Избербашский городской суд РД
Судья Магомедова Н. И. Дело №3а-34/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2020 г. по делу N 33а-4004/2020, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.-Н. К.,
судей Гончарова И. А. и Омарова Д. М.,
при секретаре Яхъяеве Т. Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца ФИО5 на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от <дата> по административному делу по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № о признании МРИ ФНС № утратившей возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов до 01.01.2017г. в размере № №) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№ (№) копеек; обязании МРИ ФНС № списать задолженность по страховым взносам до 01.01.2017г. в размере в размере № (№) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№) рубля № (№) копеек и исключить из лицевого счета
Заслушав доклад судьи ВС РД Гончарова И. А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № о признании МРИ ФНС № по РД утратившей возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов до <дата> в размере № (№) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№) рубля №) копеек; обязании МРИ ФНС № списать задолженность по страховым взносам до 01.01.2017г. в размере в размере № (№) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№
Решением Избербашского городского суда РД от <дата> в удовлетворении административного иска отказано.
ФИО1 подал апелляционную жалобу на это решение, в которой он считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит судебную коллегию решение суда отменить, принять новое решение, удовлетворив его административный иск.
На заседании судебной коллегии ФИО1 свою апелляционную жалобу поддержал.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС № по РД и представитель заинтересованного лица - Отделения Пенсионного фонда по РД не явились, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения ФИО1, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 этой статьи неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при вынесении решения.
Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем <дата> МРИ ФНС № по РД. <дата> МРИ ФНС № по РД ФИО1 был снят с учета, в связи с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
ФИО1, имевший статус индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, являлся плательщиком страховых взносов, которые в добровольном порядке не уплачивал, в связи с этим ГУ ОПФ по РД в <адрес> направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам:
- №<адрес> на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; на обязательное медицинское страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; всего на общую сумму № рублей и пени № рубля со сроком уплаты до <дата>;
- №<адрес> на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; на обязательное медицинское страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; всего на общую сумму № рублей и пени № рублей со сроком уплаты до <дата>;
- №<адрес> на обязательное пенсионное страхование в размере № рубля и пени в размере № рублей; на обязательное медицинское страхование в размере № рубля и пени в размере № рубля; всего на общую сумму № рублей и пени № рублей со сроком уплаты до <дата>;
- №<адрес> на обязательное пенсионное страхование в размере № рубля и пени в размере № рубля; на обязательное медицинское страхование в размере № рублей и пени в размере № рубля; всего на общую сумму № рублей и пени № рубля, со сроком уплаты до <дата>;
- №<адрес> на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей и пени в размере № рубля; на обязательное медицинское страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; всего на общую сумму № рубля и пени № рубль, со сроком уплаты до <дата>;
- № от 15.06.2016г. на обязательное пенсионное страхование в размере № рублей и пени в размере № рубля; на обязательное медицинское страхование в размере № рублей и пени в размере № рублей; всего на общую сумму № рубля и пени № рубль, со сроком уплаты до <дата>;
- № от 29.01.2017г. на обязательное пенсионное страхование в размере пени № рубля; на обязательное медицинское страхование в размере пени № рубля; всего на общую сумму пени № рублей, со сроком уплаты до <дата>;
В связи с тем, что ФИО1 взносы не уплачивал по указанным требованиям, ГУ ОПФ по РД в <адрес> выносились постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов:
- №<адрес> от 13.09.2011г. о взыскании страховых взносов на общую сумму № рубля;
- №<адрес> от <дата> о взыскании страховых взносов на общую сумму № рублей;
- №<адрес> от <дата> о взыскании страховых взносов на общую сумму № рубля;
- №<адрес>5 от <дата> о взыскании страховых взносов на общую сумму № рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – ФЗ №167) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Статьей 11 Федерального закона №167-ФЗ определено, что регистрация индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в территориальных органах ПФР и снятие их с учета осуществляется в течение трех дней со дня представления налоговым органом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Регистрация и снятие с учета индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту жительства индивидуального предпринимателя. Перерегистрация в другой регистрирующий орган в связи с изменением места жительства осуществляется также на основании данных, полученных от ФНС в виде Выписки из ЕГРИП. При смене места жительства, вся информация по плательщику страховых взносов передается Управлением ПФР по прежнему месту жительства плательщика в Управление ПФР по новому месту жительства в электронном виде.
Полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с <дата> переданы налоговым органам, ФНС России 22.07.2016г. №ММВ-23-1/12@ утвержден "Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации".
Согласно указанному Порядку в органы ФНС была передана информация о сальдо расчетов по каждому плательщику по состоянию на <дата>, а также данные о начисленных суммах страховых взносов за IV квартал 2016 года.
Из справки № МРИ ФНС № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам усматривается, что за ФИО1 образована задолженность по оплате страховых взносов в размере 81035 рублей, пени в размере № рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно буквальному содержанию части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию только та недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которая исчислена в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), списание исчисленной в ином порядке задолженности законом не предусмотрено. Поскольку истцу суммы задолженности начислены по страховым взносам за период предпринимательской деятельности в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового периода, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 названного федерального закона, то, по мнению судов, заявленные им требования неправомерны.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД не может согласиться с таким выводом суда и полагает, что он основан на неправильном применении норм материального права.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).
В части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из приведенного законоположения прямо следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права может привести к нарушению принципа равенства перед законом в отношении плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и плательщиков страховых взносов, добросовестно представлявших такую информацию, что является недопустимым.
Недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Вместе с тем, в силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 данного федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу названного федерального закона.
В силу требований процессуального закона обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие выводы были сделаны Верховным Судом Российской Федерации в кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2020 N 18-КА20-1.
Судом первой инстанции было установлено, что никаких взысканий в бюджет Российской Федерации или иные бюджеты с ФИО1 не производилось.
Вся указанная задолженность по страховым взносам в Фонды обязательного страхования была выявлена за период 2011-2015 годов, и, несмотря на вынесенные постановления УОПФР по РД в <адрес> РД о взыскании задолженности по взносам, не были реально исполнены.
В 2015 году ФИО1 перестал быть индивидуальным предпринимателем, при этом на момент лишения его этого статуса налоговые органы задолженность по указанным взносам не выявили.
Поэтому доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, а также в апелляционной жжалобе о том, что судом первой инстанции не были применены нормы Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ, указанные выше, судебная коллегия признает обоснованными.
В связи с этим судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отменить решение суда первой инстанции, как вынесенное в нарушении норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда РД от <дата> отменить, апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № по РД о признании МРИ ФНС № утратившей возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов до 01.01.2017г. в размере № (№ рублей № (№) копейки и пени в размере № (№ рубля № (№) копеек; обязании МРИ ФНС № списать задолженность по страховым взносам до 01.01.2017г. в размере в размере № (восемьдесят одна тысяча тридцать пять) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№) рубля № (№) копеек и исключить из лицевого счета удовлетворить.
Признать МРИ ФНС № по РД утратившей возможность взыскания с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов до <дата> в размере № (№) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№) рубля № (№) копеек.
Возложит на МРИ ФНС № по РД обязанность списать задолженность по страховым взносам до 01.01.2017г. в размере в размере № (№) рублей № (№) копейки и пени в размере № (№ рубля № (№) копеек и исключить из лицевого счета
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в 6 месячный срок.
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 12 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи