Дело № 2а-1971/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2020 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,
при секретаре Ахмеровой Г.Р.,
с участием представителя административного ответчика УЗИО Администрации ГО г. Уфа – Давлетбаевой А.Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Турутовой К.А. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ, Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Турутова К.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> РБ, Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков.
В обоснование требований указала, что Турутова К.А. обратилась с заявлением к Управлению о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных в д. Жилино для индивидуального жилищного строительства. Сообщением от 31.07.2020 №Т792 Управлением было принято решение об отказе в предоставлении земельных участков по следующей причине: согласно представлению Прокуратуры г.Уфы документы территориального планирования, генеральный план городского округа город Уфа РБ, правила землепользования и застройки городского округа город Уфа учитывают наличие <данные изъяты>, что приводит к выделению земельных участков на указанных каналах, в зоне фактического подтопления, разрушению землепользователями открытых каналов, самовольному выкапыванию водоотводящих каналов взамен разрушенных.
На основании изложенных обстоятельств, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы Прокуратурой города предписано прекратить практику предоставления земельных участков на мелиоративных системах и в зонах фактическою затопления, подтопления без проведения специальных защитных мероприятии.
22.07.2015 года состоялось заседание Инженерного совета Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросу принятия мер для исключения подтопления жилой застройки д. Жилино. По результатам заседания было вынесено решение о приостановлении Управлением предоставления земельных участков на территории жилого района Жилино до решения вопроса отвода воды.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от <данные изъяты> указанный земельный участок находиться в территориальной зоне Ж1 с разрешенным использованием: Для индивидуальной жилой и застройки и состоит на кадастровом учете, никаких обременений в отношении данного участка нет, поэтому отказ в его предоставлении истец считает незаконным.
Указанные участки не изъяты из оборота.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации, (ст. 67.1 п.5 Водного кодекса РФ).
Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан самостоятельно решает вопрос по сути об установлении зон с особыми условиями использования территорий на указанные земельные участки, что противоречит действующему законодательству.
Также истец отмечает, что участки сформированы и непосредственно рядом с данными участками расположены жилые дома (например жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> № на которые не установлена зона с особыми условиями использования территорий, указанные земельные участки не изъяты из оборота, не имеют ограничений, а также фактически не находятся в зоне подтопления.
Просит суд признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных в д. Жилино для индивидуального жилищного строительства, выраженный в ответе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31.01.2020 №Т-792 путем восстановления нарушенных прав истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и заинтересованные лица Прокуратура г. Уфы РБ и заместитель начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ Кириллова И.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участника процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № и № в собственность для ИЖС за плату, расположенных по адресу: <адрес>.
Письмом от 31.01.2020 года № за подписью заместителя начальника УЗИО Кирилловой И.В. истцу было отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что 30.06.2015 года в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ и ее структурных подразделений внесено представление прокуратуры города об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства, в котором указано, что документы территориального планирования, генеральный план городского округа г. Уфа РБ, правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ не учитывают наличие в д. Жилино сети открытых каналов, выедущих в водоприемник – оз. Мурьяшка, что приводит к выделению земельных участков на указанных каналах, в зоне фактического подтопления, разрушению землепользователями открытых каналов, самовольному выкапыванию водоотводящих каналов взамен разрушенных.
Указанным представлением предписано прекратить практику предоставления земельных участков на мелиоративных системах и в зонах фактического затопления, подтопления без проведения специальных защитных мероприятий.
Спорные земельные участки стоят на кадастровом учете с разрешенным видом использования – индивидуальное жилищное строительство, категория земель – земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2020 года.
Из представления Прокуратуры г. Уфы РБ от 30.06.2015 года усматривается, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению достигнутого уровня мелиорации земель.
Указом Президента РБ от 16.12.1996 г. № УП-861 мелиоративные системы, построенные в колхозах, совхозах и иных сельскохозяйственных предприятиях за счет средств государственных капитальных вложений, с согласия их собственников (владельцев) признаны государственной собственностью РБ.
В соответствии Указом Президента РБ от 25.06.1998 г. № УП-387 указанные мелиоративные системы переданы в муниципальную собственность городов и районов.
В силу ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии с п. 2.2.3 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 26.05.1998 г., на осушительных системах не должны осуществляться засорение и повреждение каналов, водоприемников, защитных валов и других элементов системы; самовольное устройство на водоприемниках и каналах перегораживающих сооружений.
Согласно сведениям, предоставленным Государственным казенным учреждением Республики Башкортостан «Управление по мелиорации земель, по данным Схемы размещения прудов оросительных и осушительных систем Уфимского района по состоянию на 01.12.1991, разработанной проектно – изыскательским институтом «Башгипроводхоз», в колхозе «Россия» (в настоящее время территория Октябрьского района г. Уфы) расположена осушительная система площадью <данные изъяты>
По данным выписки из отчета о наличии орошаемых и осушаемых земель по хозяйствам РБ на 01.01.1998 г. Госкомзема РБ площадь осушаемых земель в РБ составляет 33722 га, в том числе 167 га на территории <адрес>
В соответствии с заключением эксперта – доктора сельскохозяйственных наук, профессора БГАУ Батанова Б.Н. д. Жилино расположена непосредственно на первой пойменной террасе р. Белой и р. Уфы в зоне подтопления и частичного затопления во время возможных высоких паводков (раз в 100 и 50 лет). Пойменная территория в районе д. Жилино имеет спокойный рельеф и незначительные уклоны в сторону рек, что затрудняет быстрый пропуск поверхностного стока. Ранее (в 1970-х годах) на этой территории проведены работы по выборочному осушению сельскохозяйственных угодий в основном в виде строительства дренажных открытых каналов со сбросом дренажных вод в озеро, с которого осуществляется забор воды для полива многолетних трав. В настоящее время пути стока поверхностных вод разрушены, уровни грунтовых вод поднялись до дневного горизонта.
Таким образом, территория д. Жилино отвечает Требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, установленным постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».
В соответствии с п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года № 360, границы зон затопления, подтопления определятся Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».
В силу ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях выявления земель, подверженных затоплению, подтоплению, заболачиванию.
Проверкой установлено, что земельные участки, с кадастровыми номерами №, №, расположенные в <адрес>, предоставлены Администрацией ГО г. Уфа РБ в целях строительства непосредственно на осушительных каналах.
При этом владельцами земельного участка №, расположенного в кадастровом квартале №, существовавший осушительный канал полностью засыпан, в целях отвода воды по периметру участка прорыт самовольный канал. Владельцами земельного участка с кадастровым номером № проводятся земляные работы, направленные на засыпание канала.
В результате нарушений законодательства о мелиорации земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № и прилегающие к ним участки, расположенные на <адрес> д. <адрес> ГО <адрес> ежегодно находятся в полностью затопленном состоянии в весенне-летний период.
Также установлено, что документы территориального планирования, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки городского округа не учитывают наличие в д. Жилино сети открытых каналов, ведущих в водоприемник – оз. Мурьяшка, что приводит к выделению земельных участков на указанных каналах, в зоне фактического подтопления, разрушению землепользователями открытых каналов, самовольному выкапыванию водоотводящих каналов взамен разрушенных.
Отсутствие в документах территориального планирования городского округа сведений о мелиоративной системе д. Жилино приводит к предоставлению земельных участков в целях строительства без учета требований законодательства в сфере мелиорации, что также противоречит требованиям ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
22.07.2015 года состоялось заседание Инженерного совета Администрации ГО г. Уфа РБ по вопросу принятия мер для исключения подтопления жилой застройки д. Жилино, на котором было принято решение о приостановлении предоставления земельных участков на территории жилого района Жилино до решения вопроса отвода воды.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку отказ в предоставлении земельных участков основан на ранее принятом решении о приостановлении предоставления земельных участков на территории жилого района Жилино до решения вопроса отвода воды.
При этом суд учитывает, что истцом не представлены доказательства о нарушении его прав обжалуемым отказом УЗИО Администрации ГО г. Уфа.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Турутовой К.А. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ, Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2020 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2020 года.
Судья Баженова Е.Г.