Судья Чикулаева И.Б.
Дело № 2-2054/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-8347/2022
31 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 27 мая 2022 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Худайгулова А.Х., (паспорт), представителя истца Струкова А.В. (доверенность), представителя ответчика Гетц А.А. (служебное удостоверение, доверенность, диплом), судебная коллегия
установила:
Худайгулов А.Х., с учетом уточнения исковых требований, обратился с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 10.02.2020 о снятии Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет Худайгулова А.Х. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указано, что решением комиссии ФСИН России от10.12.2020 Худайгулов А.Х. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. «б» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Считает указанное решение незаконным, поскольку из него неясно по какому основанию Худайгулов А.Х. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 01.10.2021 в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН по Пермскому краю (л.д. 64).
Истец в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, пояснил, что не имеет в собственности жилых помещений, изначально комиссией был поставлен на учет один, без учета членов семьи, обжаловал указанное решение, однако суд не удовлетворил его исковые требования. В дальнейшем обратился с заявлением о внесении изменений, однакоего с учета сняли по непонятным причинам. До настоящего времени в собственности жилого помещения не имеет, поменять место регистрации был вынужден, так как собственник квартиры по ул. **** была намерена ее продать, попросила сняться с регистрационного учета, поэтому зарегистрировался по иному адресу, при этом жилищные условия не улучшил, не ухудшил.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что истец поставлен на учет с 2014 года; в 2017 году обращался с заявлением о включении в список супруги и сына, однако истцу было отказано. Истец не имеет на праве собственности жилых помещений и никогда не имел. Истец сменил место регистрации, не улучшив связи с этим свои жилищные условия. Ранее истец был зарегистрирован в жилом помещении по ул. Янаульской, однако жилое помещение было продано собственником, в связи с чем истец был вынужден зарегистрироваться по другому адресу. Основания для получения жилого помещения не утрачены, в составе семьи указан только один человек.
Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что истец в 2016 году был поставлен на учетна получение единовременной социальной выплаты. Во включении в список супруги и ребенка истца было отказано, поскольку последние имели регистрацию в квартире, которая принадлежала на праве собственности матери супруги. Истец был поставлен на учет один, так как не был установлен факт совместного проживания с супругой и ребенком. Ранее истец был зарегистрирован по адресу: г. Пермь, ул. ****. В 2020 году истец обратился с рапортом о постановке его на учет и внесении изменений, в связи со сменной места регистрации. Комиссия ФСИН России посчитала, что истцом улучшены жилищные условия, было 33,7 кв.м, стало 34,7 кв.м, а количество зарегистрированных уменьшилось, комиссия ФСИН России сняла с учета истца как совершившего действия, указанные в ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ. Из действий истца усматривается, что указанные выше действия совершены с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Если сотрудник снимается с учета добровольно, это расценивается как ухудшение жилищных условий. Истец является действующим сотрудником, право на получение жилого помещения не утратил. Истец просил не только внести изменения в регистрации, но и включить в состав супругу и сына, что повлияло на решение комиссии, поскольку в течение последних пяти лет, супруга истца произвела отчуждение недвижимого имущества.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оснований для снятия истца с учета с целью получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий не имелось, поскольку совершенные им действия не повлекли ухудшение жилищных условий с намерением приобрести право на получение единовременной выплаты в большем размере. Доводы ответчика о том, что истец снят с учета в связи с тем, что его супруга совершила действия по ухудшению жилищных условий судом отклонены с указание на то, что истец состоит на учете без членов семьи.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В письменном виде возражений на апелляционную жалобу не представлено.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, истец, представитель истца просили оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, которым были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 8 Правил сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из пп. «б» пункта 15 Правил следует, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Как следует из материалов дела, Худайгулов А.Х. ** года рождения является ***. Выслуга лет в календарном исчислении на 19.06.2020 составляет 20 лет 04 месяца 08 дней.
27.02.2014 Худайгулов А.Х. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в заявлении супругу Х1., сына Х2.
Согласно выписке из протокола № 39 от 07.06.2016 заседания комиссии ФСИН России Худайгулов А.Х. составом семьи 1 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27.02.2014.
22.06.2020 Худайгулов А.Х. обратился с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи со сменой места регистрации, а также с просьбой включить его супругу и сына как совместно проживающих членов семьи.
Согласно выписке из протокола № 20 от 10.12.2020 заседания комиссии ФСИН России Худайгулов А.Х. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (л.д. 10-11).
В выписке указано, что в период с 13.03.2009 по 31.03.2017 Худайгулов А.Х. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 25,5 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. ****. В период с 19.07.2017 по 10.02.2020 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 33,7 кв.м, по адресу: г. Пермь, ул. ****, которое на праве собственности принадлежит О. Супруга Худайгулова А.Х. и сын с 12.11.2010 по 11.09.2017 были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении площадью 57,1 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. ****, принадлежащем на праве общей долевой собственности (по 1/3 в праве каждому или по 19,03 кв.м.), супруге заявителя, матери супруги заявителя, отцу супруги заявителя. 20.07.2017 жилое помещение по адресу: г. Пермь,ул. **** продано, право собственности прекращено 24.07.2017. Худайгулов А.Х. 10.02.2020, супруга и сын с 11.08.2017 по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 34,7 кв.м, по адресу: г. Пермь, ул. ****, которое принадлежит на праве собственности матери супруги заявителя А.
Худайгулову А.Х. и несовершеннолетнему Х2. жилые помещения на праве собственности не принадлежат.
Иных жилых помещений в собственности и (или занимаемые по договорам социального найма) на территории Российской Федерации Худайгулов А.Х. и члены его семьи не имеют.
Ранее Худайгулову А.Х. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
При рассмотрении рапорта (заявления) Худайгулова А.Х. от 22.06.2020 о внесении изменений в учетное дело в связи со сменой регистрации, а также просьбой о включении супруги – Х1. и сына Х2., как совместно проживающих с ним членов семьи, комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что Худайгулов А.Х. в 2017 году, снявшись с регистрационного учета в жилом помещении общей площадью 33,7 кв.м, принадлежащем на праве собственности О., встав на регистрационный учет в жилом помещении, общей площадью 34,7 кв.м, принадлежащем на праве собственности А., улучшил жилищные условия, в связи с чем утратил основания для получения единовременной социальной выплаты. Установив названные обстоятельства, комиссия ФСИН России пришла к выводу о снятии Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значения для дела, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что Худайгуловым А.Х. не было совершено намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию его нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку снявшись с учета в жилом помещении, общей площадью 33, 7 кв.м., где на каждого проживающего приходилось 6, 74 кв.м., он зарегистрировался в жилом помещении 34, 7 кв.м., где на каждого проживающего приходится 8, 675 м. Таким образом, истец не утратил основания для получения единовременной социальной выплаты. Действий, повлекших ухудшение жилищных условий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, истец и члены его семьи не совершали.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда.
Так, доводы жалобы о добровольности снятия истца с учета по прежнему месту жительства, что свидетельствует о добровольном отказе от пользования жилым помещением, следовательно, о совершении им намеренных действий по ухудшению жилищных условий, являются несостоятельными. Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что истец до 2020 года был зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей лицу, сведений о наличии родственных связей с которым в деле не имеется. Также отсутствуют сведения, что истец был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника. Таким образом, у суда не имелось оснований для вывода о возникновении у истца равных с собственником прав пользования жилым помещением и соответственно, о том, что снятие с регистрации в этом случае свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку проживание лица в квартире в отсутствие правомочий по пользованию, возникающих на основании права собственности либо на основании договора социального найма, предоставляет лицу иной объем прав в отношении жилого помещения и их прекращение не всегда обусловлено его волеизъявлением. Кроме того, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий такие права в силу положений законодательства не учитываются.
По существу из доводов апелляционной жалобы следует, что ответчик оценивает действия истца как направленные на получение единовременной выплаты в большем размере, поскольку в настоящее время истец проживает совместно с членами своей семьи – супругой и несовершеннолетним ребенком. Однако требований о постановке на учет членов семьи истца в рамках данного дела заявлено не было, комиссией решение по данному вопросу не принималось, результатом обращения истца с соответствующим рапортом стало снятие его с учета. Судом требования истца рассмотрены в рамках предъявленного иска. Вопрос о том, являлось ли вселение истца в жилое помещение, в котором проживают его супруга и несовершеннолетний сын, намеренным ухудшением жилищных условий в отсутствие у истца и членов его семьи иных жилых помещений, предметом данного судебного разбирательства не являлся.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения суда в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи