УИД 03RS0005-01-2022-001076-22
Дело № 2-2705/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мустаевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Республиканскому клиническому онкологическому диспансеру Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Октябрьского района г.Уфы РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Республиканскому клиническому онкологическому диспансеру Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчика в течение 3 месяцев устранить нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, согласно представленной справке государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Октябрьского района г.Уфы во исполнение поручения Прокуратуры РБ проведена проверка исполнения законодательства в области пожарной безопасности Республиканского клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее по тексту – РКОД МЗ РБ), расположенного по адресу: РБ, <адрес>, в деятельности которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно.
Общие требования:
- в нарушение п.7 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- в нарушение ч.1 ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на путях эвакуации с 8 до 1 этажей, все 4 эвакуационные лестничные клетки выполнены с различной высотой ступеней в пределах маршей лестницы (фактически ступени 14-15-16-17 см);
- в нарушение п.52 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года в результате происшедшего пожара при сработке системы водяного пожаротушения насосы повысители, обеспечивающие требуемую интенсивность водяного орошения, не запустить в автоматическом режиме, насосы повысители переведены в ручной пуск;
- в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещениях на дымовых пожарных извещателях установлены транспортировочные колпачки;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.13.2* СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях перед эвакуационными выходами на лестничные клетки допущена установка ручных пожарных извещателей на расстоянии менее 0,75 м от органов управления (выключателей), фактические расстояния 0,4-0,5м;
- в нарушение п.12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, на дверях помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения отсутствуют обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны определяемые в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте;
- в нарушение ч.3 ст.86 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.20 ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» на дверках шкафов, где размещены пожарные краны, отсутствуют условные обозначения пожарных кранов и аббревиатура «ПК», после которой оставлено место для порядкового номера шкафа.
Технический этаж:
- в нарушение п.2 специальных технических условий на противопожарную защиту объекта: «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД», согласованных письмом УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ от 29 июля 2016 года №8476-2-2-2 (далее – СТУ), помещения технического этажа не защищены системами автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение ст.56, ч.7 ст.85, ч.2 ст.138 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, клапан подпора воздуха (Н-3) в незадымляемую лестничную клетку, со стороны хирургического корпуса выходящая на проспект Октября находится в неисправном состоянии (в открытом положении).
8 этаж стационарное отделение:
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении электрощитовой допущена установка дымовых пожарных извещателей на расстоянии менее 0,5 м от электросветильника, фактически 0,3 м;
- в нарушение ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «б» п.27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в коридоре столовой допущена установка холодильного оборудования, препятствующего свободной безопасной эвакуации людей при пожаре;
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка.
7 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении №732 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,8 м.
6 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №А 642 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 0,5 м от электросветильника, фактически датчик установлен на электросветильнике;
- в нарушение ст.84 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в помещении буфетной допущена установка речевого пожарного извещателя системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на расстоянии менее 150 мм от потолка, фактически 20 мм.
5 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №535 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,8 м.
4 этаж стационарное отделение:
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №435 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,45 м;
- в наршуение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении электрощитовой допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,3 м.
3 этаж поликлиника:
- в нарушение п.14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 16 сентября 2020 года, на противопожарной двери, разделяющей помещения корпуса А от хирургического корпуса, устройство для самозакрывания указанной двери находится в неисправном состоянии, не обеспечивается плотное закрывание двери.
2 этаж поликлиника:
- в нарушение п.2 СТУ двери, отделяющие многосветное пространство от примыкающих служебных помещений, не выполнены противопожарными (сертифицированными) с нормированными пределами огнестойкости (на дверях отсутствуют обозначения);
- в нарушение п.14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, противопожарной двери лифтовой, устройство для самозакрывания указанной двери находится в неисправном состоянии, не обеспечивается плотное закрываение двери.
1 этаж поликлиника:
- в нарушение ч.8 ст.88 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на противопожарной двери. Отделяющей помещение кабинета №107 от многосветного пространства, отсутствует устройство для самозакрывания указанной двери;
- в нарушение п.2 СТУ двери и перегородки, отделяющие многосветное пространство от примыкающих служебных помещений (гардероб, пост охраны), не выполнены противопожарными с нормированными пределами огнестойкости (перегородка и двери поста охраны выполнены платиковыми с остеклением, двери гардероба выполнены пластиковыми с остеклением).
Подвал:
- в нарушение ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «б» п.27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, на путях эвакуации допущено размещение различных изделий, оборудования, мебели и других предметов, препятствующих свободной безопасной эвакуации людей при пожаре;
-в нарушение ч.8 ст.88 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на противопожарных дверях, установленных на объекте защиты, отсутствуют устройства для самозакрывания;
- в нарушение ст.56 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, дымоприемное устройство, расположенное в подвальном этаже корпуса лечебного учреждения, заблокировано инженерными коммуникациями (трубами водоснабжения), приводящему к неработоспособности системы противодымной защиты в данной зоне;
- в нарушение подп. «д» п.41 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещениях вентиляционных камер допускается хранение горючих материалов и оборудования;
- в нарушение п.51 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении насосной станции пожаротушения отсутствуют схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
- в нарушение п.п.5.1.12, 5.7.9, В.1.9 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в техническом помещении №013.10 трубопровод системы автоматического водяного пожаротушения не закреплен к перекрытию, нарушено пространственное расположение спринклерного оросителя, нарушено монтажное положение и карта орошения оросителя.
Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет необеспечние безопасности людей, находящихся в РКОД МЗ РБ, и создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья.
Определением от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление капитального строительства РБ, ООО «Фирма СУ-10», Министерство здравоохранения РБ.
Определением от 30 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС, Учреждение управления государственной экспертизы РБ, ООО «Проектстрой».
Определением от 5 августа 2022 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление капитального строительства РБ.
В судебном заседании представитель истца– Шафеева Л.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям.
Представители ответчика- РКОД МЗ РБ Камалетдинов Н.М., Лаптева И.Ю., действующие по доверенностям № от 16 мая 2022 года, № от 19 апреля 2022 года, в судебном заседании исковые требования не признали. Лаптева И.Ю. выразила согласие с перечнем оставшихся нарушений, однако, указала, что самостоятельно устранить их диспансер не имеет возможности. Согласно обновленной справке: нарушение №1 не предусмотрено проектом, нарушения №2, №3, №4 предусмотрены проектом.
Представитель ответчика- ГКУ Управление капитального строительства РБ – Давлетова Р.Ю., действующая по доверенности № от 1 марта 2022 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что проектная декларация прошла экспертизу, получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель третьего лица ООО «Фирма СУ-10» Исламов И.С., действующий по доверенности № от 24 декабря 2021 года, исковые требования не признал.
Представитель третьего лица МЧС России по РБ- Лоскутов Н.В. в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения должны быть устранены.
Представитель третьего лица- ГАУ Управление государственной экспертизы РБ Дмитриев Д.В., действующий по доверенности от 24 мая 2022 года, в судебном заседании пояснил, что прокурором не представлены расчеты, не проведены исследования, позволяющие удостовериться в объективности приведенных нарушений. При вводе в эксплуатацию МЧС подписано соответствие здания проекту, имеются специальные технические условия, утвержденные МЧС. Иск подан к ненадлежащему ответчику.
Представители третьих лиц- Отдела надзорной деятельности г.Уфы УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ, ООО «Проектстрой» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Октябрьского района г.Уфы во исполнение поручения Прокуратуры РБ проведена проверка исполнения законодательства в области пожарной безопасности Республиканского клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее по тексту – РКОД МЗ РБ), расположенного по адресу: РБ, <адрес>, в деятельности которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Общие требования:
- в нарушение п.7 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- в нарушение ч.1 ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на путях эвакуации с 8 до 1 этажей, все 4 эвакуационные лестничные клетки выполнены с различной высотой ступеней в пределах маршей лестницы (фактически ступени 14-15-16-17 см);
- в нарушение п.52 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года в результате происшедшего пожара при сработке системы водяного пожаротушения насосы повысители, обеспечивающие требуемую интенсивность водяного орошения, не запустить в автоматическом режиме, насосы повысители переведены в ручной пуск;
- в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещениях на дымовых пожарных извещателях установлены транспортировочные колпачки;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.13.2* СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях перед эвакуационными выходами на лестничные клетки допущена установка ручных пожарных извещателей на расстоянии менее 0,75 м от органов управления (выключателей), фактические расстояния 0,4-0,5м;
- в нарушение п.12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, на дверях помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения отсутствуют обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны определяемые в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте;
- в нарушение ч.3 ст.86 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.20 ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» на дверках шкафов, где размещены пожарные краны, отсутствуют условные обозначения пожарных кранов и аббревиатура «ПК», после которой оставлено место для порядкового номера шкафа.
Технический этаж:
- в нарушение п.2 специальных технических условий на противопожарную защиту объекта: «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД», согласованных письмом УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ от 29 июля 2016 года №8476-2-2-2 (далее – СТУ), помещения технического этажа не защищены системами автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение ст.56, ч.7 ст.85, ч.2 ст.138 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, клапан подпора воздуха (Н-3) в незадымляемую лестничную клетку, со стороны хирургического корпуса выходящая на проспект Октября находится в неисправном состоянии (в открытом положении).
8 этаж стационарное отделение:
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении электрощитовой допущена установка дымовых пожарных извещателей на расстоянии менее 0,5 м от электросветильника, фактически 0,3 м;
- в нарушение ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «б» п.27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в коридоре столовой допущена установка холодильного оборудования, препятствующего свободной безопасной эвакуации людей при пожаре;
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка.
7 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении №732 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,8 м.
6 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №А 642 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 0,5 м от электросветильника, фактически датчик установлен на электросветильнике;
- в нарушение ст.84 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» в помещении буфетной допущена установка речевого пожарного извещателя системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на расстоянии менее 150 мм от потолка, фактически 20 мм.
5 этаж стационарное отделение:
- в нарушение подп. «б», «н», «о» п.16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении буфетной столовой устроено складское помещение и раздевалка;
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №535 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,8 м.
4 этаж стационарное отделение:
- в нарушение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении №435 допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,45 м;
- в наршуение ч.1 ст.83 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении электрощитовой допущена установка дымового пожарного извещателя на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия, фактически 0,3 м.
3 этаж поликлиника:
- в нарушение п.14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, на противопожарной двери, разделяющей помещения корпуса А от хирургического корпуса, устройство для самозакрывания указанной двери находится в неисправном состоянии, не обеспечивается плотное закрывание двери.
2 этаж поликлиника:
- в нарушение п.2 СТУ двери, отделяющие многосветное пространство от примыкающих служебных помещений, не выполнены противопожарными (сертифицированными) с нормированными пределами огнестойкости (на дверях отсутствуют обозначения);
- в нарушение п.14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, противопожарной двери лифтовой, устройство для самозакрывания указанной двери находится в неисправном состоянии, не обеспечивается плотное закрываение двери.
1 этаж поликлиника:
- в нарушение ч.8 ст.88 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на противопожарной двери. Отделяющей помещение кабинета №107 от многосветного пространства, отсутствует устройство для самозакрывания указанной двери;
- в нарушение п.2 СТУ двери и перегородки, отделяющие многосветное пространство от примыкающих служебных помещений (гардероб, пост охраны), не выполнены противопожарными с нормированными пределами огнестойкости (перегородка и двери поста охраны выполнены платиковыми с остеклением, двери гардероба выполнены пластиковыми с остеклением).
Подвал:
- в нарушение ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «б» п.27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, на путях эвакуации допущено размещение различных изделий, оборудования, мебели и других предметов, препятствующих свободной безопасной эвакуации людей при пожаре;
-в нарушение ч.8 ст.88 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на противопожарных дверях, установленных на объекте защиты, отсутствуют устройства для самозакрывания;
- в нарушение ст.56 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, дымоприемное устройство, расположенное в подвальном этаже корпуса лечебного учреждения, заблокировано инженерными коммуникациями (трубами водоснабжения), приводящему к неработоспособности системы противодымной защиты в данной зоне;
- в нарушение подп. «д» п.41 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещениях вентиляционных камер допускается хранение горючих материалов и оборудования;
- в нарушение п.51 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в помещении насосной станции пожаротушения отсутствуют схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
- в нарушение п.п.5.1.12, 5.7.9, В.1.9 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, в техническом помещении №013.10 трубопровод системы автоматического водяного пожаротушения не закреплен к перекрытию, нарушено пространственное расположение спринклерного оросителя, нарушено монтажное положение и карта орошения оросителя.
В ходе производства по гражданскому делу нарушения ответчиком частично устранены, что подтверждается представленными документами и не оспаривается сторонами.
Согласно справке государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Ардаширова Р.А. от 20 мая 2022 года не устранены следующие нарушения.
Общие требования:
- на путях эвакуации с 8 по 1 этажи все 4 эвакуационные лестничные клетки выполнены с различной высотой ступеней в пределах маршей лестниц (фактически ступени 14-15-16-17 см), чем нарушены требования ч.1 ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее по тексту – Нарушение №1);
- системы водяного пожаротушения, насосы повысители обеспечивающие требуемую интенсивность водяного орошения не переведены в автоматический режим, насосы повысители на пульте управления переведены в ручной пуск. Система спринклерного автоматического пожаротушения, смотированная в помещениях, находится в неисправном состоянии, возможен только ручной пуск насосов повысителей, чем нарушены требования пунктов 52, 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года, п.6.1 СТУ (далее по тексту – Нарушение №2).
Технический этаж:
- помещения технического этажа не защищены системами автоматической пожарной сигнализации, чем нарушены требования пунктов 6.1, 6.2 СТУ, Приложения А п.А4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (аналогичные требования содержатся в п.2 СТУ) (далее по тексту – нарушение №3);
- дымоподемное устройство, расположенное в подвальном этаже корпуса лечебного учреждения, заблокировано инженерными коммуникациями (трубами водоснабжения), приводящему к неработоспособности системы противодымной защиты в данной зоне, что не соответствует ст.56 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту – Нарушение №4).
Относительно Нарушения № 1 ответчик ссылается на невозможность его устранения своими силами, поскольку нарушение допущено по вине застройщика ООО «Фирма СУ-10».
По Нарушению № 2 ответчик указывает, что насосы запускаются в автоматическом режиме при недостаточном давлении воды в системе, поскольку давление было достаточным, насосы автоматически не запустились, система со своей задачей справилась. Указанная особенность предусмотрена проектом.
По Нарушениям № 3 и № 4 ответчик указал, что строительство корпуса осуществлялось в соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией. Проектом установка систем автоматической пожарной сигнализации на техническом этаже не предусмотрена. Дымоприемное устройство установлено на месте, предусмотренном проектом.
Согласно п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на путях эвакуации, как правило, не допускается:
устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности;
устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил.
Пунктом 4.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» предусмотрено:
4.4.1 Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее:
а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек;
б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек;
в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5;
г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3;
д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек;
е) 0,9 м - для всех остальных случаев.
Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.
4.4.2 Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.
Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м.
Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
4.4.3 Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи - как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц; высота ступени - не более 22 см и не менее 5 см.
Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.
Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных и служебных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой), а также только к служебным помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 5 человек - до 12 см.
4.4.4 Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов. Требования настоящего пункта не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях.
Из буквального толкования пункта 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» следует, что высота ступени должна составлять не более 22 см и не менее 5 см.
Таким образом, приведенный в справке пожарного инспектора расчет рисков документально не подтвержден, произведенные замеры не соответствуют требованиям Национального стандарта РФ Система обеспечения точности геометрических параметром в строительстве (ГОСТ Р58945-2020), п.п. 1.2, 1, 3, 5 Методики выполнения измерений расстояний металлическими рулетками, что свидетельствует о необъективности произведенных замеров и неподтвержденности выдвинутых истцом доводов о наличии Нарушения № 1.
Доводы ответчика подтверждаются положительным заключением экспертизы ГАУ Управление государственной экспертизы РБ, утвержденным 25 июня 2019 года, из которого следует, что объектом экспертизы являлась проектная документация и результаты инженерных изысканий «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД». Согласно выводам заключения Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД» соответствуют установленным требованиям. При этом экспертами изучена проектная документация в полном объеме, в том числе особенности, на которые ссылается прокурор (Нарушения №3 и №4), экспертиза проведена и подписана экспертами, в том числе экспертом по направлении. «2.5 Пожарная безопасность» Федосовым В.И.. оснований не доверять выводам экспертов о положительном заключении относительно проектных решений суд не усматривает.
Система автоматической пожарной сигнализации на техническом этаже не предусмотрено, что следует из Проекта А009-03ОПС СОУЭ.АДУ.АВПВ СКУД лист 15.
По согласованной проектной документации выдано разрешение на строительство объекта.
Анализ проектно-сметной документации инспектором в представленной справке согласно Методическим рекомендациям по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты, утвержденным МЧС России 10 января 2016 года №2-4-71-1-28, не проведен.
29 июня 2020 года подписан акт об окончании монтажных работ. Из заключения комиссии следует, что работы по монтажу предъявленных технических средств системы Пожарной сигнализации и оповещения управления эвакуации выполнены в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормативами и правилами. Технические средства Пожарной сигнализации и оповещения управления эвакуации, предъявленные к приемке считаются принятыми с 1 мая 2020 года пусконаладочных работ.
Кроме того, 29 июня 2020 года подписан акта проведения комплексного опробования автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, системы дымоудаления, подпора и отключения вентиляции, осмотром установлено, что комплекс АПС исправен и находится в рабочем состоянии для сдачи в эксплуатацию.
Пусконаладочные работы окончены 29 июня 2020 года, о чем комиссией подписан акт.
Системы пожарной сигнализации и системы оповещения сданы в эксплуатацию по акту от 30 июня 2020 года, объект принят как законченное сооружение по системе пожарной сигнализации и оповещения с 30 июня 2020 года. Указано, что работы проведены в соответствии с проектом П/009-03-ОПС.СОУЭ.АДУ.АВПВ.СКУД, разработанному ООО «ПроектСтрой».
15 сентября 2020 года приказом №210 заместителя председателя ГК РБ по жилищному и строительному надзору утверждено заключение о соответствии требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов по объекту капитального строительства «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД», построенного ООО «Фирма СУ-10», по заказу ГКУ Управление капитального строительства РБ.
В соответствии с утвержденным заключением №103/У, подготовленным ГК РБ по жилищному надзору объект соответствует требованиям проектной документации, в том числе требованиям отношения энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Основанием для выдачи заключении, подписанного в том числе, начальником отдела пожарного надзора Якуповым А.Г., является акт проверки от3 августа 2020 года №265 отдела госстройнадзора по ГО г.Уфа и ЦО, акт проверки от 15 октября 2020 года №13 отдела санитарно-эпидемиологического и экологического надзора.
Таким образом, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения выполнены согласно Проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и имеет положительное заключение.
Принимая во внимание изложенное, согласование строительства объекта на всех его стадиях, в том числе, по требованиям пожарной безопасности, доводы прокурора о несоответствии объекта проектной документации и требованиям пожарной безопасности суд находит неподтвержденными, не соответствующими представленным заключениям ГАУ Управление государственной экспертизы РБ от 25 июня 2019 года, выданному в отношении проектной документации, и №103/У, подготовленному ГК РБ по жилищному надзору относительно завершенного строительством здания пристроя к РКОД МЗ РБ по адресу: РБ, <адрес>.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Республиканскому клиническому онкологическому диспансеру Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан об устранении нарушений требований пожарной безопасности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р. Нурисламова