Дело № 2а-858/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Увельский Челябинской области 23 ноября 2020 года
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Г.Н.,
при секретаре Поликарповой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к Смирнову Н.Г. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирнову Н.Г. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 4231 рубля 80 копеек.
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылался на то, что Смирнов Н.Г., как налогоплательщик транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате, в связи с чем просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 4231 рублей 80 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил провести судебное заседание без его участия.
Административный ответчик Смирнов Н.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, передал суду письменные возражения, в которых указал, что не является собственником <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство было уничтожено огнем, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ годные остатки транспортного средства были переданы им в собственность Страховщика – Челябинский филиал <данные изъяты> в связи с чем обязанность уплачивать налог на указанное транспортное средство у него отсутствует (л.д.37-38).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Челябинской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ и п.п. 1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ услуг), имущество, прибыль, доход расход и иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В силу ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили (ст.ст.357 - 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 рабочих дней (пункт 6 статьи 6.1 Кодекса) до наступления срока платежа. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Кодекса).
На основании п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Административным истцом административному ответчику был начислен транспортный налог, о чем в соответствии с требованиями налогового законодательства были направлены налоговые уведомления:
№ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6);
№ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
В установленный законом срок, административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса РФ Межрайонная ИФНС №15 по Челябинской области в адрес Смирнова Н.Г. было направлено требование:
№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогам, пени в размере 4830 рублей 66 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Из положений ст.69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Увельским районным судом ранее были рассмотрены административные иски Межрайонной ИФНС России № 15 к Смирнову Н.Г. о взыскании транспортного налога за 2016-2017 годы как к собственнику того же автомобиля, решениями от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) и от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) в удовлетворении административных исков было отказано. При этом судом были установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для данного дела, оба решения вступили в законную силу. (л.д. 59-60, 61-62)
Из указанных решений и материалов данного дела следует, что Смирнову Н.Г. ранее на праве собственности принадлежал автомобиль <данные изъяты>, 2011 года выпуска государственный регистрационный знак №, регистрация которого в РЭО ГИБДД России «<данные изъяты>» прекращена ДД.ММ.ГГГГ на основании отказа от своих прав на застрахованное имущество в связи с повреждением, либо в случае замены товара ненадлежащего качества (л.д.30-33).
Согласно протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенному ДД.ММ.ГГГГ ст. дознавателем отдела надзорной деятельности № УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО3, в результате возгорания огнем уничтожен салон автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, лакокрасочное покрытие кузова, передние фары и поврежден отсек двигателя (л.д. 51).
Как следует из копий материалов выплатного дела Челябинского филиала <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ Смирновым Н.Г. подано заявление № в Челябинский филиал <данные изъяты>» о выплате страхового возмещения по страховому риску, в связи с пожаром автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ и его уничтожении.
Из уведомления Челябинского филиала <данные изъяты>», направленного в адрес Смирнова Н.Г., следует, что транспортное средство <данные изъяты> 2011 года выпуска, VIN №, поврежденное в результате возгорания ДД.ММ.ГГГГ, получило повреждения, при которых затраты на восстановительный ремонт превышают 75% его действительной стоимости, что согласно условиям страхования соответствует состоянию «полное уничтожение транспортного средства».
Согласно акту осмотра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ при осмотре установлено, что машина сгорела, осталось одно колесо. Выгорел моторный отсек, салон, багажник, лакокрасочное покрытие - 90%.
Таким образом факт уничтожения в результате пожара объекта налогообложения – транспортного средства автомобиля <данные изъяты> не вызывает сомнения и никем не оспаривается.
Согласно дополнительному соглашению № к договору страхования № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче годных остатков транспортного средства в собственность Страховщика от ДД.ММ.ГГГГ, а также акту приема-передачи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, Страхователь передал, а Страховщик принял годные остатки транспортного средства автомобиля <данные изъяты> VIN №, год изготовления 2011 года, цвет кузова черный.
Кроме того, согласно копии заявления № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Н.Г. в Госавтоинспекцию РЭО ГИБДД МО МВД России «<адрес>» <адрес> о снятии с учета транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № 2011 года выпуска, для отчуждения, выдать транзит, на обороте которого в графе «результат осмотра» имеется запись «№, роспись, норма, автомобиль после пожара, выгорел полностью».
Из договора купли-продажи годных остатков транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи годных остатков транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, также представленных Челябинским филиалом <данные изъяты> следует, что годные остатки транспортного средства марки <данные изъяты> VIN №, год изготовления 2011 года, цвет кузова черный, проданы и переданы <данные изъяты> в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что автомобиль <данные изъяты> государственный номер № был зарегистрирован за Смирновым Н.Г. до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), однако материалами дела подтвержден факт выбытия из собственности Смирнова Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ указанного транспортного средства в результате его уничтожения огнём и последующего отчуждения его годных остатков ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Статья 235 Гражданского кодекса РФ предусматривает основания прекращения права собственности, в том числе гибель или уничтожение имущества.
С учетом анализа правовых норм суд приходит к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество с наличием у налогоплательщика реально существующего объекта налогообложения, обладающего определенными физическими признаками, способного приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемым частью активов налогоплательщика. Уплата налога выступает одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие данных регистрационного учета и его принадлежности налогоплательщику при отсутствии в действительности существования реального объекта налогообложения не может служить основанием для взимания налога. При этом право на вещь и вытекающего из этого права обязанности по уплате налога не может существовать в отсутствии самой вещи.
Поскольку произошла гибель транспортного средства, имущество в натуре, как объект налогообложения, у Смирнова Н.Г. отсутствует. Данное имущество не может быть признано объектом налогообложения по смыслу, установленному налоговым законодательством, статьями 38 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в связи с гибелью оно утратило таковые признаки и соответствующие характеристики, не соответствует критериям, установленным законом.
Кроме того, при рассмотрении указанных выше дел было установлено, что в период регистрации автомобиля <данные изъяты> за Смирновым Н.Г. на регистрационные действий и прохождение ГТО судебными приставами-исполнителями неоднократно были наложены запреты, которые действовали с 26 июля, 12, ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем проведение Смирновым Н.Г. действий по снятию транспортного средства с регистрационного учета не представлялось возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования истца к Смирнову Н.Г. за налоговый период № годы также не подлежат удовлетворению, поскольку вступившими в законную силу решениями суда установлено, что в указанные периоды времени автомобиль уже был уничтожен и фактически не находился в собственности ответчика. Поэтому не подлежали уплате транспортный налог, и не подлежала начислению пеня за его неуплату.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к Смирнову Н.Г. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 4231 рубля 80 копеек за 2014-2015 гг. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.
Председательствующий Г.Н. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.