Решение от 16.05.2023 по делу № 8Г-3397/2023 [88-4834/2023] от 24.03.2023

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № 88-4834/2023

УИД 20RS0005-01-2022-002651-13

         № дела 2-1985/2022

в суде первой инстанции

16 мая 2023 г.                                                                              г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Козлова О.А., Корниенко Г.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дедиева И.А-Х., Дадаева С.Ш., Дадаева Х.Ш., Сатарбиева А.Ш., Яхъяева М.Д., Солтаханова А.М., Усманова Х.А., Каруевой Р.А., Джацаева М-Э. Б., Мацаевой З.М., Ахматгириевой М.А., Асхабова М.Х., Дудаевой Б.А., Маташевой Т.Ш., Байсагурова В.А., Алиева У.М., Джамалхановой Д.В., Канаевой П.А., Вахаева С.Х., Саралиева А.М., Жунаидовой А.А., Ильясовой М.Ш., Асхабовой М.А., Газиева И.У., Наибовой М.Ш. к Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по Чеченской Республики, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации за утраченное жилье

по кассационной жалобе представителя истцов - адвоката Шевчука А.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 г.,

заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А., выслушав объяснения представителей Дедиева И.А-Х. по ордеру от 16 мая 2023 г. адвокатов Шевчука А.Ф. и Жукова Е.В., поддержавших кассационную жалобу,

установила:

29 августа 2022 г. Дедиев И. А-Х., Дадаев С.Ш., Дадаев Х.Ш., Сатарбиев А.Ш., Яхъяев М.Д., Солтаханов А.М., Усманов Х.А., Каруева Р.А., Джацаев М-Э. Б., Мацаева З.М., Ахматгириева М.А., Асхабов М.Х., Дудаева Б.А., Маташева Т.Ш., Байсагуров В.А., Алиев У.М., Джамалханова Д.В., Канаева П.А., Вахаев С.Х., Саралиев А.М., Жунаидова А.А., Ильясова М.Ш., Асхабова М.А., Газиев И.У., Наибова М.Ш. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании социальной выплаты за утраченное в результате стихийного бедствия - землетрясения, произошедшего на территории Чеченской Республики 11 октября 2008 г., жилье.

Решением Ленинского районного суда города Грозного от 15 сентября 2022 г. исковые требования Дедиева И.А-Х., Дадаева С.Ш., Дадаева Х.Ш., Сатарбиева А.Ш., Яхъяева М.Д., Солтаханова А.М., Усманова Х.А., Каруевой Р.А., Джацаева М-Э.Б., Мацаевой З.М., Ахматгириева М.А., Асхабова М.Х., Дудаевой Б.А., Маташевой Т.Ш., Байсагурова В.А., Алиева У.М., Джамалхановой Д.В., Канаевой П.А., Вахаева С.Х., Саралиева А.М., Жунаидовой А.А., Ильясовой М.Ш., Асхабовой М.А., Газиева И.У., Наибовой М.Ш. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, выслушав объяснения представителей истца, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 7 июня 1995 г. постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", далее - постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561).

Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации - землетрясения, произошедшего на территории Чеченской республики в октябре 2008 г.) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац первый).

Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561).

Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 г. Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. N 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).

Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в октябре 2008 г. на территории Чеченской Республики произошло землетрясение, повлекшее разрушение зданий, в том числе жилых домов, и нарушение жизнедеятельности населения.

Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2008 г. № 491-Р «О введении чрезвычайной ситуации на территории Чеченской Республики с 14 часов 00 минут 11 октября 2008 г.» (далее - распоряжение Правительства Чеченской Республики от11 октября 2008 г. № 491-Р), на территории Чеченской Республики был введён режим чрезвычайной ситуации (далее - Режим ЧС).

Из пункта 5 распоряжения Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2008 г. № 491-Р усматривается поручение Председателю Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чеченской Республики на проведение внеочередного заседания комиссии по вопросу организации жизнеобеспечения, оказания неотложной помощи пострадавшему населению и определению ущерба, нанесённого землетрясением на территории Чеченской Республики.

14    ноября 2008 г. Правительством Чеченской Республики было издано распоряжение № 550-р «О ликвидации последствий землетрясения» (далее - распоряжение Правительства Чеченской Республики от 14 ноября 2008 г. № 550-р), в соответствии с которым, в целях ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 11 октября 2008 г. и оперативного решения вопросов проектные институты привлечены к проведению работ для обследования пострадавших домовладений. Администрациям пострадавших районов поручено в кратчайшие сроки формирование пакетов документов по пострадавшим жилым помещениям, предоставление их в ГУП «Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики».

15    ноября 2008 г. сформированной комиссией с участием специалистов ФГУП «Ростехинвентаризация» по Шалинскому району проведено визуальное обследование домов, составлены акты с отражением в них процента разрушения, технического состояния домов, оказавшихся в зоне землетрясения, и заключения комиссии по каждому обследованному дому.

Согласно комиссионным актам от 11 октября 2008 г. № 380 по дому Дедиева И.А., № 401 по дому Дадаева С.Ш., № 446 по дому Дадаева Х.Ш., № 334 по дому Сатарбиева А.Ш., № 357 по дому Яхъяева М.Д., № 408 по дому Солтаханова А.М., № 412 по дому Усманова Х.А., № 443 по дому Каруевой Р.А., № 432 по дому Джацаева М-Э.Б., № 417 по дому Мацаевой З.М., № 423 по дому Ахматгтриева М.А., № 442 по дому Яхъяева М.С., № 425 по дому Асхабова М.Х., № 445 по дому Дудаевой Б.А., № 439 по дому Маташевой Т.Ш., № 438 по дому Байсагурова В.А., № 437 по дому Алиева У.М., № 429 по дому Джамалхановой Д.В., № 385 по дому Канаевой П.А., № 383 по дому Вахаева С.Х., № 414 по дому Саралиева А.М., № 447 по дому Жунаидовой А.А., № 424 по дому Ильясовой М.Ш., № 431 по дому Асхабовой М.А., № 420 по дому Газиева И.У. и № 435 по дому Наибовой М.Ш. комиссия по результатам обследования пришла к однозначному выводу о том, что жилые дома истцов в результате землетрясения полуразрушены и не пригодны для проживания.

Из актов обследования от 11 октября 2008 г., составленных комиссией в соответствии с распоряжениями Правительства Чеченской Республики № 491-Р, № 550-Р и «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 47 (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 47), следует, что дома истцов повреждены именно в результате землетрясения, возникли трещины, в фундаменте и несущих стенах, произошло провисание потолков, смещение стен. Что дома пришли в состояние непригодное для проживания в результате землетрясения, установлено авторитетной комиссией с участием уполномоченных представителей администрации Шалинского района, ФГУП «Ростехинвентаризация-ФБТИ», ФГУЗ в Шалинском районе, ГУП «Чеченагропромпроект», ОГПН по Шалинскому району и администрации села Автуры Шалинского района.

Разрешая возникший спор и принимая указанное решение об удовлетворении заявленных исков, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982, исходил из того, что истцы и члены их семей проживали в принадлежащих им домовладениях, которые в результате землетрясения в октябре 2008 г. были разрушены, однако в нарушение закона и нормативных актов по вине администрации села Автуры и членов Комиссии не были включены в список лиц на получение жилищных сертификатов, в связи с чем имеют право на получение соответствующих выплат в установленном размере.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая указанное решение об отказе в удовлетворении искав, суд апелляционной инстанции, руководствуясь указанными положениями статьи 18 Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлений Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 и 14 октября 2010 г. № 835, Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. № 916), постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982, исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств соблюдения истцами заявительного порядка реализации права на получение государственного жилищного сертификата и уважительности причин его несоблюдения на протяжении длительного времени.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что обязательным условием реализации права на получение государственного жилищного сертификата – денежной выплаты для приобретения жилья является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

Поскольку из нормативных положений, действовавших на момент чрезвычайной ситуации – землетрясения, произошедшего на территории Чеченской Республики в октябре 2008 года, в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. При этом реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Вместе с тем при разрешении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые выразились в следующем.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Согласно части 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на основании норм материального права, подлежащих применению.

Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункта 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относим░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 55, 59 - 61, 67 ░░░ ░░), ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 327 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 ░ 43 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░. N 16 "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 327 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ (░░░░░ 1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░░ 56 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 397.7 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░                                ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░.░.

8Г-3397/2023 [88-4834/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Байсагуров Вахит Ахмедович
Сатарбиев Абубакар Шахидович
Асхабов Магамед Хамзатович
Ильясова Малика Шамильхаджиевна
Дадаев Саидарби Шамханович
Наибова Муильмат Ширваниевна
Джамалханова Джаукар Вахаевна
Дудаева Барет Абубакаровна
Дедиев Исмаил Абдул-Хасанович
Жунаидова Аниса Аптыевна
Дадаев Хусейн Шепануевич
Солтаханов Али Мустайхович
Маташева Таус Шараниевна
Каруева Раиса Айндиевна
Канаева Пердоз Абдухожаевна
Алиев Умар Магамедович
Яхъяев Магамед Джалаудинович
Асхабова Мадина Абубакаровна
Вахаев Солтагира Хамзатович
Мацаева Зинаида Магомедовна
Усманов Хасан Абусолтанович
Яхъяев Махмуд Сулейманович
Газиев Иса Умарович
Саралиев Ахмед Макшиевич
Ахматгириев Магамед Алпашаевич
Джацаев Магомед-Эми Билалович
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК РФ по ЧР
Министерство финансов РФ
Другие
МУ Администрация шалинского муниципального района" Чеченской Республики
Адвокат Шефчук А.Ф.
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
5kas.sudrf.ru
16.05.2023Судебное заседание
16.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее