Дело № 2-69/2024
24RS0020-01-2024-000027-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2024 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тимофеева С.С.,
при секретаре Черкасовой А.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Школиной Татьяне Александровне о возложении обязанности произвести очистку от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с исковым заявлением к Школиной Т.А. о возложении обязанности произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, в обоснование своих требований, указав, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя КГБУ «Идринское лесничество» и ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, по условиям которого КГБУ «Идринское лесничество» передало Школиной Т.А. в собственность лесные насаждения объемом 20,00 куб.м на площади 0,15 га, расположенной на территории <адрес>, в квартале №, выделе №, лесосеке №, делянке №, предназначенные для заготовки древесины в целях отопления жилого дома. Заготовка древесины производилась в период срока действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ инженером лесопользования ФИО5, произведен осмотр лесного участка, расположенного: <адрес>, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка №, в ходе которого выявлен факт нарушения требований лесного законодательства РФ, а именно: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными, а также иное негативное воздействие на леса, выраженное в неудовлетворительной очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,08 га. В результате лесному фонду был нанесен ущерб, размер которого определен расчетно-технологической картой и расчетом ущерба, сумма ущерба составила 2201 руб. 60 коп.
Просит возложить обязанность на Школину Т.А. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,08 га, в лесном участке по адресу: делянка №, лесосека №, выдел №, квартал №, <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУ «Идринское лесничество».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативно правовые акты основываются на принципах сохранения средооборазующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться с целью заготовки древесины.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Согласно положениям статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Согласно ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
В силу ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (в лице КГБУ «Идринское лесничество») и Школиной Т.А. заключён договор купли-продажи лесных насаждений № по месторасположению лесных насаждений, общей площадью 0,15 га, в объеме 20,00 куб.м, на территории: <адрес>, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка №, предназначенные для заготовки древесины в целях заготовки древесины в целях отопления жилого дома, расположенных на территории края, по условиям которого, продавец передал покупателю лесные насаждения по указанному адресу, а покупатель принял лесные насаждения и обязался уплатить за них плату.
Согласно п.8 указанного договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий в сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9 договора, заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.23 договора, срок договора установлен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения 762 о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Школина Т.А., являясь лесопользователем, осуществляла лесозаготовку на основании договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ в квартале №, выделе №, лесосеке №, деляне №. При проведении осмотра лесосеки обнаружено загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса (за исключением размещения в лесах отходов производства и потребления) на площади в 0,08 га. Ущерб от нарушения лесного законодательства по лесосеке составил 2201 руб. 60 коп., что усматривается из расчета ущерба.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, а также условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № и причинения ущерба в размере 2201 руб. 60 коп., что подтверждается также схемой (абрисом), справкой о сумме ущерба, фотоматериалами, актом осмотра лесосеки.
Несоблюдение норм природоохранного законодательства влечёт нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, ввиду её захламления, и не позволяет проводить работы по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям, поскольку порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства, такие отходы должны быть убраны.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из указанного следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.
При таких обстоятельствах, требования КГКУ «Лесная охрана» о возложении на ответчика обязанности произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание соблюдение принципа исполнимости судебного решения, которому не отвечают требования иска об исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей в течение двух месяцев с момента вступления в силу судебного решения, суд полагает разумным и справедливым установить срок для исполнения удовлетворенных исковых требований КГКУ «Лесная охрана» - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу положений ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 50, п.2 ст. 61.1 и п. 2 ст.61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Возложить на Школину Татьяну Александровну (паспорт: № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код №) обязанность произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,08 га в лесном участке по адресу: <адрес>, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка №, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Школиной Татьяны Александровны (паспорт: № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код №) государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Идринский район Красноярского края.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья С.С. Тимофеева
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года
Верно
Судья С.С. Тимофеева