Решение по делу № 2-1574/2017 от 23.05.2017

Дело № 2-1574/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2017 года                                г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи            Ботовой М.В.,

при секретаре                     Валинуровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа об обязании обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г. Копейска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа об обязании обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернета. В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой г. Копейска проведена проверка исполнения законодательства об образовании и о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что Интернет-ресурс Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа (далее – МБУ спортивная школа №1) по адресу: http://74213sp1.edusite.ru/ не обеспечивает свободный доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья по зрению. При изучении электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 29.11.2012 года №1789-СТ. Сложившаяся ситуация влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц из числа инвалидов по зрению - пользователей сайта, обучающихся и их родителей, граждан, изучающих официальные Интернет-ресурсы с целью последующего выбора конкретного образовательного учреждения для детей, на получение полной информации об образовательном учреждении, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, и нарушает их права на получение гарантированной законом информации. Просят возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа №1» Копейского городского округа обязанность по обеспечению доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа №1» о месте и времени судебного заседания извещен, представитель в судебное заседание не явился.

Третьи лица Управление образования администрации Копейского городского округа, администрация Копейского городского округа о месте и времени судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились.

В силу ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Истец Прокурор г. Копейска в судебном заседании на требованиях настаивала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Из Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605) следует, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Кроме того, в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 01 декабря 2015 года №1297 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.

Приказом Минкомсвязи России от 25.04.2014 N 108 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий» в соответствии с указанной государственной программой Российской Федерации утверждены методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий. В целях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны общие методические рекомендации:

- при разработке и внедрении систем информирования и оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф учитывать необходимость гарантированного доведения оперативной информации до различных категорий инвалидов.

- содействовать экономической доступности предоставляемых инвалидам услуг связи, в том числе платного телевидения и доступа к сети Интернет (бесплатные или льготные тарифы, компенсационные выплаты).

- способствовать развитию сети электронных библиотек и библиотечного обслуживания как одной из форм комплексной реабилитации инвалидов различных категорий.

- разрабатывать и внедрять информационно-диспетчерские службы в интересах инвалидов различных категорий.

- адаптировать официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению, а также обеспечить доступ инвалидов к электронным государственным услугам посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом физических возможностей всех категорий инвалидов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В силу ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785. Однако указанный нормативно-правовой акт не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению, тогда как Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения.

Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

Как следует из материалов дела, страшим помощником прокурора г. Копейска Челябинской области проведена проверка официального сайта муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа по адресу: http://74213sp1.edusite.ru/, что подтверждается актом осмотра сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» от 16 мая 2017 года (л.д.9).

Из указанного акта осмотра от 16 мая 2017 года, а также из приложенной к материалам дела распечатки с официального сайта МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа следует, что сайт МБУ спортивная школа №1 по адресу: http://74213sp1.edusite.ru/ не имеет альтернативной версии для слабовидящих, предусматривающей возможность масштабирования, изменения цветовой схемы и звукового сопровождения, что не соответствует требованиям ст.ст. 2,15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и требованиям ст.ст. 3,29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Из объяснения директора МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского от 16 мая 2017 года, данного старшему помощнику прокурора г. Копейска Челябинской области, следует, что МБУ «Спортивная школа №1 олимпийского резерва» КГО имеет собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://74213sp1.edusite.ru/, который действительно не имеет версии для слабовидящих. Распорядителем бюджетных средств является Управление физической культуры, спорту и туризму администрации Копейского городского округа, однако, из указанного Управления не поступало указаний о разработке версии сайта для слабовидящих. Техническая возможность создания версии для слабовидящих на сайте учреждения имеется, вопрос заключается в оплате указанных работ, у учреждения денежные средства на данную статью расходов отсутствуют (л.д. 11-12).

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения ущемляют установленные законом социальные права инвалидов, граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества, требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что следует возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа обязанность по обеспечению доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л :

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Копейского городского округа обязанность по обеспечению доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 (трех) месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:     М.В. Ботова

2-1574/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Копейска
Цуканов И.И.
Конкурсный управляющий ООО КБ "АйМаниБанк" в лице Государственной корпорации агентство по страхованию вкладов
Ответчики
Константинов В.В.
Шамина Ю.Г.
МБУ"Спортивная школа олимпийского резерва №1" КГО
Удовицкая О.А.
Другие
Семенов В.Е.
Кашкарова О.С.
Управление физической культуры, спорта и туризма администрации КГО
Администрация КГО
Булавинов В.Д.
Меньшикова К.В.
Толстых М.Г.
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2017Передача материалов судье
24.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2017Подготовка дела (собеседование)
21.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2017Судебное заседание
17.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2017Дело оформлено
18.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2017Передача материалов судье
05.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.07.2017Предварительное судебное заседание
01.08.2017Судебное заседание
22.08.2017Судебное заседание
23.08.2017Судебное заседание
24.08.2017Судебное заседание
14.09.2017Судебное заседание
01.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
11.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2017Судебное заседание
10.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее