Судья Китюх В.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-2039/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2021 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Цыбиковой Ю.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1597/2020 по иску Сморкалова И.В. и Сморкаловой Е.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования о проведении капитального ремонта жилого помещения, признании права на меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения
по апелляционной жалобе и уточнению к ней Сморкаловой Е.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2020 года,
установила:
Сморкалов И.В. и Сморкалова Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) обратились в суд с иском, указав в обоснование, что являются собственниками в праве общей долевой собственности на жилой <адрес изъят> в <адрес изъят> в равных долях по ? доли каждому. В июне 2019г. в период наводнения жилой дом находился в зоне затопления, и наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в то время как межведомственная комиссия, сославшись на акт обследования дома и заключение строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» своим заключением от 30.07.2019 №396 признала дом подлежащим капитальному ремонту, вследствие чего администрация Нижнеудинского муниципального образования вынесла соответствующее постановление от 02.08.2019 №1114. В ноябре 2019г. межведомственная комиссия повторно провела обследование дома и снова пришла к заключению о необходимости проведения капитального ремонта. Истцы не согласны с вышеуказанными заключением межведомственной комиссии и постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, поскольку с привлечением специалистов провели оценку технического состояния дома и согласно заключению специалистов «Независимая оценка экспертиза недвижимости» от 03.12.2019г. №03-12/19 дом является аварийным и подлежащим сносу.
Истцы просили суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 30.07.2019 №396 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 №1114 «О проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» в части п.1.22 о проведении капитального ремонта их жилого дома; признать их право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в период чрезвычайной ситуации.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 09.11.2020 исковые требования Сморкалова И.В., Сморкаловой Е.В. частично удовлетворены. Суд признал незаконными заключение межведомственной комиссии от 30.07.2019 №396 о выявлении оснований для проведения капитального ремонта жилого дома <адрес изъят>, расположенного на <адрес изъят> Иркутской области, и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования «О проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» от 02.08.2019 №1114 в части п.1.22 о проведении капитального ремонта жилого <адрес изъят>, расположенного на <адрес изъят> в <адрес изъят> Иркутской области; возложил обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования по вступлении решения суда в законную силу провести повторное обследование жилого <адрес изъят>, расположенного на <адрес изъят> в <адрес изъят> Иркутской области, и принять решение по результату обследования.
В удовлетворении иска о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в период чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, суд отказал.
В апелляционной жалобе Сморкалова Е.В., действующая за себя и несовершеннолетних (данные изъяты)., просит решение суда изменить в части отказа в признании права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения и в части возложения обязательства на администрацию Нижнеудинского муниципального образования провести повторный осмотр жилого дома.
В обоснование доводов к отмене решения истец указала, что выводы суда относительно оценки независимой экспертизы противоречат друг другу, поскольку признает с одной стороны недостаточным заключение экспертизы для подтверждения утраты жилья, но находит его существование основанием для отмены заключения комиссии. В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ истцом представлено доказательство – заключение Независимой Экспертизы, составленное в декабре 2019 года, в то время как первоначальное заключение ООО «МНСЭ» составлено 19.07.2019. Состояние дома могло ухудшиться из-за негативного воздействия на него паводка, последствия наводнения могли проявиться в большей степени, в том числе и с просадкой грунта и самого дома, процесса гниения.
Обращает внимание, что у суда отсутствовали основания для возложения обязательств на ответчика проводить обследование дома, принимать повторное решение, так как стороны об этом не заявляли.
Суд не учел, что ответчик имел достаточно времени и возможность провести повторный осмотр дома после 03.12.2019 и принять новое уточняющее решение.
Суд не принял во внимание, что вынесенное заключение об оценке технического состояния жилого помещения неуполномоченным составом жилищной комиссии нарушает жилищные права истцов, необъективно отражает техническое состояние дома.
Суд объективно не разрешил требования истцов по ст.ст. 11,12 ГК РФ – о признании права при том, что истцы имели право оспорить заключение межведомственной комиссии и ставили требование о признании своих прав независимо от выводов комиссии и порядка обследования жилого помещения.
Относительно доводов апелляционной жалобы от представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуева Е.А. поступили возражения.
В уточнении к апелляционной жалобе Сморкалова Е.В. просит изменить решение суда в части отказа в признании права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения и в части возложения обязательства на администрацию Нижнеудинского муниципального образования провести повторный осмотр жилого дома и вынести новое решение по делу в данной части, которым признать незаконными заключение от 30.07.2019 № 396 и постановление от 02.08.2019 № 114, а также признать право истцов на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в период чрезвычайной ситуации в июне-июле 2019 года.
Дополнительно указывает, что после состоявшегося по делу решения суда администрация Нижнеудинского муниципального образования исполнила свою обязанность по обследованию и осмотру дома до вступления решения суда в законную силу. По постановлению № 1913 от 25.12.2020 принадлежащее истцам жилое помещение признано непригодным для проживания. Данным доказательством подтверждается правомерность требований истца на признание их прав на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в период чрезвычайной ситуации в июне-июле 2019 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почта России, в заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение истца Сморкаловой Е.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) ее представителя Болдыревой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и уточнения к ней, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции установил, что Сморкалов И.В., Сморкалова Е.В., (данные изъяты).И. являются собственниками по 1/4 доли в праве на жилой дом, общей площадью 31,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 20-23 том 1).
Согласно акту обследования жилого дома межведомственной комиссией от 09.07.2019 №396 в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, жилой дом был в зоне затопления, что подтверждается постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Нижнеудинского муниципального образования». При визуальном осмотре наблюдаются разрушения цоколя, отмостки фундамента, требуется дополнительное инструментальное обследование.
На основании государственного контракта с администрацией Нижнеудинского муниципального образования ООО «МНСЭ» 19.07.2019 проведена оценка технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций спорного жилого дома. Экспертами установлены: локальные участки размытия грунта в районе подпорных стен подполья здания, чрезмерное замачивание деревянных конструкций подпольного пространства, трещины в кладке печи по причине осадки фундамента печи, отсутствуют отмостки. Объект обследования жилой дом, по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, находится в ограниченно-работоспособном состоянии, требуется провести работы по капитальному ремонту здания.
Заключением межведомственной комиссии от 30.07.2019 №396, в соответствии с п.п.33, 36, 38, 47 Положения, установлены основания для признания жилого дома по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 №1114 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> признан капитальному ремонту – п.1.22.
08.11.2019 по повторному обращению Сморкаловой Е.В. проведён повторный осмотр жилого дома межведомственной комиссией, которая подтвердила данное 30.07.2019 заключение о наличии оснований для признания дома нуждающимся в капитальном ремонте.
03.12.2019 по инициативе истцов дом обследован специалистами «Независимая оценка экспертиза недвижимости», и составлено заключение №03-12/19, согласно которому дефекты и повреждения несущих конструкций дома и отделки возникли по причине затопления дома паводком и привели к аварийному, не допустимому для проживания состоянию дома. Восстановление дома нецелесообразно, он подлежит сносу.
Разрешая заявленные требования, установив, что выводы межведомственной комиссии о выявлении оснований для проведения капитального ремонта и соответствующее постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования сделаны при наличии двух противоречащих друг другу заключений специалистов по одному и тому же дому, после получения истцами вышеназванного заключения повторное обследование дома не проведено при наличии явных показаний к тому, в связи с чем суд признал заключение межведомственной комиссии от 30.07.2012 № 396 о выявлении оснований для признания дома подлежащим капитальному ремонту, а также постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02.08.2019 № 1114 в части п.1.22 о проведении капитального ремонта <адрес изъят> <адрес изъят> <адрес изъят>, возложил на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность провести повторное обследование жилого <адрес изъят>, расположенного на <адрес изъят> в <адрес изъят> (данные изъяты), и принять решение по результату обследования, однако в части признания права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома отказал, поскольку достоверных и допустимых доказательств утраты жилого помещения в чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности допустимых доказательств и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, которые суд применил правильно верно.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27.06.2019 Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 934 от 26.06.2019 с 29.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп (ред. от 21.07.2020 на дату решения) «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлены в Положении, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (пункт 3 Положения).
Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области (пункт 5 Положения).
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17.07.2019 № 556-пп.
Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно пункту 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является наличие сведений о признании такого жилого помещения аварийным, подлежащим сносу (непригодным для проживания) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
Поскольку материалы дела не содержат допустимых доказательств утраты жилого помещения в чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г, то меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, на истцов не распространяются. Суд обоснованно не нашел правовых оснований к удовлетворению исковых требований истцов в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на заключение специалистов № 03-12/19 от 03.12.2019 не являются обоснованными, поскольку решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Доводы уточнения к апелляционной жалобе о том, что дом истцов повторно осмотрен 23.12.2020 межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования, и свои заключением от 23.12.2020 № 186 признала жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> непригодным для проживания, не имеют правового значения для данного дела так как постановление № 1913 от 25.12.2020 и заключение межведомственной комиссии приняты после решения суда по данному делу и в рамках настоящего спора на выводы суда не влияют.
Все доводы апелляционной жалобы и уточнений к ней в целом содержат изложение обстоятельств, на которые истец ссылалась в исковом заявлении и которые являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и уточнение к ней - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Н.К. Черемных
Н.А. Сальникова