Дело № 33-9974/2019 (33-449/2020)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В суде первой инстанции дело № 2-6579/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Овсянниковой И.Н., Порохового С.П.,
при секретаре Цой А.С.,
рассмотрев 4 февраля 2020 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михалевского В. А. к Управлению министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности,
третье лицо Военный комиссариат Хабаровского края,
с апелляционной жалобой Михалевского В. А. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 октября 2019 года,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения Михалевского В.А., его представителя Поплавко А.М., представителя УМВД РФ по Хабаровскому краю Мысловской М.Л., представителя Военного комиссариата Хабаровского края Кузнецовой Ю.Д., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Михайлевский В.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначить и выплачивать пенсию.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходил службу в органах внутренних дел в период с 11.08.1999 по 10.12.2015. Выслуга в календарном исчислении составляет 18 лет 02 мес. 24 дня, в льготном исчислении - 26 лет 03 мес. 11 дней. С 11.12.2015 проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации (далее по тексту- МО РФ), получив воинское звание старшина. Обратившись в пенсионный фонд отделения МВД РФ для назначения пенсии по линии МВД в устной форме ему сообщили, что для начала необходимо оформить военную пенсию по линии МО РФ, а после того как она будет оформлена его переведут на пенсию по линии МВД РФ.
С 13.02.2016 Михайлевский В.А. является пенсионером и состоит на учете в МО РФ. После назначения пенсии военнослужащего, он обратился в УМВД РФ с просьбой перевести его на пенсию по линии МВД РФ, на что был получен письменный ответ от 05.10.2017 № 6/5001 об отказе в назначении пенсии по линии МВД РФ с мотивировкой, что право выбора ведомства, в обязанности которого будет включено назначение пенсии законом не предусмотрено, а период службы в органах Внутренних дел учтен при назначении пенсии по линии МО РФ.
Сотрудники пенсионного отдела МВД РФ ввели его в заблуждение, из-за чего он не смог получить пенсию по линии МВД РФ. То обстоятельство, что после увольнения со службы из органов Внутренних дел истец проходил службу в МО РФ, не лишает истца права на получение пенсии по линии МВД РФ.
Просил признать незаконным отказ УМВД РФ в назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ; обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию по линии МВД РФ.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.10.2019 в удовлетворении исковых требований Михайлевскому В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Михайлевский В.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает на неверный вывод суда о том, что истец после увольнения со службы по линии МВД РФ не реализовал свое право на пенсионное обеспечение по линии МВД РФ, обратившись за назначением пенсии по линии МО РФ, поскольку некомпетентные действия сотрудников ведомства МВД РФ и введение в заблуждение истца не могут служить основанием для нарушения его прав на получение пенсии по линии МВД РФ. Истец не обладал специальными познаниями в области назначения пенсионного обеспечения и полагал, что порядок действий, предложенный должностными лицами МВД РФ, приведет к желаемому результату.
Указывает на неверное толкование судом норм действующего законодательства, выраженное в том, что возможность перехода с пенсионного обеспечения в одном органе на пенсионное обеспечение в другой орган законном предусмотрена только в случае приостановления её выплаты в связи с поступлением на военную службу.
Судом не было учтено, что на дату увольнения истца со службы из органов МВД РФ он имел достаточную выслугу лет для назначения ему пенсии по линии МВД РФ.
В письменных возражениях УМВД РФ по Хабаровскому краю полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Михалевский В.А., его представитель Поплавко А.М. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД РФ по Хабаровскому Мысловская М.Л., представитель Военного комиссариата Хабаровского края Кузнецова Ю.Д. с доводами жалобы не согласились, пояснили, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, Михалевский В.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Хабаровского края.
Приказом командира войсковой части 25625 от 22.01.2016 № 1 старшина Михалевский В.А. уволен с военной службы в запас, как не выдержавший испытание (п. "е" п. 2 ст. 51 ФЗ № 53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом командира войсковой части 25625 от 12.02.2016 № 28 Михалевский В.А. исключен из списков личного состава войсковой части 25625 с 12.02.2016.
26.05.2017 Михалевскому В.А. военным комиссариатом назначена пенсия за выслугу лет с 13.02.3016 по настоящее время.
Согласно сведений из трудовой книжки, Михалевский В.А. уволен со службы в органах внутренних дел на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.201 1 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности).
В соответствии с п. «а», п. «б» ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N 4468-1), и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами МО РФ и входят в состав военных округов в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах".
Частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
По общему правилу, установленному п. "а" ч. 1 ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
В силу ст. 54 Закона N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Нормами названного закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается этим лицам (как военнослужащим, так и лицам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии) после увольнения со службы и носит заявительный характер. При этом пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от их последнего места службы, в частности, в отношении военнослужащих - Министерством обороны Российской Федерации, в отношении лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, - Министерством внутренних дел Российской Федерации. В случае поступления пенсионера из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Таким образом, право на получение пенсии за выслугу лет по прежнему месту службы лица, поступившего вновь на военную службу или иную правоохранительную службу, и приобретшего право на пенсию за выслугу лет по новому месту службы, может быть реализовано только в случае, если по прежнему месту службы ему такая пенсия была назначена, а ее выплата была приостановлена в связи с поступлением этого лица на военную службу или иную правоохранительную службу.
Однако, доказательств в подтверждении того, что Михайлевскому В.А. была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД РФ, но ее выплата была приостановлена в связи с поступлением на новое место службы, не представлено.
Поскольку истец после увольнения со службы в органах внутренних дел к ответчику за назначением ему пенсии по линии МВД РФ не обращался и получателем такой пенсии не являлся, вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на МВД РФ обязанности назначить Михайлевскому В.А. соответствующую пенсию следует признать законным и обоснованным ввиду отсутствия у последнего такого права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на дату увольнения истца со службы из органов МВД РФ он имел достаточную выслугу лет для назначения ему пенсии по линии МВД РФ не являются основанием для отмены решения суда, поскольку пенсия за выслугу лет назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.
Доводы жалобы о том, что истец не обладал специальными познаниями в области назначения пенсионного обеспечения являются несостоятельными, поскольку отсутствие знаний в той или иной области не лишало истца права обратиться с заявлениями о назначении пенсий в пенсионный орган МВД РФ.
Иные доводы жалобы, по существу, сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.