дело № 2-895/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего – Бейтуганова А.З.,
Судей Сохрокова Т.Х. и Бижоевой М.М.,
при секретаре Тлостанове Т.К.,
с участием: прокурора Гуляевой Е.Ю., представителя Тленкопачевой М.М. – Машуковой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бижоевой М.М. гражданское дело по иску Тленкапачева М.М. к Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР о возмещении вреда здоровью, причинённого стихийным бедствием,
по апелляционной жалобе Тленкапачева М.М. на решение Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л а:
Тленкапачева М.М. обратилась в Прохладненский районный суд КБР с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с местной администрации Прохладненского муниципального района КБР в пользу Тленкапачевой М.М., проживающей по адресу: КБР, <адрес>, единовременную выплату в размере 400 000 рублей как получившей средний тяжести вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 30 и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> муниципального района.
В обоснование требований указано, что истец Тленкопачева М.М. проживает по адресу: КБР, <адрес>.
30 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> имел место чрезвычайная ситуация, а именно ураган, в результате которого было повреждено вышеуказанное домовладение. Кроме того истец Тленкопачева М.М. получила телесные повреждения средней тяжести в виде закрытого перелома наружней лодыжки правой голени, в связи с чем находилась на амбулаторном лечении. 13.11.2018г. истец обратилась в местную администрации. <адрес> с заявлением о выплате единовременного пособия в связи с получением средней тяжести вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации.
Факт повреждения имущества и причинения вреда здоровью подтверждается информацией местной администрации <адрес> КБР, направленной в ответ на представление прокуратуры КБР от 12.04.2019г.
Вместе с тем до настоящего времени ответчиком не исполнены свои обязательства по выплатам пострадавшим материальной компенсации за причинённый вред здоровью в результате стихийного бедствия.
Компенсационные выплаты осуществляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно Постановлению правительства РФ от 30.05.2018г. № выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета 400 000 руб.- при причинении тяжкого или средней тяжести вреда, 200 000руб. – легкий вред здоровью.
Таким образом, ответчик нарушает права истца, не исполняя обязательства по выплате единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайно ситуации природного или техногенного характера вред здоровью.
Решением Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Тленкапачева М.М. отказано.
Не согласившись с данным решением, Тленкапачева М.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить названное решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
В жалобе указывает, что факт получения вреда здоровью в результате стихийного бедствия никем не оспаривается.
Автор жалобы не согласен с тем, что суд посчитал, что осуществление единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций местного характера является расходным обязательством муниципального характера.
Считает, что из буквального толкования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 68-ФЗ расходным обязательством муниципального образования является предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а не выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью.
Суд незаконно отказал в удовлетворении исковых требований, тем более имеется уже вступившее в законную силу решение, которое уже исполнено и выплачена единовременная компенсация ущерба.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Бижоевой М.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем истца, мнение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия приходит к следующему. Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (статья 11 указанного Закона).
Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
На территории Кабардино-Балкарской республики указанные вопросы регулируется Законом Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные нормативные акты не предусматривают выплату в сумме 400 000 рублей пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Пунктом 2 «е» Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные действующим с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями».
Судом установлено и следует из материалов дела, что 30 и ДД.ММ.ГГГГ в Прохладненском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики наблюдались неблагоприятные метеорологические явления в виде обильных ливневых дождей, сильного ветра и града, вследствие чего был нанесен ущерб шести населенным пунктам и прилегающим к ним территориям.
В результате обильных ливневых дождей, сильного ветра и града, имевших место 30 и ДД.ММ.ГГГГ, в сельском поселении <адрес> Кабардино-Балкарской Республики пострадало домовладение семьи Тленкапачевых, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, сельское поселение <адрес> <адрес>, а также Тленкапачева М.М. получила телесные повреждения.
Согласно заключению специалиста ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ КБР №-а от ДД.ММ.ГГГГ у Тленкапачевой М.М. по данным медицинской документации имеется закрытый перелом дистального конца правой малоберцовой кости со смещением фрагмента.
Описанное телесное повреждение причинено действием твердого тупого предмета с ограниченной площадью воздействия, либо при ударе, ушибе о таковые, на то указывают вид и характер повреждения, возможно в срок и при обстоятельствах, изложенных свидетельствуемой. Исходя из представленной документации, вышеописанное повреждение причинено не задолго до обращения в ГБУЗ «ЦРБ» г.о. Прохладный и Прохладненского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
По степени тяжести описанное телесное повреждение, согласно медицинским критериям, утвержденным приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, квалифицируется как причинение вреда здоровью средней тяжести по длительности расстройства сроком свыше 21 суток, пункт 7.1
ДД.ММ.ГГГГ Тленкапачева М.М. обратилась к Главе местной администрации <адрес> КБР с заявлением о выплате компенсации за причиненный вред здоровью в результате чрезвычайно ситуации на территории <адрес> КБР ДД.ММ.ГГГГ.
Местной администрацией <адрес> КБР Тленкапачева М.М. включена под № в Список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных погодных явлений в виде ливневого дождя, града ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>-Балкарской Республики.
Вступившим в законную силу решением Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Тленкапачев Т.Л., Тленкапачева М.М., Тленкапачев А.Т., Тленкапачева Ф.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Тленкапачева К.А. и Тленкапачев Р.А. к местной администрации <адрес> <адрес> о возмещении материального ущерба причиненного стихийным бедствием, удовлетворены частично.
С местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в пользу истцов взыскана единовременная компенсация ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 30 и ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения <адрес> Прохладненского муниципального района <адрес>, по 50 000 рублей на каждого члена семьи в составе 6 человек, в общей сумме 300 000 рублей, а также расходы, связанные с перекрытием крыши дома, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, сельское поселение <адрес>, <адрес>, в размере 233 239,45 рублей.
Также судом было установлено, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в соответствии с ответом Главного управления МЧС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ № ЧС, произошедшая в <адрес>, квалифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера, что подтверждается ответом ГУ МЧС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ №, так как зона чрезвычайной ситуации не выходила за пределы одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек (по данным Местной администрации <адрес> количество людей, получивших вред здоровью 30 и ДД.ММ.ГГГГ – 2 человека).
В силу положения части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Тленкапачевой М.М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 6, 11, 18, 24 Федерального закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Законом Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, пришел к выводу, что действующее на территории Российской Федерации и на территории Кабардино – Балкарской Республики правовое регулирование в области защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций не предусматривает обязанность со стороны органов местного самоуправления по выплате заявленной ко взысканию суммы.
Указанные Правила вопреки доводам апелляционной жалобы не определяют компенсации и социальные гарантии в связи с возникновением любой чрезвычайной ситуации как императивные предписания о выплате испрашиваемой им суммы единовременной помощи, а в соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 68-ФЗ устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно данным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, на выплату единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
При этом предоставление указанных ассигнований возможно только в том случае, если мероприятия, на обеспечение которых они выделяются, предусмотрены самим субъектом и бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, недостаточно.
Кроме того, указанные ассигнования осуществляются в рамках ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (не муниципального), в данном случае ураган, прошедший в <адрес> КБР ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке к таковой чрезвычайной ситуации по соответствующей классификации не отнесен, что не предполагает реализацию мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вывод подтверждается полномочиями Правительства Российской Федерации, определенными в п.п. «з» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, согласно которому Правительство обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Вопросы установления видов и размеров компенсаций, предоставляемых гражданам в соответствии с указанным Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
На территории Прохладненского муниципального района указанные вопросы регламентированы постановлением Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда местной администрации Прохладненского муниципального района КБР», которое не определяет сумму единовременной выплаты в результате причинения вреда здоровью гражданам от чрезвычайной ситуации муниципального характера в размере 400 000 рублей, как того требует Тленкапачева М.М.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются, последние не могут быть признаны основанием для отмены судебного постановления, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению, все юридически значимые обстоятельства были установлены судом первой инстанции, при этом суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Как установил суд, прошедший 30 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> КБР ураган квалифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера, то есть в установленном порядке не отнесен к чрезвычайным ситуациям федерального, межрегионального и регионального характера, на которые распространено действие Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее выплату суммы 400 000 рублей потерпевшим, которым причинен вред здоровью, действующее законодательство на уровне регулирования возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории <адрес> КБР не предусматривает такой размер выплат потерпевшим.
Данные выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе.
При рассмотрении данного спора судом первой инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР
о п р е д е л и л а:
решение Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тленкапачева М.М. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.З. Бейтуганов
Судьи Т.Х. Сохроков
М.М. Бижоева