Дело №
УИД 42RS0№-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 08.06.2022
Беловский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Щапова А.С.,
при секретаре судебного заседания С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В. к ФИО1 городского округа об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ФИО1 городского округа об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты.
Свои требования мотивируют тем, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит М.В.по праву собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрированного Бюро технической инвентаризации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ состоящего на кадастровом учете за №.
В указанном доме истецзарегистрирована и проживает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ.
Дом истца находится на горном отводе в зоне влияния горных работ ликвидированного АООТ «Шахта» Пионерка» Дом стал ветхим и непригодным для проживания, по данным Филиала № БТИ <адрес> физический износ дома составляет 65 %.
СогласнозаключенияспециализированнойорганизацииМежотраслевой научный центр «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ №/з, жилой дом по <адрес> в <адрес> подлежит сносу, как ставший непригодным для проживанияпокритериямбезопасности врезультатеведениягорных работ ликвидированного ФИО7
На основании решения ФИО1 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №,ФИО1 городского округа, истец включена в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которого имеют право на содействие в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого в форме предоставления социальных выплат.
Согласно техническому заключению специализированной организации ФИО8 жилой дом по адресу: <адрес>-Кузбасс, <адрес> на момент обследования находится в аварийном состоянии и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию.
При обращении в ФИО1 городского округа заключить с истцами договор на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, истцу было отказано в связи с тем, что субвенции на предоставление социальных выплат поступают, не полностью и было предложено обратиться в суд.
Так как, дальнейшая эксплуатация дома предоставляет опасность для жизни и здоровья истца, она вынуждена обратиться за защитой своих прав в суд с настоящим иском.
Из приведенных положений взаимосвязи следует, что у истца возникло право на заключение с ФИО1 городского округа, договора на предоставление социальной выплаты с момента включения истца в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.
Истец просит обязать ФИО1 городского округа, заключить с ней: М.В., договор на предоставление социальной выплаты как на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданинуподлежащему переселению и ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ФИО9» непригодным для проживания по критериям безопасности, проживающей в жиломдоме по адресу: <адрес>.
Истец М.В. в судебное заседание не явилась о времени, месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании ФИО1 истца М.В.- ФИО10. действующий на основании доверенности исковые требования поддержал и подтвердил обстоятельства, на которых они основаны, дал пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
ФИО1 городского округа - ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала.
Суд, выслушав ФИО1 истца, ФИО1 ответчика исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу статьи40 КонституцииРоссийской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительство РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно пункту 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, поформе, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из–за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
В судебном заседании установлено, что М.В.. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из домовой книги жилого помещения по адресу: <адрес>, следует, что истец зарегистрирована по указанному адресу.
Согласно данным технического паспорта «Государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации <адрес>» Филиал № БТИ <адрес> на жилой дом по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> года постройки, общая площадь составляет 34,9 кв.м., жилая площадь 25,8 кв.м. Согласно техническому описанию конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, отапливаемых пристроек жилого дома, процент износа дома составляет 65%.
Из заключения ФИО14 проект» по обследованию несущих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> следует, что несущие конструкции жилого дома не обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Противоаварийные мероприятия и капитальные, текущие ремонты, проводимые собственниками жилья, не приводят к положительному результату, и существует опасность разрушения конструкций при их дальнейших деформациях. Дальнейшие капитальные ремонты дома экономически не целесообразен и можетпревысить коммерческую стоимость жилья всего дома в целом.
Решением ФИО1 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №иску М.В. Администрации ФИО1 городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья в котором постановлено: исковые требования М.В. удовлетворены, постановлено:
Обязать ФИО1 городского округа включить М.В. как собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которого имеют право на содействие в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого в форме предоставления социальных выплат.
Взыскать с ФИО1 городского округа в пользу М.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1-3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что дальнейшее проживание в жилом доме по адресу: <адрес>-Кузбасс, <адрес> для истца невозможно, дом согласно техническому заключению ФИО11», является ветхим, находится в аварийном состоянии и угрожает жизни и здоровью людей.
Из материалов дела также следует, что вследствие негативного влияния горных выработок на жилой дом по указанному адресу он является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «ФИО12
Таким образом, поскольку проживание в доме по адресу: <адрес>-Кузбасс, <адрес>, невозможно, по причинам, связанным с подработкой территории, на которой расположен дом, горными работами ФИО13», суд приходит к выводу, что истец имеют право на социальную помощь от государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, подлежащего сносу.
С учетом изложенного, исковые требования М.В. об обязании ФИО1 городского округа, заключить с М.В. договор на предоставление социальной выплаты как на одиноко проживающего гражданина,на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданам подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтахнепригодными для проживания по критериям безопасности, жилого дома расположенного по адресу <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФИО1 городского округа заключить с М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор на предоставлениесоциальной выплаты как на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья, за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданам подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, жилого дома расположенного по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст мотивированного решения составленДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ А.С. Щапов