранее, в советский период относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из вышеизложенного следует, что периоды работы гражданина в <адрес> считаются работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и приравниваются к работе в условиях Крайнего Севера из расчёта 1 год как 9 месяцев.
Подсчёт и подтверждение стажа заявителя производится территориальным пенсионным органом в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее - Правила), согласно которым периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п. п. 11 - 17 настоящих Правил (п. 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).
Как следует из содержания трудовой книжки истца серии AT-I №, заполненной <дата> на имя ФИО1, <дата> года рождения (л. д. 8 - 12 а), в период с <дата> по <дата> он работал пожарным <.> Архоблисполкома; с <дата> по <дата> он работал водителем на Автотранспортной базе №; с <дата> по <дата> он проходил службу в органах внутренних дел УВД Архоблисполкома.
Поскольку п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях прямо предусмотрено, что каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, суд пришел к правильному выводу, признав необоснованным отказ ответчика в назначении истцу пенсии, включившего в его стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях лишь период непосредственной работы в районе Крайнего Севера с <дата> по <дата> (3 года, 4 месяца и 6 дней).
Следовательно, периоды работы истца в <адрес> подлежат исчислению как работа в районах Крайнего Севера, но не год за год, а как год за девять месяцев.
В свою очередь, сам факт работы истца в спорные периоды (с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>) на указанных в трудовой книжке предприятиях и учреждениях ответчиком не оспаривался. Истцом при подаче заявления о назначении пенсии представлены справки о работе в указанных организациях с указанием заработной платы за все месяцы стажа в спорные периоды.
Судом обоснованно признан несостоятельным довод представителя ответчика о том, что к работе пожарного должны предъявляться требования по специальному стажу об особых условиях труда (занятость на полный рабочий день, подтверждение самих особых условий), поскольку указанная проверка проводилась бы в том случае, если бы истец ставил вопрос о назначении ему пенсии именно по работе в качестве пожарного.
Между тем, при оценке работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учитывается только сам факт работы в такой местности, указанное обстоятельство само по себе создаёт специальный характер стажа гражданина, какие-либо иные требования (занятость на полный рабочий день и т.д.) к стажу при этом не предъявляются.
Также судом правильно признан несостоятельным довод ответчика, изложенный в развёрнутом решении об отказе в установлении пенсии от <дата> № (л. д. 27), о том, что к периоду работы истца в органах внутренних дел подлежит применению Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», поскольку в силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
Между тем, истец за назначением пенсии по основанию службы в органах внутренних дел не обращался, пенсия ему по данному основанию не назначалась.
Следовательно, исключение указанного периода из стажа истца означало бы существенное ограничение его конституционного права на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, судом обоснованно признаны подлежащими включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, спорные периоды работы истца (с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>), которые в совокупности составляют 5 лет, 7 месяцев и 35 дней, что при расчёте с понижающим коэффициентов 0,75 в совокупности с имеющимся стажем 3 года, 4 месяца и 6 дней превышает необходимые 7 лет и 6 месяцев для назначения пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях.
Поскольку, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 4.1 ст. 19, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости), то пенсия истцу подлежит назначению с <дата>, то есть с даты обращения истца в суд.
Так как, вопрос выплаты пенсии и конечной даты выплаты относится к компетенции непосредственно пенсионного органа, суд правильно отказал в удовлетворении указанной части искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий
Судьи