Дело № 12-157/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
2 августа 2017 г. г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Кольцовой Е.В.,
с участием представителей ООО «Чебоксарский трубный завод» Мулюкова Д.Г., Курманиной Л.Г.,
представителя Росприроднадзора по ЧР Карлинова А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики административное дело по жалобе генерального директора ООО «Чебоксарский трубный завод» Карчева В.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР № 12-01 от 26 мая 2017 г., которым
Общество с ограниченной ответственностью «Чебоксарский трубный завод», адрес нахождения юридического лица и место осуществления хозяйственной деятельности: <адрес>, <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №, ОКВЭД №,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР № 12-01 от 26 мая 2017 г. ООО «Чебоксарский трубный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Чебоксарский трубный завод» Карчев В.Н. обратился в городской суд с жалобой, просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 12-01 от 26.05.2017 по тем основаниям, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. ФЗ от 29.12.2015 № 404-ФЗ сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен из видов негативного воздействия на окружающую среду, плата за которое ранее подлежала взиманию с лиц, обязанных ее вносить. Законодательством РФ не предусмотрен запрет на сброс очищенных поверхностных сточных вод на рельеф местности. Согласно заключению Филиала по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 03.05.2017 к протоколу № 151/04/03-Г превышение концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах почвы не выявлено. Понятие водосборной площади как территории, сток с которой формирует водный объект, не применим в рассматриваемом случае; в непосредственной близости от места осуществления сброса сточных вод Обществом никаких водных объектов не обнаружено. Сброс поверхностных вод в период с 25.05.2016 по 24.05.2017 осуществлялось всего 42 дня. Общество не согласно с выводами административного органа о нарушении ст.ст. 23, 34 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002, ч. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, так как Общество не осуществляет загрязнение земель и не наносит вред окружающей среде. 01.07.2010 Приволжское Управление Ростехнадзора выдало положительное заключение № С.21.345.10.36 по результатам рассмотрения материалов проекта по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности ОО О «Чебоксарский трубный завод» с выдачей разрешения на сброс загрязняющих веществ с неорганизованным поверхностным стоком с территории Общества; в настоящее время получен проект «отведение организованного сброса поверхностных сточных вод с территории ООО «Чебоксарский трубный завод», согласованный с МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарск».Кроме того, при рассмотрении дела должным образом не рассмотрен вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ или назначения наказания в виде предупреждения.
Представители ООО «Чебоксарский трубный завод» Курманина Л.Г., Мулюков Д.Г., в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе, вновь приведя их суду.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Карлинов А.Н. просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку со стороны ООО «Чебоксарский трубный завод» имело место нарушений ст.ст. 23, 34 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, указанные обстоятельства полностью подтверждены материалами административного дела.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы рассматриваемого дела и истребованные материалы дела об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Чебоксарский трубный завод», судья приходит к следующему.
В соответствии с ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, положениями ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ в собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из представленных материалов следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения Обществом обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, связанных с охраной окружающей среды, выявлены факты нарушения требований природоохранного законодательства, а именно сброс поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод Обществом на рельеф местности. Так, поверхностные (дождевые и/или талые) сточные воды с производственной территории Общества организованно отводятся по специальным лоткам и собираются в дождеприемнике, из которых насосом перекачиваются в установку очистки дождевых сточных вод автозаправочных станций «Свирь-20у», где происходит очистка вод механическим и сорбционным способом. Далее очищенные сточные воды самотеком по трубопроводу поступают в накопительную емкость, расположенную за пределами производственной территории ООО «Чебоксарский трубный завод», откуда через переливную трубу сбрасываются на рельеф местности на земельном участке в кадастровом квартале 21:02:010603, в районе производственной базы Общества. Фактический объем поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод, отведенных обществом на рельеф местности, по данным статистической отчетности 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2016 год составляет 1,72 тыс.куб.м. В соответствии с утвержденным планом-графиком Обществом ведется лабораторный контроль за эффективностью работы установки по очистке дождевых сточных вод автозаправочных станций «СВИРЬ-20у».
Данные обстоятельства установлены собранными по делу доказательствами: приказом органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица № 194-к от 04.04.2017; актом проверки № 11-17 от 10.05.2017; протоколом об административном правонарушении № 12-01 от 19.05.2017, которым должностным лицом административного органа дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно положениям ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия юридического лица должностным лицом административного органа обоснованно квалифицированы по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.
Доводы автора жалобы сводятся к несогласию с толкованием должностным лицом административного органа норм права, а также с оценкой, данной последним, и не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом постановлении. Между тем, иное толкование нормативно-правовых актов и несогласие с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для их переоценки и отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР.
Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба не содержит.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции в минимальном размере, установленного санкцией ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР № 12-01 от 26 мая 2017 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чебоксарский трубный завод» по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской ЧР суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В.Кольцова
Мотивированное решение изготовлен 4 августа 2017 г.